Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 11:34, дипломная работа
Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в XV веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.
Введение 2
Глава 1. Подготовка реформы отмены крепостного права в России 27
1.1. Кризис крепостного права 27
1.2. Начало подготовки крестьянской реформы 31
1.3.Секретный комитет 35
1.4.Главный комитет по крестьянскому делу 41
1.5.Редакционные комиссии 44
Глава 2.Реформы Александра II 56
2.1.Земская и городская реформы 56
2.2. Судебная реформа 67
2.3. Военная реформа 72
2.4. Финансовая реформа 76
2.5. Реформы в области просвещения, печати и церковная реформа
78
Заключение 96
Список использованной литературы 98
Православная Церковь
XIX в.- инструмент государственной
политики, институт, тесно интегрированный
с государственными
Отношения внутри
Церкви, а также ее отношения
с обществом и государством
регулировались специальной
Жизнью прихода руководили церковные причты при помощи церковных старост, избранных прихожанами. Обычно этой общественной должности доискивались самые состоятельные граждане, желавшие увеличить свой авторитет. Дело в том, что в обязанности старост входило заведование церковным имуществом, сбор пожертвований на благоустройство храма, составление отчета о свечных деньгах. За ревностное служение староста мог рассчитывать на награждение специальной медалью от высочайшего имени, что и было предметом особого вожделения старост из податных сословий.
Закон подразделял духовенство на белое (т. е. служащее в миру) и черное (монашествующее). Внутри каждой из групп существовала строгая иерархия. К белому духовенству относились главные священники и протопресвитеры, иереи, протодиаконы, диаконы, иподиаконы и причетники. Черное духовенство включало митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов, смотрителей, игумений и настоятельниц женских монастырей, ризничего Московского синодального дома и рядовых монашествующих. Одной из особенностей в отношениях этих групп было то, что все высшие должности по церковному управлению, исключая Военное ведомство, занимали только монашествующие. Такое неравенство вызывало глухое недовольство части белого духовенства, которое по численности намного превосходило черное. Так, в 1861 г. насчитывалось 50 394 служащих в церквах и 12 349 заштатных священно- и церковнослужителей, тогда как черное духовенство, включая архиереев, состояло из 8 649 монашествующих и 12 548 послушников и послушниц.
По специфике служения
белое духовенство можно раздел
- приходское сельское
- самая многочисленная и
- приходское городское;
- военное;
- причты монастырских
и архиерейских домовых
— причты церквей при российских посольствах;
- придворное.
К эпохе реформ
духовное сословие было
С другой стороны,
дети приходского духовенства
не имели права свободно
Место в причте, а значит, и доля доходов зависели от того, какую образовательную ступень окончил кандидат. Священником, а тем более протоиереем мог стать только закончивший курс семинарии или академии. Помимо умственных способностей немаловажную роль играло при получении образования материальное благосостояние родителей. Нередко продолжение учебы зависело от того, мог ли отец содержать в семинарии сына, выделяя ему деньги на питание и квартиру. И это отнюдь не риторическое положение: редко в семье насчитывалось менее четырех детей. Неудивительно, что в иные годы обучались сразу двое, а то и трое сыновей, что для множества семей являлось тяжким бременем. Но в данном случае цель оправдывала средства: "кончить курс", "быть кончалым" стало мечтой, управлявшей помыслами подрастающего поколения духовенства на протяжении всего XIX в.
Замкнутость духовенства
привела к неуправляемому
Приходское духовенство
имело довольно серьезные
Однако реальное
положение причтов зависело во
многом от взаимоотношений с
прихожанами, материального
причтов; а во-вторых, из-за недостатка средств даже в канун реформы эта мера распространялась на половину церквей.
Проблема материального
обеспечения сельских причтов
давно занимала правительство,
а с подготовкой отмены
Нельзя, наконец, не обратить внимания и на самооценку, психологическое состояние духовенства. С одной стороны, по правам и образованности оно считало себя выше простолюдинов и достойным лучшей участи, нежели унижение за кусок хлеба, стремилось к общению с дворянами - помещиками и чиновниками. С другой - испытывало чувство горечи и разочарования от жизненных реалий, в том числе от того, что ни для дворян и чиновников, ни для крестьян и мещан оно не было "своим".
С отменой крепостного права замкнутость духовного сословия не могла более сохраняться. В условиях, когда все население России обрело личную свободу, ограничение гражданских прав духовенства выглядело как нонсенс.
Изложенное объясняет,
почему духовенство так
Широкий резонанс
скандального характера
В короткий срок
книга сделалась известна
"Описание" вызвало
разноречивые толки и сильное
беспокойство в иерархии. Многие
из читавших книгу признали
изложенное в ней вполне
Таким образом,
задолго до открытия Главного
присутствия, которое занялось
подготовкой проекта реформы,
в Церкви и обществе началось
несанкционированное
Интерес к сочинению
И. Беллюстина не был
"Отцом" церковной
реформы было суждено стать
министру внутренних дел П.
А. Валуеву. Его имя получило
широкую известность, когда,
Хорошо знавшие
П. А. Валуева единодушно
Став министром внутренних дел, П.А. Валуев в самом начале своей деятельности предложил императору реформировать государственную Церковь. Подробнее обоснование реформы было сделано им несколько позднее. 18 августа 1861 г. Он направил царю "новую записку по вопросу о преобразовании, или улучшении, как обыкновенно говориться, быта духовенства".
Вскоре Валуев составил
проект реформы, который
В первоначальном
варианте реформ ставились
- "сблизить духовное сословие с другими частями населения, возвысить в собственных глазах его положение в составе гражданского общества, а уменьшая его численность, вместе с тем обеспечить более щедрою рукою его материальные нужды";
- позволить свободный выход из сословия, открыть доступ в него другим слоям населения;
- сократить число
служащего духовенства (но в
законодательном порядке
- преобразование духовных
учебных заведений для
- вовлечение архиереев в управление государством посредством участия нескольких членов Синода в заседаниях Государственного совета;
- разработкой реформы
и воплощением её в жизнь
должен был заняться особый
правительственный комитет,