Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:40, контрольная работа
Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования – не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.
Петровские реформы – один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы – крепостное право и деспотическая власть – остались прежними.
1. Введение
2. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I.
3. Реформы Петра I.
3.1 Социально-экономические реформы.
3.2 Политические и военные реформы.
3.3 Реформация церкви.
3.4 Реформы в области культуры.
4. Превращение России в абсолютную монархию.
5. «Цена» реформ. Значение реформ Петра I в исторической судьбе России.
6. Заключение.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное бюджетное
Рыбинская
государственная авиационная
академия имени П.А.Соловьева
Факультет заочного обучения
Кафедра социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Отечественная история»
на тему:
«Реформы Петра I – курс на европеизацию России»
Рыбинск 2011
Содержание
1. Введение
2. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I.
3. Реформы Петра I.
3.1 Социально-экономические реформы.
3.2 Политические и военные реформы.
3.3 Реформация церкви.
3.4 Реформы в области культуры.
4. Превращение России в
5. «Цена» реформ. Значение реформ Петра I в исторической судьбе России.
6. Заключение.
1. Введение
"Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешенная".
Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования – не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.
Петровские реформы – один
из ярчайших образцов
Нужны ли России реформы, а если да, то почему они должны быть проводиться путём насилия?
Важный аспект проблемы реформ – личность самого реформатора. Пётр Великий был человеком выдающимся, искренне желал России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести государство к благополучию. В своей реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком и не щадил ни себя, ни Россию. Он взял за основу реформирования страны принцип «в России прогресс достигается только насилием и принуждением» и рьяно претворял его в жизнь.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела – всё получило страстную и противоречивую оценку современников и потомков.
2. Предпосылки петровских преобразований.
Начало российской модернизации в эпоху Петра I.
В XVII веке Россия была самым крупным государством в Старом Свете. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 13 миллионов человек и было сосредоточено в основном в центре и на севере Европейской части России. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины ещё не входили в состав России, а среднее и нижнее Поволжье было почти неосвоенным. К концу XVII века, в результате присоединения к России Сибири, Левобережной Украины, страна превратилась в многонациональное государство. В её состав теперь входили и обширные азиатские земли, населённые не только православными христианами, но и мусульманами, буддистами, язычниками. В России всё отчётливее проявлялась её и европейская, и азиатская сущность, её промежуточное положение на стыке двух цивилизаций. С одной стороны, Россия стремилась в Европу, а с другой, у неё были не менее важные интересы на Востоке. Всё это определяло двойственность в экономическом и политическом развитии России.
На рубеже XVII-XVIII веков
Россия стояла перед
Особенно заметным
к концу XVII века было отставание
от европейского уровня в
К концу XVII века
Россия уже исчерпала все
1) экономическая
отсталость страны
2) российская промышленность и сельское хозяйство были основаны на подневольном труде крепостного крестьянства, а по объему и техническому оснащению заметно уступала западноевропейской;
3) русское
войско было плохо обучено
и вооружено и в значительной
своей части состояло из
4) существовал сложный государственный аппарат в виде огромной бюрократической приказной системы;
5) существенным
было отставание в сфере
Начало коренных
преобразований в России
Именно тогда идея прогресса через насилие прочно вошла в сознание людей. Сам Петр в насилии видел практически единственный способ преображения страны, отводя себе при этом самую неблагодарную и тяжелую роль учителя, мастера, который мучается со своими тупыми, недобросовестными и ленивыми учениками - русским народом. Царь полагал, то только он один может знать потребности общества и что лишь ему предназначено свыше вывести Россию на путь европейской цивилизации. Он не жалел для этого сил, постоянно показывая подданным, как нужно трудиться. Однако личного примера царя для достижения "общего блага" оказалось недостаточно. Поэтому была задействована вся машина государства, весь смысл деятельности которой сводился к двум важнейшим функциям: к изданию многочисленных и подробных законов, регламентов и инструкций, определяющих все стороны общественной и частной жизни подданных, и к подробному и детальному наблюдению за исполнением этих законов и уставов с помощью полиции и других государственных учреждений. Россия стояла на пороге больших перемен.
3. Реформы Петра I
3.1 Социально-экономические
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия: Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 года поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 года предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тысяч крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи населения - в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 миллионов рублей в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и других - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на: казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Информация о работе Реформы Петра I – курс на европеизацию России