Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа
Актуальность курсовой работы: Современное общество и государство во многом является преемником римского. Вся Европа и многие государственно-правовые системы других стран является полноправными наследниками той государственной и правовой систем, которая сложилась и эволюционировала в одном из крупнейших государств Античного мира – Риме.
Юстиниан Первый попытался привнести систему государственности Рима на Восточную часть бывшей империи, но в Византии сложилась несколько иная государственность, которая, однако была во многом – калькой с Римской.
Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Этапы развития Римской государственности……………..
6
1.1. Рим эпохи царей…………………………………………………..
6
1.2. Республиканский Рим……………………………………………
8
1.3. Развитие государства в эпоху империи…………………………
11
Глава 2. Законодательство Римской империи……………………….
17
2.1. Особенности судопроизводства в Римской империи…………..
17
2.2. Гражданские права в Римской империи………………………..
19
2.3. Политико-экономическая характеристика провинций в Римской империи……………………………………………………...
24
Глава 3. Структура государственной власти ……………………….
29
3.1. Высшие органы государственной власти……………………….
29
3.2. Центральные органы государственной власти………………….
35
3.3. Местные органы государственной власти………………………
37
Заключение…………………………………………………………….
46
Список использованной литературы…………………………………
49
В период империи создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты восточной деспотии.
В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284–303 гг.) проводится комплекс реформ:
1) административная - разделение империи на Западную и Восточную (окончательное разделение в 395 г.), территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций);
2) налоговая - вместо косвенных налогов (весьма многочисленных и плохо собираемых) вводится единый поземельно-подушный налог в денежной или натуральной (зерном, вином и т.д.) формах;
3) финансовая - введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебрянной и медной);
4) военная - разделение армии на внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию; увеличение численности армии на треть; введение рекрутских наборов; пополнение армии за счет варваров.
Данные реформы хотя и не могли остановить падение «колосса на глиняных ногах» коим стала Римская империя в 4–5 вв., но замедлили ее падение еще на полтора века. Армия, чиновничество и христианская церковь (христианство становится государственнойц религией в 4 веке) - вот «три» кита, на которых держалась империя. В 476 г. вождь германских наемников Однако сверг последнего малолетнего императора Ромула «Августула» («августенка» - такое прозвище он получил в народе).
3.2. Центральные органы государственной власти.
Еще более, чем история сената, характерен для Р. империи процесс, совершившийся в области администрации. Под воздействием императорской власти здесь создается новый тип государства, на смену городской державы — городоправcтва, каким является республиканский Рим.
Цель эта достигается бюрократизацией управления, заменой магистрата чиновником.
Магистрат был гражданином, облеченным властью на определенный срок и несущим свою обязанность, как почетную должность (honor). При нем состоял известный штат приставов, писцов (арраritores) и слуг. Это были люди им приглашенные или даже просто его рабы и вольноотпущенники.
Такие магистраты постепенно заменяются в империи людьми, находящимися на постоянной службе императора, получающими от него определенное содержание и проходящими известную карьеру, в иерархическом порядке.
Начало переворота относится еще ко времени Августа, назначившего жалованье проконсулам и пропреторам.
В особенности много для развития и усовершенствования администрации в империи сделал Адриан; при нем произошла бюрократизация двора императора, который прежде управлял своими провинциями посредством вольноотпущенников; Адриан возвел своих придворных на степень государственных сановников.
Число слуг государя постепенно растет: сообразно с этим увеличивается число их разрядов и развивается иерархическая система управления, достигающая, наконец, той полноты и сложности, которую она представляет в «Государственном календаре чинов и званий империи» — Notitia dignitatum.
По мере развития бюрократического аппарата изменяется весь облик страны: он становится однообразнее, ровнее. В начале империи все провинции, в отношении к управлению, резко отличаются от Италии и представляют большое разнообразие между собой; такое же разнообразие замечается в пределах каждой провинции; она включает в себя автономные, привилегированные и подвластные города, иногда вассальные царства или полудикие племена, сохранившие свой первобытный строй.
Мало по малу эти различия стушевываются и при Диоклетиане частью обнаруживается, частью совершается коренной переворот, подобный тому, который был совершен французской революцией 1789 г., заменившей провинции, с их исторической, национальной и топографической индивидуальностью, однообразными административными единицами — департаментами25.
Преобразуя управление римской империи, Диоклетиан разделяет ее на 12 диоцезов под управлением отдельных викариев, то есть наместников императора; каждый диоцез подразделяется на более мелкие, чем прежде, провинции (в числе от 4 до 12, в общем итоге 101), под управлением чиновников разных наименований — correctores, consulares, praesides и т. д.
Вследствие этой бюрократизации исчезает прежний дуализм между Италией и провинциями; сама Италия дробится на административные единицы, и из римской земли (ager romanus) становится простой провинцией.
Один Рим еще остается вне этой административной сети, что весьма знаменательно для его будущей судьбы. С бюрократизацией власти тесно связана и ее централизация. Эту централизацию особенно интересно проследить в области судопроизводства.
В республиканской администрации претор самостоятельно творит суд; он не подвержен апелляции и, пользуясь правом издавать эдикт, сам устанавливает нормы, которых намерен держаться на суде. В конце рассматриваемого нами исторического процесса установлена апелляция на суд претора к императору, который распределяет жалобы, по характеру дел, между своими префектами.
Таким образом императорская власть фактически завладевает судебной властью; но она присваивает себе и самое творчество права, которое суд прилагает к жизни.
По упразднении комиций законодательная власть перешла к сенату, но рядом с ним император издавал свои приказы; с течением времени он присвоил себе и власть издавать законы; от старины сохранилась лишь форма распубликования их посредством рескрипта императора к сенату.
В этом установлении монархического абсолютизма, в этом усилении централизации и бюрократии нельзя не видеть торжества провинций над Римом и в то же время творческой силы римского духа в области государственного управления.
3.3. Местные органы
Создание Римской империи справедливо приписывают политическому гению Октавиана Августа, который заложил основы системы принципата, просуществовавшей на протяжении двух столетий без значительных изменений.
Это время считается периодом наивысшего расцвета Римской империи: ее политических институтов (несмотря на регулярные столкновения принцепсов с сенатом, особенно в I в., политико-административная система империи в целом работала превосходно); ее экономики, которая в это время достигает наивысшего для античности уровня (хотя уже к середине II в. обнаружились проявления кризиса); ее социальной сферы (несмотря на отдельные выступления и восстания в провинциях, весь период в целом можно считать временем социального мира и даже, до известной степени, благоденствия); ее культуры, которая вобрала в себя достижения предшествующих Риму цивилизаций и культурный опыт завоеванных римлянами народов.
Фундамент и здание политической системы принципата были выстроены Октавианом Августом, и его последователи в I-II вв. лишь достраивали и совершенствовали то, что было сделано мудрым основателем.
Система была, безусловно, монархической по своей сути, хотя и сохраняла определенные элементы республиканского устройства, необходимые в переходный период. Этот дуализм был обусловлен отчасти живучестью республиканских традиций (особенно у правящих классов), но главным образом - сохранением полисных структур в рамках территориальной империи.
Однако в течение I-II вв. полис, как форма общественной жизни и как социально-экономический организм, все более изживал себя; республиканские традиции постепенно уходили в прошлое и становились сферой творчества римских историков, писателей и поэтов и объектом для ностальгии у представителей старинных римских родов.
В то же время происходило усиление монархической тенденции и абсолютизма императорской власти. В течение более чем столетнего периода с 69 до 180 г. римское государство стало более патерналистским и бюрократическим и в то же время более космополитическим и менее "римским".
Особенностью принципата как политической системы было если не полное отсутствие, то, во всяком случае, минимальное количество чиновников и минимальный государственный аппарат на протяжении всего периода Ранней империи.
В наследие от Республики Империя получила уникальную для античности систему использования в качестве бюрократии (мелких чиновников, секретарей, посыльных и т.п.) рабов, принадлежавших тому или иному господину, занимающему государственный пост.
Причем, чем выше был этот пост, тем, как правило, богаче был человек его занимавший и, следовательно, тем больше рабов он мог использовать для выполнения своих государственных обязанностей.
В эпоху Принципата рабы и вольноотпущенники императоров нередко поднимались до самых высот государственной иерархии.
На местном уровне Римская империя сохранила систему самоуправления, оставшуюся от полисных времен, в виде совета декурионов, отправлявших свои обязанности как почетный долг и не получавших за свою службу денег из государственной казны.
В результате расходы государства на управленческий аппарат долгое время оставались минимальными в сопоставлении с масштабами империи.
Однако полис и империя были взаимоисключающими системами, и общей тенденцией исторического развития было неизбежное изживание полисных структур с их самоуправлением и формирование централизованного государственного аппарата - необходимого атрибута всякой авторитарной власти.
Начало этому положил еще Август, создавший целый ряд новых должностей (префекты: претория, Египта, города, анноны, вигилов, вод, а также наместники императорских провинций - прокураторы), выходивших за рамки республиканского государственного устройства, реставрация которого была официальным лозунгом его правления26.
Но, пожалуй, более важным в этом отношении явилось создание императором Клавдием особых государственных канцелярий: писем, жалоб и финансов, ставших основой формирующейся бюрократической системы.
Династии Антонинов, в общем, еще удавалось сохранять политическую систему принципата в том виде, в котором она была задумана Августом, и Траян даже счел возможным возродить ненадолго уже почти забытые комиции.
Однако вполне очевидным для II в. было усиление императорской власти в противовес сенату и централизация государственного управления, а также постепенное увеличение бюрократии.
III век стал явным водоразделом
между двумя контрастными
Сенат лишается права издавать законы и выбирать магистратов, и это право становится исключительной привилегией принцепса.
Проводится реформа государственного управления, которая все ставит на свои места: стираются различия, ставшие к этому времени весьма эфемерными, между традиционными магистратурами и бюрократическими должностями, устанавливается система подчинения различных должностей и рангов, и даже происходит некоторая милитаризация имперской бюрократии.
Наконец, завершается организация провинциальной императорской администрации, которая становится главной властью на местах, в то время как декурионы отвечают лишь за сбор налогов и продолжают выполнять общественные обязанности, которые в новых условиях превращаются в повинности. Бюрократия и бюрократический стиль управления начинают пронизывать все звенья государственного аппарата и армии.
Эти реформы, хотя они и отвечали требованиям времени и общей тенденции исторического развития, явились одной из причин политического кризиса, т.к. вызвали новый виток противоборства сената и императорской власти, которое вылилось в борьбу "сенатских" и "солдатских" императоров.
С другой стороны реформы привели к резкому возрастанию государственных расходов на содержание бюрократического аппарата, а это имело своим следствием повышение налогов.
Правда, в III в. императоры не столько повышали налоги, сколько шли по пути чеканки неполноценной монеты. Однако это не было решением проблемы, а, напротив, вызвало сильнейшую инфляцию, в значительной мере спровоцировавшую экономичеcкий кризис.
А усиление бюрократии в условиях отсутствия четко разработанных принципов наследования власти и ее преемственности, что было, пожалуй, одним из самых слабых мест системы принципата еще со времени Августа, стало одной из главных причин политической анархии III в.
Политический кризис III в. имел в качестве одной из своих сторон общий упадок законотворческой деятельности. Римская юриспруденция достигла вершины своего развития в трудах Павла, Ульпиана, Модестина и Папиниана, после которых в III в. наступил застой в юридической мысли, а за ним последовал период кодификации28.
Перечисленные юристы привнесли порядок в обширнейшее законодательство, предшествовавшее им, а также установили новые юридические принципы, причем многое в юридической теории этого времени было позаимствовано из эллинистического востока.
Юристами были детально разработаны все обязанности, связанные с почетными должностями и повинностями, причем некоторые их установления и толкования ускоряли упадок муниципальной знати.