Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:40, реферат
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Введение
1. Предпосылки проведения реформ
2. Крестьянская реформа 1861 г.
2.1. Подготовка реформы
2.2. Обнародование манифеста «Положений 19 февраля 1861 г.»
2.3. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения.
2.3.1. Крестьянский надел
2.3.2. Повинности
2.3.3. Выкуп
2.4. Ответ крестьян на реформу
2.5. Реформа в удельной и государственной деревне
2.6. Значение крестьянской реформы 1861 г.
3. Буржуазные реформы 1863-1874 гг
3.1. Реформы в области местного самоуправления
3.2. Судебная реформа
3.3. Финансовая реформа
3.4. Военная реформа
3.5. Реформы в области народного образования и печати
3.6. Значение буржуазных реформ
Заключение
Список используемой литературы
Реформы 60-70-х
годов XIX века: предпосылки
и последствия.
План
Введение
1. Предпосылки проведения реформ
2. Крестьянская реформа 1861 г.
2.1. Подготовка реформы
2.2. Обнародование манифеста «Положений 19 февраля 1861 г.»
2.3. Правовое положение
крестьян и крестьянские
2.3.1. Крестьянский надел
2.3.2. Повинности
2.3.3. Выкуп
2.4. Ответ крестьян на реформу
2.5. Реформа в удельной и государственной деревне
2.6. Значение крестьянской реформы 1861 г.
3. Буржуазные реформы 1863-1874 гг
3.1. Реформы в области местного самоуправления
3.2. Судебная реформа
3.3. Финансовая реформа
3.4. Военная реформа
3.5. Реформы в области
народного образования и
3.6. Значение буржуазных реформ
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
К середине XIX в. явственно
проявилось отставание России от передовых
капиталистических государств в
экономической и социально-
Развитие капиталистических
отношений в дореформенной
Поражение в Крымской
войне подорвало международный
престиж России, ускорило отмену крепостного
права и проведение военных реформ
в 60-70-х гг. XIX в. Русское самодержавие
должно было встать на путь проведения
неотложных социальных, экономических
и политических реформ, чтобы предотвратить
революционный взрыв в стране,
укрепить социальную и экономическую
базу абсолютизма.
Этот путь был начат
с проведения важнейшей реформы
отмены крепостного права, а также
ряда других немаловажных буржуазных
реформ: суда, самоуправления, образования
и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых
для России.
Определившись с темой
реферата, я поставил перед собой
цель подобрать соответствующую
литературу и на ее основе больше узнать
о реформах 60-70 гг. XIX в., их предпосылках
и последствиях.
На данную тему существует
множество книг, статей, научных
рассуждений. В соответствии с этим
я выбрал для своей темы наиболее
подходящий мне материал.
Тема выбранная
мной актуальна и в данное время,
так как сейчас тоже проводятся реформы,
и анализ реформ 60-70-х гг. XIX в. позволяет
соотнести их с реформами нашего
времени, выявить недочёты и, соответственно,
следствия этих недочётов, выявить
влияние этих реформ на дальнейшее
развитие нашей страны.
Цели и задачи моей
работы: рассмотреть основные моменты
реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки
и последствия, а также влияние
этих реформ на дальнейшее развитие России.
1.
Предпосылки проведения
реформ.
Аграрно-крестьянский
вопрос к середине XIX в. стал острейшей
социально-политической проблемой
в России. Среди европейских государств
крепостное право оставалось только
в ней, тормозя экономическое
и социально-политическое развитие.
Сохранение крепостного права обусловлено
особенностями российского
В конце XVIII - середине
XIX в. даже правительство и консервативные
круги не оставались в стороне
от понимания решения
Объективно крепостничество
мешало также индустриальной модернизации
страны, так как препятствовало складыванию
рынка свободной рабочей силы,
накоплению капиталов, вложенных в
производство, повышению покупательной
способности населения и
Необходимость ликвидации
крепостного права
Поражение в Крымской
войне сыграло роль особо важной
политической предпосылки отмены крепостного
права, так как оно продемонстрировало
отсталость и гнилость социально-политической
системы страны. Резко сократился
экспорт и импорт товаров. Сложившаяся
после Парижского мира новая внешнеполитическая
ситуация свидетельствовала об утрате
Россией её международного авторитета
и грозила потерей влияния
в Европе.
Таким образом, отмена
крепостного права была обусловлена
политическими, экономическими, социальными
и нравственными предпосылками.
Эти предпосылки также
2. Крестьянская реформа 1861 Г.
2.1. Подготовка реформы
Впервые о необходимости
отмены крепостного права было официально
заявлено Александром II в речи, произнесённой
им 30 марта 1856 г. перед правителями
московского дворянства. В этой речи
Александр II, говоря о своем нежелании
«дать свободу крестьянам», вынужден
был заявить о необходимости
приступить к подготовке им освобождения
ввиду опасности дальнейшего
сохранения крепостного права, указывая,
что «лучше отменить крепостное право
сверху, чем ждать, когда оно само
будет отменено снизу». 3 января 1856 г.
под председательством
Первоначально правительство
попыталось заставить самих помещиков
проявить инициативу. 20 ноября 1857 г. был
дан рескрипт: (предписание) генерал-губернатору
литовских губерний (Виленской, Ковенской
и Гродненской) В.И.Назимову об учреждении
из числа местных помещиков трёх
губернских комитетов и одной
общей комиссии в г. Вильне для
подготовки местных проектов «улучшения
быта помещичьих крестьян». Программа
правительства, которая легла в
основу этого рескрипта, была разработана
в Министерстве внутренних дел летом
1856 г. Она предоставляла крепостным
крестьянам гражданские права, но сохраняла
вотчинную власть помещика. За помещиком
сохранялось право
В течение 1857-1858 гг. подобные
рескрипты были даны остальным губернаторам,
и в том же году в губерниях,
в которых находились помещичьи
крестьяне, начали действовать «губернаторские
комитеты об улучшении быта помещичьих
крестьян». С опубликованием 24 декабря
1858 года рескриптов и началом работы комитетов
подготовка реформы приобрела гласность.
16 февраля 1858 г. Секретный комитет был
переименован в главный комитет по крестьянскому
делу. Наряду с главным комитетом в начале
марта 1858 г. был создан Земский отдел при
Министерстве внутренних дел под председательством
сначала А.И. Левшина, а затем Н.А. Милютина,
который играл видную роль в подготовке
реформы. Вопрос о её подготовке стал широко
обсуждаться в печати.
Хотя судьбы крестьянства
решали помещики в губернских комитетах
и центральных
4 марта 1859г. при
Главном комитете были
К концу августа 1859
г. проект «Положений о крестьянах»
был в основном подготовлен.
Редакционные комиссии
пошли на некоторые уступки требованиям
помещиков: в ряде уездов земледельческих
губерний были понижены нормы крестьянских
уделов, а в нечернозёмных, преимущественно
промышленных губерниях повышены размеры
оброка и предусмотрена так называемая
переоброчка (т.е. дальнейшее повышение
оброка) через 20 лет после издания
закона об освобождении крестьян.
2.2.
Обнародование манифеста
«Положений 19 Февраля
1861 г.».
19 февраля 1961 г.
Государственный совет
Правительство прекрасно
понимало, что издаваемый закон не
удовлетворит крестьян и вызовет
с их стороны массовый протест
против его грабительских условий.
Поэтому уже с конца 1860 г. оно
начало мобилизовывать силы для подавления
крестьянских волнений. «Положения 19 февраля
1861 г.» распространялись на 45 губерний
Европейской России, в которых
насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола
крепостных крестьян, в том числе
1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных
к частным заводам и фабрикам.
Ликвидация феодальных
отношений в деревне - не единовременный
акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся
на несколько десятилетий. Полное освобождение
крестьяне получали не сразу с
момента обнародования
2.3.
Правовое положение
крестьян и крестьянские
учреждения.
По Манифесту крестьянин
сразу получал личную свободу. Бывший
крепостной, у которого раньше помещик
мог отнять всё его достояние,
а самого его продать, подарить, заложить,
теперь получал не только возможность
свободно распоряжаться своей личностью,
но и ряд гражданских прав: от
своего имени заключат разного рода
гражданские и имущественные
сделки, открывать торговые и промышленные
заведения, переходить в другие сословия.
Всё это давало больший простор
крестьянскому
Информация о работе Реформы 60-70-х годов XIX века: предпосылки и последствия