Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Одновременно с укреплением дворянского землевладения шло неуклонное наступление на крестьянские права. Запрет крестьянам жаловаться на помещиков был установлен еще в 1649 г . и с тех пор многократно подтверждался. Но при Екатерине II за нарушение этого запрета крестьяне уже жестоко наказывались, вплоть до ссылки в Нерчинск. В январе 1765 г . «за предерзостное состояние» «вредных обществу людей» помещикам разрешено было не только ссылать в Сибирь (а это было узаконено еще в 1760 г .), но и отдавать в каторжные работы.

Содержание

1.Российское дворянство и проблемы социально – экономического развития страны.
2.Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773 – 1775 гг.).
3.Внешняя политика Российской Империи во второй половине ХVIII века.
4.Культура России в XVIII веке.

Вложенные файлы: 1 файл

История Отечества Россия в эпоху Екатерины2,.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

В 1771 г . вспыхнул острый конфликт в связи  с набором казаков в Московский легион для войны с Турцией. В  Яик были введены правительственные  войска, казачий круг был ликвидирован вместе с канцелярией, виновным рвали  ноздри, били кнутом, ссылали в Сибирь. На все войско был наложен тяжелейший денежный штраф. Подавленный Яик  затаился, но огонь восстания не погас; загнанный вглубь, он в любую  минуту мог вспыхнуть с новой  силой. Важнейшим элементом ситуации накануне восстания была вновь охватившая Россию эпидемия самозванчества. В 1765 г . однодворец Гаврила Кремнев объявляет себя Петром III. Он ездит по селам Воронежской губернии и при торжественном богослужении приводит к присяге народ, обещая освобождения от рекрутчины, подушной подати и т.п. Схваченный властями, он был жестоко бит по всем тем селам, где ему присягали, клеймен и отправлен на вечную каторгу в Нерчинск.

Но снова  на сцене появляется другой самозванец. Им оказался армянин Асланбеков, объявивший себя Петром III. И он был бит плетьми  и сослан в Нерчинск. Но Россия снова  с неумолимой настойчивостью выдвигает  нового самозванца. Это был беглый солдат Лев Евдокимов, назвавшийся  Петром II. Почти одновременно в Слободской Украине беглый солдат брянского  полка Петр Федорович Чернышев (из однодворцев) также объявил себя Петром III, и вновь осмелившийся присвоить  имя царя был бит плетьми и  сослан на каторгу в Нерчинск. В  Исетской провинции казак Каменыциков  распространял слухи о том, что  Петр III жив и заточен в Троицкой крепости. Беглый солдат Мамыкин был  пойман под Астраханью и наказан  за распространение слухов о Петре III. Наконец, за год до появления Пугачева на Дону объявился беглый крестьянин Федот Богомолов, выдавший себя за Петра  Федоровича. Богомолов умер во время  следствия, но в районе его действий и в Заволжье все время ходили о нем различного рода толки и  слухи. Этим впоследствии и воспользовался Е.И. Пугачев.  
 
 
 
 

    3. Внешняя политика  Российской Империи  во второй половине  ХVIII века.

Приход  на трон Екатерины II мало что изменил  в основных направлениях внешней  политики России. Они в сущности остались прежними. В центре внимания русских дипломатов был возврат  исконных земель Древней Руси, традиционная черноморская проблема и активная охрана завоеваний на Балтике. Вскоре после  Семилетней войны произошла очередная  перегруппировка сил в Европе. Почти распался длительный союз России и Австрии. После свержения Петра III Екатерина II не сочла нужным возобновить  войну с Пруссией, хотя фельдмаршал  Салтыков захватил было вновь все  территории, уступленные Пруссии  Петром III. Истинные причины такой  позиции заключались в том, что  в итоге Семилетней войны Россия добилась преимущественного влияния  в Польше. Мы уже говорили о давней цели внешней политики русского правительства, сводящейся к воссоединению древнерусских  земель, в пределах которых за период отторжения стали складываться народы Белоруссии и Украины. Последние  события, казалось, приблизили момент окончательного решения этой проблемы. Однако у Австрии насчет Польши были свои планы. Она шла на стремительное  сближение и упрочение отношений  с Францией — давним недругом России, в течение многих десятилетий  сколачивавшего антирусские блоки  и на севере Европы, и в центре ее, и на юге. Все это делало непрочными отношения Австрии с Россией.

     Иначе складывались отношения с Пруссией. Фридрих II всеми силами старался искать дружбы с Россией. Ведь устремления Пруссии были теперь направлены исключительно на Польшу как объект своей будущей агрессии, и успех мог быть лишь при условии союза с Россией. Однако Россия рассчитывала достичь своих целей и без помощи Пруссии. Вместе с тем она не хотела и сближения Пруссии с Францией. Тема, вокруг которой завязывалась дипломатическая игра, была подсказана самой жизнью: это тема о новом польском ставленнике. Смерть польского короля Августа III, как ее не ждали, была внезапной. Теперь Россия сразу же объявила своего кандидата — им был Станислав Понятовский, давний друг сердечный Екатерины II. Расчеты императрицы, правда, были лишены при этом каких-либо эмоций: «из всех претендентов на корону он имеет наименее средств получить ее, следовательно, наиболее будет обязан тем, из рук которых он ее получит». Случилось так, что в разгар предвыборных интриг курфюрст Саксонский умер от оспы. Это ослабило борьбу с Пруссией, и на избирательном сейме в сентябре 1764 г . спокойно был избран Станислав Понятовский.

Следствием  преобладания русского влияния был  и сравнительно быстрый переход  Курляндии на положение территории, зависимой от России. Екатерина II извлекла для этого из небытия небезызвестного  Э.И. Бирона, права которого на курляндское  герцогство не были никем отменены. Сын польского короля Августа, Карл, занимавший стол герцога Курляндского, был вынужден выехать из Митавы. В конце 1762 г . там водворился Э.И. Бирон.

После выборов Понятовского на польский престол  русско-прусское сближение завершилось  заключением 31 марта 1765 г . союза. Это  был, как всегда в то время, военный  союз, оговаривавший в случае войны  помощь одному из партнеров либо деньгами, либо войсками. Заключение этого союза  было большим успехом фактического руководителя внешней политики России князя Никиты Ивановича Панина. Ведь союз с Пруссией был едва ли не важнейшим  звеном проектируемого Паниным так  называемого «Северного аккорда».

Это был  своего рода противовес все еще существовавшему  франко-испано-австрийскому блоку. По мысли Панина, в «Северный аккорд»  должны были включиться Дания, Англия, а также Швеция и Польша. Причем Панин сильно рассчитывал на Польшу в качестве будущего союзника. Однако Н.И. Панину это не удалось, как не удалась и вся «Северная система». Ни Фридрих II, ни Екатерина II не были заинтересованы в сильной Польше. Фридрих вообще был против «Северной системы», заявляя, что он нуждается «только в  одном русском союзе» и не хочет  других. Что же касается Екатерины II, то она была за «счастливую анархию, в которую погружена Польша и  которую распоряжаемся мы по своей  воле». Сохранение в Польше так называемой «республики» постоянно воодушевляло Фридриха II на раздел этой страны, а с заключением договора с Россией эта идея стала не столь уж безнадежной. Длительные переговоры с Англией окончились заключением в 1766 г . лишь торгового договора.

Таким образом, «Северного аккорда» не получилось. Надежды на Швецию были также тщетны, ибо при слабости государственной  власти эта страна всерьез не могла  быть принята. Вскоре после воцарения  С. Понятовского в Польше внутри страны вновь обострились противоречия между католиками и так называемыми диссидентами (православными и протестантами). Традиционная политика покровительства «диссидентам» позволила русскому правительству вмешаться в этот конфликт. В диссидентском вопросе российская дипломатия выставила не только требование веротерпимости, но и уравнения «диссидентов» в гражданских правах. Но именно это требование было встречено в штыки великопольскими кругами.

     Итак, с 1764 по 1768 г . Польша снова находилась в постоянном внутреннем напряжении. Тяжелая дипломатическая борьба по диссидентскому вопросу шла с переменным успехом. Положение короля в этой ситуации было незавидное. Целиком обязанный русской императрице, постоянно получавший от нее денежные субсидии, Станислав Понятов-скнй буквально разрывался на части. В условиях полного бессилия короля повлиять на сейм вопрос о диссидентах стал решаться традиционным польским путем. Вожди диссидентов образовали в марте 1767 г . конфедерации: одну в Торне, вторую в Слуцке. На сторону диссидентов был привлечен бывший литовский гетман Карол Радзивилл, и появилась католическая конфедерация в Радоме.

Предстоял чрезвычайный сейм. Осенью 1767 г . русские  войска были придвинуты к подступам  Варшавы, но созванный в октябре 1767 г . сейм не удался и его перенесли  на февраль 1768 г . В феврале запуганный сейм все-таки решил диссидентский  вопрос. Католическая вера была объявлена  господствующей. Король и королева могли быть только из римских католиков. Но вместе с тем диссиденты были уравнены во всех правах. Они отныне объявлялись способными занимать все  посты вплоть до сенаторских и  министерских, им разрешено вновь  заводить свои церкви, школы, консистории, кладбища, госпитали, печатать богослужебные  книги, разрешены были браки католиков  и диссидентов и т.п.

Это был, несомненно, акт исторически прогрессивный. Вместе с тем этот успех российской дипломатии был коротким. Противники реформ образовали в 1768 г . конфедерацию в г. Баре (Барская конфедерация) и начали военные действия. Польша была ввергнута в анархию. 27 марта 1768 г . Сенат решил просить русскую  императрицу обратить свои войска, находившиеся в Польше, на подавление мятежников. Очаги восстаний были подавлены в Люблине, Гнезне. Конфедераты  устремились на юг, в Подолию, к  турецким границам. Однако русские  войска взяли Бар, Бердичев и вынудили конфедератов переместиться в Санок. В августе у конфедератов был  взят штурмом Краков. Как и ранее, появление русских войск на территории Западной Украины всколыхнуло народные массы на борьбу с Ненавистным  панским гнетом. В середине XVIII в. на территории Правобережной и Карпатской Украины усилились гонения на диссидентов, что обострило классовую  борьбу и национально-освободительное  движение. В течение долгого времени  здесь действовали так называемые опришки. В 1768 г . отдельные движения слились в общее восстание, известное  в истории под названием «Колиивщина». Возглавили их руководимые Максимом Зализняком казацкие отряды, прибывшие  на Правобережье из Запорожья для  борьбы с конфедератами. Вскоре к  ним присоединились отряды казацкого  сотника Ивана Гонты. Восстание  разрасталось.

Его вожди  уже объявили себя Брацлавским и  Киевским воеводами. Волнения докатились до Львова. Но, как и прежде, российский царизм, боясь разрастания антифеодальной борьбы и захвата ею территории Левобережья, предпочел задушить восстание. Однако борьба с конфедератами продолжалась. Более того, эта борьба все более  затягивала Россию в пучину нового русско-турецкого конфликта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Культура России  в XVIII веке.

Как и  в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом  в области культуры были представители  господствующего класса дворян. Задавленное  эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения  образования, для деятельности в  области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь  речь пойдет о достижениях, главным  образом, в области дворянской культуры. Вместе с тем нужды и последствия  социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью и  т.п. задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых  областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических  крестьян. Со времен Петра I просвещение  в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения  грамоте» все еще была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

Увеличилось число солдатских гарнизонных школ — прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г . их насчитывалось около 50, а в 1765 г . школы были при 108 гарнизонных  батальонах, где училось до 9 тыс. солдатских детей. Здесь обучали  не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области  геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались  различным ремеслам. Существовали национальные военные школы на Кавказе. Основное же внимание уделялось образованию  дворянских детей в закрытых учебных  заведениях. В 1731 г . был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г . Морской  шляхетский корпус. В 1758 г . артиллерийская и инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Помимо этого дворянских детей обучали  в частных пансионах, а также  в домашних условиях. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов. Во второй половине века это увлечение достигло своих  крайних, извращенных форм.

Важнейшим событием середины XVIII в. была организация  первого в стране высшего гражданского учебного заведения — Московского  университета. Куратором его был  влиятельнейший елизаветинский вельможа — И.И. Шувалов, известный меценат, основатель и президент Академии художеств, оказавший содействие развитию русской культуры.

     Однако идейным строителем Московского университета был гениальный русский ученый М.В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета. Он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским учебным заведением (в нем не было богословия). Открытый в 1755 г . Московский университет принял первых студентов на свои три факультета — философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представители разночинных слоев тогдашнего общества. И только позднее, при Екатерине II, состав университетского студенчества становится преимущественно дворянским. В начале XIX в. число университетов увеличивается (Петербург, Харьков и др.). Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями — для дворян и разночинцев. Здесь изучались русский, латинский, один из европейских языков, математика, словесность и история. В создании учебников активное участие принял М.В. Ломоносов, написавший «Риторику» и «Российскую грамматику». На русском языке велось преподавание и в самом университете, что отличало его от типичных западноевропейских университетов. Во второй половине столетия Московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. В нем преподавали такие выдающиеся ученые-профессора, как С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и др. Большую пользу оказал университет распространению просвещения среди нерусских народов России. По образцу московской была создана гимназия в Казани. Из стен Московского университета вышла чувашская грамматика, грузинская и татарская азбуки. Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России, потребность в организованной системе школьного образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы проекты школьного образования были поручены одному из образованнейших представителей русской знати — И.И. Бецкому.

     Главная идея плана И.И. Бецкого, опиравшегося и на французских просветителей, отчасти на А. Локка и даже на Я.А. Коменского, заключалась в создании из молодого поколения «новой породы людей» — гуманных и справедливых, которые и смогут сделать общество справедливым. Однако для реализации этой идеи Бецкой предложил систему закрытых учебных заведений, где бы дети жили от б до 18 лет. При этом соблюдался сословный принцип организации училищ — для дворян особо, для купечества особо и т.п. Бецкой пропагандировал гуманную систему обучения без наказаний и принуждений ребенка, с учетом его склонностей и т.п. Реализация этого плана выразилась в реформе гимназии в Петербурге, Сухопутного и Морского шляхетских корпусов. Кроме того, было создано училище для мальчиков при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. Открыт московский воспитательный дом для «незаконнорожденных» детей и подкидышей. ИИ. Бецкой был инициатором женского образования. Под Петербургом, возле деревни Смольной был открыт первый в России Институт благородных девиц с широкой программой обучения. При Смольном институте было особое «мещанское отделение».

Информация о работе Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм»