Римское государство в эпоху империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы: Современное общество и государство во многом является преемником римского. Вся Европа и многие государственно-правовые системы других стран является полноправными наследниками той государственной и правовой систем, которая сложилась и эволюционировала в одном из крупнейших государств Античного мира – Риме.
Юстиниан Первый попытался привнести систему государственности Рима на Восточную часть бывшей империи, но в Византии сложилась несколько иная государственность, которая, однако была во многом – калькой с Римской.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Этапы развития Римской государственности……………..
6
1.1. Рим эпохи царей…………………………………………………..
6
1.2. Республиканский Рим……………………………………………
8
1.3. Развитие государства в эпоху империи…………………………
11
Глава 2. Законодательство Римской империи……………………….
17
2.1. Особенности судопроизводства в Римской империи…………..
17
2.2. Гражданские права в Римской империи………………………..
19
2.3. Политико-экономическая характеристика провинций в Римской империи……………………………………………………...

24
Глава 3. Структура государственной власти ……………………….
29
3.1. Высшие органы государственной власти……………………….
29
3.2. Центральные органы государственной власти………………….
35
3.3. Местные органы государственной власти………………………
37
Заключение…………………………………………………………….
46
Список использованной литературы…………………………………
49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2006 - Римское право и государство.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, юристы несут ответственность за внедрение в юридическую теорию и практику принципов, которые оправдывали авторитарную власть.

Их последователям, в общем-то, оставалось лишь систематизировать существующий материал

Самым большим политическим злом эпохи, предшествовавшей правлению Диоклетиана, были узурпации власти, ставшие совершенно обычным явлением в III в.

Источником этого зла нужно считать, вероятно, то, что система принципата не выработала четкой системы наследования власти, и это было одним из самых слабых ее мест.

Для того, чтобы покончить с этим неблаговидным наследием, Диоклетиан ввел систему тетрархии. Осуществление этой реформы началось уже на второй год его правления, когда в 285 г. цезарем, а затем августом (в 286 г.) был назначен Максимиан. При этом не последовало официального разделения империи, хотя каждый август имел свою армию, своего преторианского префекта и свою резиденцию.

Рим с этого времени утрачивает свое значение, как официальная столица империи: резиденцией Диоклетиана была Никомедия на востоке, а Максимиана - Медиолан на западе. Эдикты и рескрипты издавались августами совместно, но инициатором всего законодательства оставался Диоклетиан.

Следующим шагом в создании новой политической системы стало назначение в 293 г. двух цезарей - помощников и заместителей каждого из августов - Гая Галерия и Констанция Хлора.

Новая система предусматривала переход всей полноты власти к цезарям в случае внезапной смерти или отречения августов. Предполагалось, что через 20 лет оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, провозгласят цезарями двух своих полководцев29.

Надо отметить, что, тетрархия была в гораздо меньшей степени системой, чем она кажется в трудах позднейших авторов: она была ответом на проблемы времени и работала не столько в силу присущей ей логики, сколько из-за того, что ее заставляли работать административные таланты Диоклетиана.

Основание этой системы было весьма хрупким – в принципе она держалась лишь на взаимном согласии четырех правителей. 

Впрочем, не только политическое зло узурпаций власти заставило Диоклетиана обратиться к системе четверовластия.

Управлять столь огромным государством, переживавшим такой острый и затянувшийся кризис, казалось непосильным бременем для одного человека, тем более что еще одним наследием принципата было, как уже отмечалось, почти полное отсутствие бюрократии.

В условиях общего благополучия и процветания система самоуправления городов и территорий, поощрявшаяся императорской властью, работала весьма исправно, но эта система оказалась неспособной выстоять в условиях кризиса и в условиях усиливающегося давления на нее из центра, особенно налогового. На смену разлагавшимся структурам самоуправления, остаткам демократии и республиканизма былых времен в III в. пришла бюрократия, и Диоклетиан попытался придать ей стройный и законченный характер, дополнив систему тетрархии системой домината.

Логичным дополнением к перечисленным реформам была административная реформа, без которой система домината лишалась необходимой стройности и четкости. Вся Римская империя разделена на 4 префектуры (причем префекты играли больше гражданскую, чем военную роль и были главными помощниками тетрархов в управлении империей) и 12 диоцезов, объединявших по несколько провинций, общее число которых было доведено до 100.

Целью увеличения количества провинций было обеспечить более эффективный контроль над меньшими территориями, а также уменьшить власть и значение наместников и предотвратить возможность сепаратистских выступлений. Италия лишилась своего прежнего привилегированного статуса и приравнивалась к обычным провинциям.

Диоцезами управляли викарии, провинциями – ректоры. Ректоры подчинялись викариям, но наместники особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам.

Административная реформа проводилась Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой управления, сутью которой было более четкое разделение функций между различными звеньями центрального правительства.

Во главе бюрократической иерархии стояли региональные преторианские префекты, которые были вторыми после императоров лицами, ответственными за решение военных, финансовых, законодательных и административных вопросов.

Им подчинялась вся гражданская администрация до губернаторов и городских советов.

При Константине префекты были лишены военных функций, но стали верховными гражданскими магистратами. Каждый префект действовал как верховный судья и издавал мелкие эдикты. Он имел свои финансы и свою бюрократию. 

Все юридические вопросы - подготовка законов и рескриптов, юридические консультации, прохождение петиций к императору и его решений по ним - были сосредоточены в руках верховного "министра юстиции" - квестора Священной палаты (quaestor sacri palatii). Начальник канцелярии (magister officiorum) помимо документации (scrinia) ведал внешними сношениями, арсеналами, полицией и охраной (domestici).

Назначения на дворцовые должности и дворцовые штаты, а также более низкие уровни императорской бюрократии вместе с системой почтовых коммуникаций и сетью государственных агентов (agentes in rebus) контролировались им же. Вместе с этим он ведал аудиенциями у императора и дворцовым церемониалом.

Как и прежде два "министра финансов" (palatini) отвечали соответственно за общественные финансы и за частные владения императора. Высшее военное руководство после императора осуществлялось двумя магистрами - пехоты и кавалерии.

Каждый из высших чиновников имел свой штат подчиненной ему бюрократии, нередко насчитывавший до нескольких сот чиновников. Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

В данной курсовой работе полностью реализована цель исследования: историко-политический анализ государственности Римской империи.

Раскрыт объект исследования: описаны государство и право Римской империи.

Рассмотрен предмет исследования: особенности государственной власти в период Римской империи.

В курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи: описаны этапы развития Римской империи; приведена характеристика особенностей социальных, политических и экономических взаимоотношений государства и народа в период римской империи; обобщены и проанализированы системы государственной власти в Римской империи; составлено заключение по курсовой работе.

В первом главе мы рассмотрели особенности поэтапного превращения римской государственности в имперскую. Дана краткая характеристика царскому Риму, периоду республики и эволюции республики в империю.

Во второй главе акцент сделан на особенности законодательства Римской империи. Описаны сущность и характеристика судопроизводства, дана подробная характеристика гражданским правам в Римской империи. Проведен анализ особенностей политико-экономического развития провинций Рима. Третья глава целиком посвящена структуризации государственной власти Римской империи. Охарактеризованы высшие и центральные органы государственной власти, а также приведены примеры развития местной власти в провинциях и в самой Италии.

Хотя официально все правители этого времени титуловались императорами (imperatores), в истории принято делить имперский период на принципат и доминат, когда ряд императоров потребовали также титула dominus — «господин».

Империя раскололась на Западную Римскую и Восточную Римскую, последняя из которых вскоре превратилaсь в самостоятельное государство — Византию. Падение Западной Римской империи 4 сентября 476 г. можно считать концом собственно Римской империи.

Главное содержание этого периода составляет процесс всестороннего объединения античного мира. Оно совершалось уже Римской республикой, но было тогда материальным, заключалось в факте завоевания и подчинения; теперь этот процесс одухотворяется и усложняется (дифференцируется). Он проявляется:

    • в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;
    • в изменении самой объединяющей власти;
    • в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;
    • в объединении юридических правовых идеалов и
    • в объединении нравственных идеалов.

Этот процесс объединения, плодотворный и прогрессивный, достигает своего полного развития к концу II в. Но он имеет и обратную сторону: он сопровождается понижением культурного уровня и исчезновением свободы, что проявляется в III в.

Между тем совершается религиозное объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV в.

Последствия этого торжества неблагоприятны для колыбели и столицы Римской империи. В начале V в. происходит взятие Рима варварами, которые затем отовсюду вторгаются в римские провинции и уничтожают римскую государственную власть.

В новом дуализме на римской почве зарождается новый исторический период. Успех социального объединения и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций особенно наглядно проявляется в истории самих императоров, личная судьба и характер которых становится самым видным фактором в истории империи.

В длинной веренице и иногда быстром чередовании императоров проявляется слабая сторона принципата, созданного Августом и основанного на комбинации республиканской магистратуры с военной монархией. Магистратура может быть основана на избрании или на назначении; монархия требует наследственности.

В истории принципата мы видим действие обоих принципов вперемежку, нередко в ущерб друг другу, иногда в оригинальной комбинации, на основании чисто римского института усыновления: император усыновляет своего преемника.

Правильное проявление обоих принципов прерывается произвольным вторжением той вооружённой силы, которая должна была служить охраной империи и императорской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

Источники:

  1. Валькова В., Валькова О. Правители Рима. Дрофа, 2005.
  2. Всеобщая история государства и права.  Под ред. К. И. Батыра. М.: Былина, 2004.
  3. История древнего мира. Античность. М.:– Владос, 2003.
  4. Ладинский А. Когда пал Рим... Питер, 2005.
  5. Машкин Н. А. Принципат Августа. М. – Р-н-Д., 2003.
  6. Неронова В. Д. Поздняя Римская Империя (III-V вв.). История Древнего ми-ра. Упадок древних обществ.– М.:Знание, 1999.
  7. Римское право. И. Б. Новицкий. - М.:  Ассоциация «Гуманитарное право», 1999.
  8. Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. -  М.: Новый Юрист, 2004.
  9. Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. – Смоленск: Инга, 2003.
  10. Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 2001.
  11. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. – Ефрона И.А. в 86 тт. – М.: Терра, 1994.
  12. Энциклопедия «Британика». Изд-во Вильяма Бентона, 1961, т. 2,4. (использовался отсканированный материал с накопителя CD).

 

       Литература:

 

  1. Борисов Ю. Принципат.// Русский журнал. 2002 - №5. 
  2. Егоров А. Б. Рим на грани эпох. М., 2004.
  3. Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипилев. М., 2002.
  4. Новицкий И. Б. Римское право.- Изд. 6-е, стериотипное.- М., 2004.
  5. Покровский И. А. История римского права. Спб., 1998.
  6. Поляк Г. Б., Маркова А.Н. Всемирная история. М.:– ЮНИТИ,2001.
  7. Правдина Н. Ю. Римские императоры – краткое описание. М. 2005.
  8. Сизиков М. И. История государства и права. М.:– Юридическая литература, 2002.
  9. Фурсов В. А. История Римской империи. Пособие для студентов. М. 2004.
  10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З. М. Черениловского. М.: фирма Гардарика, 2002.
  11. Черениловский З. М.  Римское частное право: Элементарный курс.- М.: Новый Юрист, 2003.
  12. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.  М.: Юристъ, 1999.
  13. Шикман А. П. Деятели мировой истории. М., 2001.

 

1 Фурсов В. А. История Римской империи. Пособие для студентов. М. 2004.  с. 15.

2 Фурсов В. А. История Римской империи. Пособие для студентов. М. 2004. с. 16.

3 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.  М.: Юристъ, 1999. с. 28.

4 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.  М.: Юристъ, 1999. с. 28.

5 Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. – Смоленск: Инга, 2003. с. 47-48.

6 Фурсов В. А. История Римской империи. Пособие для студентов. М. 2004. с. 17.

7 Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. – Смоленск: Инга, 2003. с. 52.

8 Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. – Ефрона И.А. в 86 тт. – М.: Терра, 1994. с. 625.

9 Машкин Н. А. Принципат Августа. М. – Р-н-Д., 2003. с. 100.

10 Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. – Ефрона И.А. в 86 тт. – М.: Терра, 1994. с. 626.

11 Сизиков М. И. История государства и права. М.:– Юридическая литература, 2002. с. 52.

12 Сизиков М. И. История государства и права. М.:– Юридическая литература, 2002. с. 67.

13 Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипилев. М., 2002. с. 164.

14 Черениловский З. М.  Римское частное право: Элементарный курс.- М.: Новый Юрист, 2003. с. 87.

15 Черениловский З. М.  Римское частное право: Элементарный курс.- М.: Новый Юрист, 2003. с. 88.

Информация о работе Римское государство в эпоху империи