Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:07, реферат
Основными направлениями внешней политики Советского государства и большевистской партии в 1920 е гг. стало укрепление позиций СССР на международной арене и разжигание мировой революции. Договоры, заключенные в 1920–1921 гг. с Ираном, Афганистаном, Монголией, Турцией и другими пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советской России. Возникли торговые связи с Англией, Германией, Италией.
В апреле – мае 1922 г. в Генуе (Италия) состоялась Международная экономическая и финансовая конференция европейских государств, на которую была приглашена Россия. Российская делегация выступала от имени всех советских республик. Руководителем делегации был Г. В. Чичерин, нарком иностранных дел с 1918 по 1930 гг. Капиталистические страны рассчитывали оказать экономический нажим и потребовали выплатить долги царской России, Временного правительства, белогвардейцев, отменить монополию внешней торговли, возвратить национализированные предприятия. Советская сторона соглашалась вернуть часть долгов при условии получения кредитов и возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, что было отклонено западными странами.
Важным итогом ХХ съезда КПСС явились освобождение и реабилитация невинно осужденных.
Потрясение, которое вызвал доклад Хрущева, не определилось его теоретическим содержанием - произошло крушение системы жизни и мышления. Неопределенность, замешательство и деморализация, вызванные докладом Хрущева, стали осознаваться аппаратом, как угроза социализму в целом.
Главной задачей стал поиск средств адаптации к изменившейся ситуации. И после 1956 г. партийно-государственная бюрократия шаг за шагом стала восстанавливать утраченные позиции, а в 1957 г. предприняла попытку смещения Хрущева. 18 июня 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущеву были предъявлены обвинения в экономическом волюнтаризме и подрыве международного авторитета КПСС. Президиум 7 голосами против 3 (Микоян, Суслов, Кириленко) принял решение о смещении Хрущева и назначении Молотова Первым секретарем. Хрущев отверг обвинения, заявил о неправомочности решения и потребовал созыва ЦК. Его поддержала значительная часть обновленного аппарата ЦК, армия во главе с маршалом Г.К. Жуковым и КГБ.
Общественное мнение тоже было на его стороне. На внеочередном пленуме ЦК 22-29 июня Молотов, Маленков, Каганович и “примкнувший к ним Шепилов” были выведены из Президиума ЦК. Булганину был объявлен строгий выговор. Все они публично покаялись.
Впервые в советской истории политических оппонентов не расстреляли, а сняли с должности.
Следующим актом политической борьбы стало смещение Г.К. Жукова с поста министра обороны и реформа армии. Тем самым Хрущев предупредил попытку “бонапартистского переворота”. Но сам Хрущев все более и более склонялся к авторитарным методам правления, что особенно стало заметно после занятия им в 1958 г. должности Председателя Совета Министров СССР.
Желание добиться впечатляющих результатов максимально быстро и с наименьшими затратами скоро породило авантюристические инициативы, непродуманные административные реформы, экономические и социальные перегибы, выявило пределы реформ и привело к серьезному экономическому и социальному кризису начала 60-х годов. 1957 - 1959 гг. были отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная лихорадка», «мясная кампания в Рязани», «молочные рекорды»), призванных улучшить функционирование экономики.
Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н.С. Хрущев предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти. К тому же существующие сверхцентрализованные министерства поражали своей низкой эффективностью. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого к территориальному. В каждом административно-экономическом районе был образован Совнархоз, в РСФСР - 70, в Украинской ССР - 11, в Казахской ССР - 9, в Узбекской ССР - 4, в остальных республиках -по одному. На региональном уровне устанавливались прямые связи между предприятиями. Сама по себе идея децентрализации поначалу встретила положительные отклики и дала некоторый эффект.
Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрылась масса мелких предприятий различных министерств, дублирующих друг друга. Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий: за 1956 - 1960 гг. было введено в строй в 3 раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку.
Произошло существенное сокращение административного аппарата на предприятиях. Но главным результатом стало недовольство десятков тысяч министерских чиновников, потерявших места или вынужденных отправиться из Москвы в провинцию. Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло.
Было официально заявлено, что страна вошла в «период развернутого строительства коммунизма».
Партия поставила задачу в кратчайшие сроки догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Хрущев предполагал, что это произойдет примерно в 1970 г., тем самым, по его мнению, решался вопрос о строительстве социализма в отдельно взятой стране. В отсутствие продуманной инвестиционной политики в аграрном секто повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать административные реформы.
Первая из них заключалась в ликвидации МТС и продаже техники колхозам. С экономической точки зрения эта мера позволила некоторым колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда. Вместе с тем реформа обязала все колхозы немедленно выкупить технику и поглотило накопленные ресурсы. Немедленная и обязательная ликвидация МТС имела и другие негативные последствия, в первую очередь - отъезд в города большинства технических специалистов, которые боялись потерять свой социальный статус и превратиться в колхозников, и, как следствие этого - выход из строя оборудования, оставшегося без квалифицированного ухода. Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что было одной из «идей-фикс» Н.С. Хрущева, которая заключалась в доведении сельского хозяйства до уровня промышленного производства.
Этот проект возрождал идею создания агрогородов, и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальные преобразования в деревне через развитие «фалангистских» аспектов образа жизни требовало крупных капиталовложений, которых, естественно, не было.
Реформа сельского хозяйства в тех условиях могла совершаться лишь за счет народа.. Практическим же выражением реформы стала кампания против приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как частнособственнический, капиталистический пережиток.
Колхозников обязали продать колхозам весь крупный рогатый скот (6 млн. голов), но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров. Административным решением началось уничтожение поголовья лошадей (лошади были исключены из всех видов отчетности, запрещалась выдача кормов и т.д.). На деле эта кампания, не говоря о ее непопулярности, оказала отрицательное воздействие на сельскохозяйственное производство. Наглядным примером катастрофических последствий, связанных с погоней за рекордами, стала «рязанская катастрофа».
Руководители Рязанской области выступили с почином увеличить заготовки мяса в 3 раза. Правительство поддержало этот почин. На убой было отправлено молочное стадо, скот незаконно изымался у населения, деньги колхозов и банковские кредиты использовались для закупок скота в других областях. План почти был выполнен, но какой ценой! Уже в следующем году началось обвальное падение производства в животноводстве. К чести первого секретаря обкома Ларионова - он застрелился.
С колхозниками продолжали обращаться, как с людьми второго сорта; они все еще не имели паспортов, без которых не могли по своему усмотрению и легально покинуть свой колхоз. Эксперименты с кукурузой и освоением новых земель привели к падению урожайности и удорожанию производимого на этих территориях зерна. Кроме того, практически полностью прекратилось развитие традиционных сельскохозяйственных районов страны. Освоение целинных земель, превращенное из временной меры в постоянный источник получения до 50 % товарного зерна, было рискованным делом.
Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства.
Проводились бесконечные реорганизации. Хрущев лично объезжал десятки областей, но его усилия были тщетны. До конца 50-х годов многие авантюрные инициативы Хрущева в глазах общественности компенсировались принятыми мерами по улучшению условий жизни городского населения: 25 апреля 1956 г. был отменен закон 1940 г., прикреплявший рабочих и служащих к предприятиям. Отныне рабочие могли менять место работы, предварительно за две недели подав заявление об увольнении; минимальная заработная плата была повышена на 35 % и освобождена от налогов; размер песий почти удвоился, пенсионный возраст был снижен - 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин; продолжительность рабочей недели была сокращена с 48 часов до 46 часов (по субботам - до обеда); впервые в истории Советского государства широкое распространение получило жилищное строительство. За десять лет - с 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80 % Однако жилищный кризис сохранялся.
Период «оттепели» стал периодом наиболее заметного промышленного подъема в СССР - продолжал срабатывать фактор количественного индустриального роста «всего больше» - больше металла, больше угля и т.д. Продолжался массовый приток неквалифицированной рабочей силы из сельской местности. Происходили некоторые качественные изменения. Велись работы по созданию единой энергетической системы в европейской части СССР. С 1957 г. железнодорожный транспорт стал переводиться с паровозной тяги на электрическую и тепловую. В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Развитие экономики происходило под знаком научно-технической революции. Освоение космоса, химизация народного хозяйства, развитие электроники подкреплялись крупными государственными программами. Качественно изменился топливный баланс в пользу нефти и газа. В июле 1956 г. в воздух поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104. 4 октября 1957 г. был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Первым человеком в космосе был гражданин СССР Ю.А. Гагарин (12 апреля 1961 г.).
В стране стала развиваться телевизионная система. Но легкая и сельскохозяйственная промышленности значительно отставали в своем развитии от тяжелой промышленности.
54. СССР в середине 60- 80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.
Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.