Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа
Актуальность курсовой работы: Современное общество и государство во многом является преемником римского. Вся Европа и многие государственно-правовые системы других стран является полноправными наследниками той государственной и правовой систем, которая сложилась и эволюционировала в одном из крупнейших государств Античного мира – Риме.
Юстиниан Первый попытался привнести систему государственности Рима на Восточную часть бывшей империи, но в Византии сложилась несколько иная государственность, которая, однако была во многом – калькой с Римской.
Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Этапы развития Римской государственности……………..
6
1.1. Рим эпохи царей…………………………………………………..
6
1.2. Республиканский Рим……………………………………………
8
1.3. Развитие государства в эпоху империи…………………………
11
Глава 2. Законодательство Римской империи……………………….
17
2.1. Особенности судопроизводства в Римской империи…………..
17
2.2. Гражданские права в Римской империи………………………..
19
2.3. Политико-экономическая характеристика провинций в Римской империи……………………………………………………...
24
Глава 3. Структура государственной власти ……………………….
29
3.1. Высшие органы государственной власти……………………….
29
3.2. Центральные органы государственной власти………………….
35
3.3. Местные органы государственной власти………………………
37
Заключение…………………………………………………………….
46
Список использованной литературы…………………………………
49
История каждой провинции в эпоху республики начиналась с того или иного полководца, ведшего против врага государства военные действия. Полководец обладал, по решению сената, весьма широкими полномочиями, практически не включавшими, однако, каких-либо рекомендаций или предписаний, как управлять завоёванными территориями.
В момент присоединения той или иной территории к Риму сенат принимал целый пакет взаимосвязанных решений (leges provinciae) по поводу образующейся провинции: необходимо было определить границы, необходимо было определить линию поведения в отношении местного населения и местных городов (в зависимости от того, насколько они союзны или враждебны Риму), надо было определить ager publicus, решить вопрос о налогообложении и т.д. Вопросы, как правило, решала специальная комиссия сената.
Никаких специальных решений о том, как именно управлять новой провинцией - не принималось, хотя сфера полномочий наместника провинции определилась, видимо, практически сразу.
Две практически идентичные надписи официального характера (одна - из Дельф, другая - с острова Книд) о борьбе с пиратством в восточном Средиземноморье на рубеже второго и первого веков до н. э. показывают, что обязанности легата в рассматриваемое время были законодателю уже хорошо известны.
Это видно по многочисленным содержащимся в тексте указаниям на "служебные" правила, которые должны соблюдать при исполнении своих обязанностей наместники провинций Азия и Македония.
Ему вменялось: собирать налоги, следить за тем, чтобы союзники римского народа не изгонялись со своих территорий и чтобы им не причинялось бы никакого вреда.
В документе далее подчёркивается, что в компетенцию наместника входят все проблемы юридической сферы: от назначения судей до непосредственного участия в судебных делах.
Интересующая нас четвёртая часть дельфско-книдской надписи, где содержится указанная информация, завершается подробным описанием формально-юридических моментов - клятвам, которые должны давать все магистраты на верность соблюдения законов.
Многочисленные примеры из произведений Цицерона подтверждают, что и в последние десятилетия существования республики сфера деятельности наместника провинции определилась именно указанным образом.
Здесь представляется принципиально важным поставить вопрос, почему именно так определялась сфера полномочий легата и почему в римском общественном и правовом сознании эпохи республики никогда не возникал вопрос, как и какими методами должен наместник достигать этой цели. Такова основная исследовательская задача данного раздела.
На первую часть поставленного вопроса ответить относительно легко. Если вспомнить, что период II-I вв. до н. э. был временем постоянных войн и наместник провинции чаще всего оказывался верховным представителем Рима в прифронтовой полосе, то обеспечение государственных интересов государства - причём в основном во внешнеполитическом смысле слова - действительно должно было стать одной из важнейших задач наместника19.
Что же касается второй задачи наместника, правосудия, то её выдвижение на первый план объясняется несколькими причинами. Римский магистрат, находящийся при исполнении служебных обязанностей (наделённый империем), судя по всему, автоматически обладал одновременно и судебной властью.
Хорошо известно также, что в эпоху республики наместниками провинции были чаще всего преторы. По характеру же своих полномочий претор изначально обладал судебной властью именно как одной из основных составляющих своей власти.
Таким образом, здесь вполне вероятно происходил своего рода автоматический перенос внутренней, римской традиции на взаимоотношения Рима и провинций. При рассмотрении этого явления следует учитывать, скорее всего, и ещё одну причину.
В провинции наместник оказывался олицетворением высшей власти и в этом своём качестве просто вынужден был решать если не все, то очень многие сложные юридические казусы, происходившие в его провинции.
Иными словами ощущение ненужности детализации и уточнений было, судя по всему, первой причиной, по которой принципы управления провинциями в эпоху республики существовали в виде лишь традиций политической практики и ограничивались самой общей формулировкой целей, без каких-либо уточнений как и какими методами такие цели следует достигать. Претор, отбывая в провинции, продолжал заниматься в общем-то тем, что он и раньше делал в Риме20.
В тех же случаях, когда ранг наместника провинции со временем оказывался и иным (пропретор, проконсул), срабатывал принцип аналогии, ибо в самом общем виде сфера полномочий наместника определилась почти сразу.
Глава 3. Структура государственной власти.
3.1. Высшие органы государственной власти.
Хотя высшим органом государственной власти провозглашалось на-родное собрание по сути главенствующее положение в Риме занимал Сенат. Сена́т (лат. senatus, от senex — старик, совет старейшин) — один из высших государственных органов в Древнем Риме.
Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.); являлся государственным советом при царе.
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus)21.
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V—III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
В III—I вв. до н. э. сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д.
Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов. Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством22.
Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния).
Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи — даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн. сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе — «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.
Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались народные собрания (комиции):
1) куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) - в основном церемониальные функции;
2) трибутные (собрание вокругах) - избрание низших должност-ных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц;
3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.
Функции центуриатных комиций:
1) законодательство;
2) объявление войны;
3) избрание должностных лиц;
4) предоставление гражданства;
5) решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан (право, закрепленное за народным собранием еще в 5 в. до н.э.).
Исполнительная власть в Риме была представлена так назы-ваемыми магистратами (диктаторами, консулами, преторами и т.д.). Основными принципами деятельности должностных лиц были следующие:
1) выборность;
2) сменяемость;
3) срочность (как правило не более одного года);
4) коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции);
5) безвозмедность;
6) подотчетность.
Примечание: лучше всех отчитался в свое время Юлий Цезарь, отправив в Сенат следующий отчет о своей деятельности на посту консула: «Veni, vidi, vici» - пришел, увидел, победил.
Так как должности были неоплачиваемыми, это закрывало к ним доступ людей малосостоятельных. Кажется, весьма странным тот факт, что богачи буквально домогались государственных должностей, тратя на подкуп избирателей огромные деньги, из чего следует сделать вывод о мнимой безвозмездности.
Римляне шутили о своих должностных лицах «Они прибывают бедными в богатые провинции и возвращаются богатыми из бедных провинций». В первую очередь следует упомянуть такую экстраординарную (чрезвычайную) магистратуру, как диктатор.
Диктатура устанавливалась по решению Сената в условиях чрезвычайных (вражеское нашествие, гражданская война) сроком не более, чем на 6 месяцев (в римской истории были случаи, когда диктатор.
Выполнив поставленную перед ним задачу, уже через несколько дней снимал с себя диктаторские полномочия). Луций Корнелий Сулла был первым диктато-ром (I в. до н.э.) назначенным на неопределенный срок. Полномочия диктатора были огромны - вплоть до отмены законов и казни римских граждан без суда и следствия (знаменитые проскрипции Суллы).
Диктатором в свое время был и Юлий Цезарь. Однако диктатура устанавливалась в период Римской республики достаточно редко (около 10 раз), посему главными магистратами были два консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбирания).
Уважение римлян к консулам (республиканским «царям») было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор. Полномочия консулов были следующие23:
а) командование вооруженными силами;
б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании);
в) заключение перемирия, распределение военной добычи и многое другое.
Помощникам консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а затем функции организации судопроизводства. Особое значение для римского права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами) благодаря ему римское право обогащалось правовыми норма-ми других народов (например: греческой ипотекой).
Следующими магистратами были два цензора, избиравшиеся раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов. К их компетенции относился так же надзор за нравами и издание соответствующих эдиктов.
Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна быть открыта, чтобы любой плебей в любой момент мог обратиться к своему защитнику за помощью
Неуважение, проявленное по отношению к плебейскому трибуну, а тем более покушение на его жизнь, рассматривалось как религиозное и весьма сурово наказывалось. (Известен случай, когда гражданин был казнен только за то, что не уступил дорогу идущему по рынку плебейскому трибуну). Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» - я запрещаю) - возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената24.
Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить. Мы видим, что в Республиканском Риме принцип «разделения властей» также имел место, но проведен он был достаточно непоследовательно (власть исполнительная в лице Сената и магистратов явно доминировала над законодательной).