Революционное движение в Индии 1905-1908г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель, которую я ставлю перед собой, при написании данной работы, является:
1) выявление причин и предпосылок данного явления;
2) выявление основных этапов младотурецкой революции;
3) выявить основные силы младотурецкой революции;
4) обозначить итоги данного движения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1. Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIX в………………..
2. Политика британских колониальных властей в 70-80-х годах………………
3. Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии……………………………….
4. Индия после революционных событий 1905-1908 гг……………………………
5. Культура Индии…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии.docx

— 60.68 Кб (Скачать файл)

По мере развертывания  революционного движения в массах росла  популярность "крайних" и их вождя  Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно-демократическое государство. Тилак и другие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс. Они вели агитацию не только среди интеллигенции и мелкобуржуазных слоев города, но и среди рабочих, их агитаторы обращались к крестьянству. Но, вовлекая трудящиеся массы в национально-освободительную борьбу, "крайние" объективно содействовали распространению идейного и политического влияния национальной буржуазии на трудящихся. Индийские буржуазные демократы не выдвинули своей аграрной программы. Обращаясь к крестьянству, эти мелкобуржуазные революционеры апеллировали к религиозным чувствам. Агитация среди рабочих тоже велась главным образом под религиозными и национальными лозунгами.

Следует подчеркнуть, что "крайние" не имели единой политической организации. Под этим именем объединялись разношерстные  мелкобуржуазные группы. Более решительные  из мелкобуржуазных демократов создавали  подпольные организации. Они считали, что их главная задача — подготовка вооруженного восстания. Так, в Бенгалии в 1905 г. была создана подпольная организация "Общество прогресса", в программе  которой говорилось: "Политическая независимость Индии невозможна без насильственного изгнания жадных и себялюбивых чужеземцев. Мы можем, однако, избавиться от них не иначе, как свергнув власть установленного правительства посредством вооруженного национального восстания... Наше основное внимание должно быть обращено на организацию  восстания". Но эти группы готовили восстание заговорщическими методами. Их участники придерживались тактики  индивидуального террора.

Тилак был сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но он считал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это "пассивным сопротивлением". В известном смысле Тилак выступал как предшественник Ганди.

Если внутри Индийского национального  конгресса Тилак и его сторонники составляли меньшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу с колонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем.

Состоявшийся в 1906 г. в  Калькутте съезд Национального  конгресса по предложению Тилака включил в программу Конгресса требование свараджа, "такого же, как в доминионах и в самой Англии". Тилака поддержал тогда председатель съезда, старейший деятель Конгресса Дадабхай Наороджи. В своей вступительной речи он сослался на пример русской революции 1905 г. "Если русские крестьяне, — заявил Наороджи, — не только подготовлены к самоуправлению, но сумели вырвать его у царя, величайшего деспота вселенной, если просыпается Китай на востоке Азии и Персия на западе Азии, если Япония уже проснулась, а Россия героически борется за свое освобождение, то можем ли мы оставаться бесправными подданными деспотизма?".

Движение свадеши продолжало нарастать, приобретая все более  массовый и боевой характер. С 1906 г. в Бенгалии стали быстро расти  местные патриотические союзы. Их членов называли национальными волонтерами. Волонтеры, среди которых было много  учащейся молодежи, пикетировали английские магазины, агитировали за свадеши. В  некоторых сельских районах Бенгалии организации волонтеров накладывали штрафы на нарушителей бойкота, следили за порядком в своей местности.

В конце 1905 г. начались экономические  забастовки железнодорожных и других рабочих. Сильный отклик по всей стране имела забастовка части рабочих  Восточно-Индийской железной дороги в июле 1906 г. Ее участники не ограничились одними только экономическими требованиями, они выступили против расовой  дискриминации, требуя замены употребляемого колонизаторами с презрением названия "туземцы" словом "индийцы".

Весной 1907 г. в Восточной  Бенгалии происходили массовые выступления  крестьян против заминдаров и ростовщиков. Используя то обстоятельство, что большинство помещиков здесь были индусами, колонизаторы пытались направить крестьян на путь религиозной розни. Однако вскоре крестьяне стали выступать и против помещиков-мусульман. Против бенгальских крестьян были посланы английские войска.

Важным очагом революционного движения становился Пенджаб. Сильное  недовольство крестьянства в районе Равалпинди и некоторых других округах  вызывали объявленное властями в  конце 1906 г. повышение ставок поземельного на лога и водного сбора, а также  подготовка закона, который Должен был лишить индийцев права на землю  в районах, где колониальные власти построили новые оросительные сооружения. Пенджабские националисты, возглавляемые видными представителям" "крайних" Ладжпат Раем и Аджит Сингхом, выдвинули требование снижения поземельного налога и водного сбора и отмены ограничений прав земельных собственников в районах, где были созданы новые оросительные сооружения. В городах Пенджаба происходили многочисленные митинги, в которых наряду с рабочими, ремесленниками, купцами участвовали и крестьяне окрестных деревень.

Выступая на одном из митингов в Равалпинди, Аджит Сингх. говорил: "Братья, нас 290 миллионов, их (англичан) — 150 тыс. Конечно, они имеют пушки, но их можно сдуть дыханием 290 миллионов человек, и мы имеем свои кулаки. Однажды я встретил русского, и он сказал мне: „150 тысяч правят 290 миллионами!" Это нелепо. Правительство — великий обманщик и тиран, не ожидайте от него симпатии".

Когда англичане попытались организовать в Равалпинд" судебную расправу над группой патриотов, в городе начались, открытые выступления против колонизаторов. Рабочие железнодорожных мастерских объявили политическую забастовку протеста. 1 мая 1907 г. многотысячная толпа рабочих и крестьян окрестных деревень окружила здание суда. Демонстранты напали на правительственные учреждения. Дальнейшее распространение восстания было приостановлено вступлением в город крупных военных контингентов.

Волнения происходили  также в столице Пенджаба Лахоре и религиозном центре сикхов Амритсаре. Среди англичан царила паника. Семьи английских чиновников и офицеров спешно эвакуировались. Было объявлено военное положение. Власти арестовали и выслали Ладжпат Рая и Аджит Сингха. При помощи террора колонизаторам удалось подавить стихийные выступления трудящихся Пенджаба.

В ноябре 1907 г. вспыхнула  крупная экономическая забастовка железнодорожников Восточно-Индийской  дороги. В течение десяти дней Калькутта  не имела железнодорожной связи  с остальной Индией. Активную роль в этой забастовке сыграли рабочие-англичане.

В конце 1905 г. Керзона на посту вице-короля Индии сменил Минто. В декабре в Англии к власти пришли либералы. Министром по делам Индии был назначен Морли. Либеральный кабинет свирепо расправлялся с индийскими патриотами.

Применяя жестокий террор, английские колонизаторы одновременно искусно маневрировали. Для того чтобы привлечь на свою сторону имущие классы Индии, английское правительство  в 1906 г. объявило о предстоящем проведении реформ, и в частности о введении выборного начала в провинциальных законодательных советах. Еще в  ходе разработки законопроектов стало  известно о предполагаемом создании особой избирательной курии для  мусульман. С благословения английских колониальных властей в декабре 1906 г. была основана Мусульманская лига — религиозно-общинная политическая организация, стремившаяся противопоставить мусульман индусам. В ней заправляли клерикально-помещичьи элементы.

Почти одновременно с Мусульманской  лигой, тоже с благословения англичан, была создана индусская религиозно-шовинистическая  организация "Хинду махасабха" ("Великий союз индусов"). Разжиганием индусско-мусульманской розни колонизаторы надеялись помешать национальному сплочению народов Индии.

Под влиянием роста активности народных масс и обострения классовой  борьбы, с одной стороны, и английских обещаний некоторых уступок индийской  буржуазно-помещичьей верхушке — с  другой, в лагере национально-освободительного движения происходит размежевание классовых  сил. С середины 1907 г. бенгальские  заминдары, участвовавшие в движении протеста против раздела их провинции и в кампании свадеши, открыто заявили о своей верности англичанам. Заколебалась и крупная национальная буржуазия. Если и раньше "умеренные" с опаской относились к массовому движению и стремились ограничить свадеши узкоэкономическими целями, но все же участвовали в свадешистской кампании, то теперь они открыто требовали прекращения бойкота и антиправительственных выступлений. Лидеры "умеренных" сотрудничали с англичанами в подготовке законопроекта о реформах.

На состоявшемся в декабре 1907 г. съезде Индийского национального  конгресса выявились принципиальные расхождения между "умеренными" и "крайними". Либералы требовали  немедленного прекращения бойкота. Они внесли резолюцию, резко осуждавшую насильственные методы борьбы. "Крайние" квалифицировали эти предложения  как предательские. Произошел раскол. Тилак и его сторонники были изгнаны из Конгресса.

Раскол Конгресса отражал  страх либеральной буржуазии  перед активным участием народных масс в освободительном движении. Теперь Национальный конгресс ограничивался лишь развертыванием свадешистского движения, трактуемого "умеренными" весьма ограниченно.

После раскола Конгресса  сторонники Тилака пытались создать партию националистов. Однако она сразу была объявлена вне закона. Репрессии колониальных властей и разобщенность отдельных группировок "крайних" помешали им организовать свою партию.

Раскол Конгресса ослабил  силы национального движения, но революционный  подъем в стране еще продолжался. В первой половине 1908 г. значительно  усилилось забастовочное движение. В январе бастовало 8 тыс. рабочих  в мастерских Великой Индийской  полуостровной железной дороги, в  апреле — 10 тыс. текстильщиков на фабриках Бомбея.

Наиболее крупные выступления  против колонизаторов развернулись в этот период на юге Индии, в районе городов Тиневелли (Тирунелвели) и Тутикорин (Туттуккуди). В ходе движения свадеши здесь была создана индийская национальная судоходная компания, организовавшая рейсы между Тутикорином и Цейлоном. Конкурентная борьба между этой компанией и английскими судовладельцами приобрела острый политический характер. Свадешистскую судоходную компанию возглавлял один из лидеров "крайних" — Ч. Пиллаи. Местные демократы стремились вовлечь в движение свадеши широкие массы населения, в том числе и рабочих. В ответ на их призыв забастовали рабочие одной из английских фабрик Тутикорина.

Когда в марте 1908 г. английские власти арестовали Ч. Пиллаи и других патриотов, начались массовые выступления протеста. Сначала в Тутикорине, а затем и в соседнем Тиневелли купцы закрыли лавки и магазины, прекратили работу рабочие. На улицах Тиневелли начались многолюдные демонстрации. Демонстранты разгромили правительственные здания и полицейский участок. Они успешно отбивались камнями и палками от открывшей огонь полиции. Волнения были подавлены только после вступления в город войсковых частей. Кровавые столкновения с войсками и полицией произошли и в Тутикорине.

Антиимпериалистические  выступления в Тиневелли и Тутикорине имели отклик в соседнем княжестве Траванкур. В его столице Тривандрум (Тируванантапурам) вспыхнуло восстание, подавленное только после прибытия контингента английских войск.

По всей стране усилились  репрессии колониальных властей. Арестовывались патриоты, закрывались демократические  органы печати. Стремясь обезглавить  революционное движение, англичане  в июне 1908 г. арестовали Тилака.

4. Индия после революционных  событий 1905—1908 гг.

 

В июле английские власти организовали судебный процесс над Тилаком. Для того чтобы расправиться с вождем индийского освободительного движения, был подобран специальный состав присяжных, главным образом англичан.

Тилак использовал суд для разоблачения колонизаторов. Русский консул в Бомбее писал в одном из своих донесений, что Тилак произнес речь, "в которой совершенно забыл, что защищается, а вместо того направил страстное обвинение против существующего в Индии строя".

Голосами англичан-присяжных  Тилак был признан виновным. Его приговорили к шести годам каторги.

Известие об аресте и суде над Тилаком вызвало бурю негодования в стране. Особенно сильное возмущение охватило пролетарский Бомбей. В дни судебного процесса происходили массовые митинги и демонстрации протеста. По призыву "крайних" начались политические забастовки. 13 июля забастовало несколько тысяч рабочих. 17 июля число бастующих увеличилось до 40 тыс., 19 июля оно достигло 60 тыс., 22 июля, в день вынесения приговора, среди бомбейского населения распространился призыв: "Ответить на каждый год заключения, к которому приговорен Тилак, одним днем всеобщей стачки!".

На другой день, 23 июля, стачка бомбейских рабочих стала всеобщей. В ней участвовало более 100 тыс. человек. Когда против рабочих были двинуты полиция и войска, Бомбей покрылся баррикадами. Рабочие пустили  в ход палки и камни. Несмотря на террор, стачка, как это предусматривалось  с самого начала, продолжалась шесть  дней. Лишь 29 июля бомбейские рабочие  приступили к работе.

Бомбейские рабочие показали большую стойкость и упорство. Была развернута борьба со штрейкбрехерами. начинает заступаться в Индии улица. Подлый приговор английских шакалов, вынесенный индийскому демократу Тилаку (Tilak), — он осужден на долголетнюю ссылку, причем запрос, сделанный на днях английской палате общин, выяснил, что присяжные-индийцы высказались за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан! — эта месть демократу со стороны лакеев денежного мешка вызвала уличные демонстрации и стачку в Бомбее. Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,— а раз это стало так, песенка английско-русских порядков в Индии спета!"*.

Июльские события 1908 г. в  Бомбее были кульминационным пунктом  революционного подъема. После этого  начался спад антиимпериалистического  движения.

Революционный подъем 1905—1908 гг. не привел к освобождению народов  Индии от колониального ярма. В  тот период силы колонизаторов и  внутренней реакции намного превосходили силы индийского освободительного движения. Против него обрушила всю свою мощь крупнейшая империалистическая колониальная держава мира — Англия. Жестоко  расправляясь с индийскими патриотами, английские колонизаторы вместе с тем  искусно маневрировали, разжигали  индусско-мусульманскую рознь, стремились привлечь на свою сторону имущие классы Индии.

Информация о работе Революционное движение в Индии 1905-1908г