Роль науки в укреплении государственных традиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

В конце второй половины XVII века, когда на престол взошел молодой царь Петр I, Россия пережила переломный момент в своей исторической линии. Это было связано скорее не с личностью «великого» преобразователя, а с ситуацией, сложившейся в данный момент в стране. Ведь в России, «оказавшейся на задворках Европы», были плохо развиты многие аспекты производственно-хозяйственной отрасли. Нужно было развивать промышленность, чуть ли не заново создавать армию и флот для защиты страны от враждебно настроенных соседей. Создание флота было связано с использованием более современного оборудования, – возникает необходимость реформирования (а в некоторых случаях и создания) различных отраслей, связанных с производством материалов, выплавки стали и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

В.А. Серов (1865-1911) - крупнейший  художник  рубежа  столетий.  Жанр портрета был  основным  в  его  творчестве, (портреты   Ф.И.Шаляпина,   И.А.Морозова,   О.К.Орловой, Николая II), хотя  он  писал  и  пейзажи,  и исторические картины. Ученик Репина.

К мирискусникам принадлежали художники А.Н.Бенуа (1870-1960),  К.А.Сомов (1869-1939), М.В.Добужинский (1875-1957), Л.С. Бакст (1866-1924), Е.Е. Лансере (1875-1946), музыкальный критик  В.Ф. Нувель,  публицист, близкий символистам Д.В.Философов, С.П.Дягилев (1872-1929)-театральный  и художественный  деятель  с  блестящими  организаторскими  способностями.  Он активно   содействовал   устройству   художественных    выставок,    ставших примечательной чертой  общественно-культурной  жизни  России.  На  выставках широко экспонировались  произведения  не  только   отечественных,   но  и зарубежных  мастеров. К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда,  сыгравшего огромную  роль  в  развитии  мировой  живописи.   К.С.Малевич   (1878-1935), создатель  этого  направления,  определил  его  как  супрематизм,  искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в  Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как  главное свое открытие.

Русская культура рубежа столетий  и  первых  десятилетий  XX в. была итогом огромного и сложного пути. Гуманизм и  гражданственность,  народность и демократизм  всегда  отличали  русскую  культуру.  В  канун  революционных событий 1917 г.  Россия   обладала   богатейшим   культурным   наследием, культурными ценностями мирового уровня. Однако в России всегда существовало  несоответствие  между  богатством культуры и возможностью причастности к нему широких слоев  народа. 

Одна  из причин  такого  положения   заключалась   в   политике   правительства, не допускавшей  излишней демократизации  просвещения  народа. Врезультате образовательный  уровень   народных   масс,  прежде  всего   крестьянства, мещанства, даже в начале XXв. ограничивался начальной элементарной  школой. Лишь участие общественности, интеллигенции привело  к  известным  сдвигам  в системе  народного  образования,   некоторые   результаты   которого   стали проявляться в конце XIX в. Присутствовал  цвет  русского  ренессанса!

 В  это  же  время  внизу,  в Таврическом дворце и вокруг бушевала революция. Деятели революции совсем  не интересовались темами  "Ивановских  сред",  а  люди  культурного  ренессанса хотя и не были консерваторами и  правыми но  большинство  из  них  было асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей революции". Эта   особенность   общественно-культурной   жизни   России   первых десятилетий XX в. была одной из причин, определившей  отношение  к  культуре пролетарской власти после Октября 1917 года.

 

 

 

 

 

 

ІІІ. Роль религии в истории и в современной России 
         Описание религиозной жизни России, наверное, следует начать с принятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, которые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез пришлось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориентация на Византию или принятие католической веры и ориентация на Западную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное, в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль "Дранг Нах Остен" поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоятельное государство перестала бы существовать.

Русь, приняв христианство, еще долго  оставалась под властью языческих  воззрений, которые включились в  православное вероучение. Вместе с  византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчиненности церкви светским правителям. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14в. 
Формирование государственности на Руси шло в направлении к сильной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции непосредственного управления.

Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную  власть успеха не имели. Приоритет государственной  власти над церковной и определение  статуса православной церкви как  государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649г. В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль над церковью, под предлогом защиты "правой веры". 
При Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики. Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589г. имела митрополитанское устройство (т.е. высший иерарх - митрополит - назначался Константинопольским патриархом) , с 1589 церковь стала автокефальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было) ) . В 1721 году Петр І упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, подчиненный правительству. Согласно "Своду законов Российской империи" все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное вероисповедание), терпимые (староверы, инославные, т.е. христианские неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т.д.), и нетерпимые (различные секты). Запрещенные секты в России (конец 19 века): молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня и др. Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных христианские неправославные церкви, а также представители всех иных незапрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания своей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осуществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: ведения записей о рождении, смерти, браке и т.д.

Запрещались законом переходы из христианского  вероисповедания в иноверное, из православного вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания  в другое также не был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения накладывались и  на браки. Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до начала прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взглядов подвергалось уголовному преследованию. Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения. Декретом "О земле" большевистского правительства от 26.10.1917г. все монастырские и церковные земли были "национализированы". Другими декретами православная церковь была отстранена от государства, школы, армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекратилось, большевики стали варварски грабить церковь.

В конце 20-х религиозные организации  были объявлены враждебными советской  власти и "классовыми врагами", началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов. Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунистическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле), и другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В.И. Ленина, т.е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула. Также как и в случае разрушения дворца царя Кащея: иголку выдернули - и дворец разрушился. Вообще очень многие учения, даже не религиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей верить во что-либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии воспринимаются часто не критически, а догматически. Что-то может не нравиться - но ведь так пишут в газетах.

Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассматриваться  как религия - учение о превосходстве  одной нации. Коммунизм то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс. Государственный строй СССР - имел множество черт феодализма. В 1943г, после встречи И.В. Сталина с руководством Русской православной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. В 1945г. религиозным организациям в СССР были предоставлены права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс "потепления" отношений между церковью и государством был приостановлен. В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность религиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.

В настоящее время по конституции 1993 года [глава 2, статьи 14-19] Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религ. принадлежности.

Каждому гражданину Российской Федерации  гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая  право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой. Свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [Ст.28]. В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных организаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем [Ст.30]. Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [Ст.29]. Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее большинство верующих, не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают (если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объединения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, белорусов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.

Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике". Среди существующих сейчас цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую, славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканскую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации. В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон приводит следующие доводы:

  1. Различия между цивилизациями серьезнее и древнее любых других делений человечества. Они связаны с историей, языком, культурой, традициями, и самое главное - с религией.
  2. Мир становится более тесным.
  3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают мировоззренческий вакуум, который заполняется религиями, причем часто в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века.
  4. Стремление Запада насадить по всей планете свои мировоззренческие идеалы - демократию и либерализм, а также ставка на военное и экономическое превосходство вызывают во всем остальном противодействие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.
  5. Устойчивость культурных и религиозных различий. Если экономические и политические противоречия могут быть устранены, то русские останутся русскими, а эстонцы эстонцами.

Все эти исследования проводятся, конечно, с целью нахождения стратегии  сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией.

 

Для этого Хантингтон считает необходимым:                                                                                        - включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и    Латинскую Америку;

- в России и Японии поддерживать прозападные группировки; 
- всемерно ограничить военное развитие "потенциально враждебных цивилизаций", то есть, видимо, всех остальных;

          - проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.

           Мне кажется во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Наверное, это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обратились к различным сектам, богоискателям типа В. Соловьева, С. Булгакова, Л. Толстого и других. Православной же церковью их учения характеризуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называемая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильственное занятие этим, а если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.

 

 

 

 

                              Список использованных источников:

  1. Культура России: IX-XX вв. Учеб. Пособие. – М.: Простор, 1996.
  2. Щетинов,Ю.А. История России 20 век. – М.: Манускрипт, 1995.
  3. Россия на рубеже веков. – М.: 1991.
  4. «Наука и культура  России  в XVIII  веке».  Институт  истории естествознания и техники АНСССР. – Л.: 1984.
  5. «История Академии наук СССР». – М.-Л.: 1958. –  т.1. 429с.
  6. Спасский,Б.И. «Физика в её развитии». Пособие для учащихся. – М.:  Просвещение, 1979. – 208с.
  7. Дягилев,Ф.М. «Из истории физики и жизни её творцов»,–М.: Просвещение, 1986. – 255с.
  8. Копелевич,Ю.Х. «Основание Петербургской Академии наук».–Л.: 1977. –211с.
  9. Юшкевич,А.П. «История математики в России». – М.: Наука, 1968.
  10. Прудников,В.Е. «Русские педагоги - математики XVIII-XIX  веков». – М.: 1956.
  11. Гумилев,Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: "Мысль", 1993.
  12. Артемьев,Р. Коммерсантъ № 36(147). Лучше быть в Риме чем вне его. 1995.
  13. Современная Русская Идея и Государство. – М.: "Рау-Корпорация", 1995.
  14. Основы Религиоведения. Учебник. – М.: "ВШ", 1994.

Информация о работе Роль науки в укреплении государственных традиций