Россия за постсоветский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:53, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы собрать известный материал и представить его в цельном виде, используя факты, статистические данные. И сделать свой субъективный вывод по данному периуду Российской истории.

Содержание

Введение
Радикальные экономические реформ
Социальные изменения
Преобразование политической системы
Внешняя политическая деятельность
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Россия постсоветская (А. М. Бесчетников).docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

 

Другая  важная черта демографической ситуации 90-х гг. - деградация части населения: общий рост заболеваемости, а также  высокий удельный вес так называемой социальной заболеваемости (туберкулез, венерические болезни, психические расстройства). Составляющими процесса деградации стали также алкоголизм и наркомания.

Согласно  данным председателя Комитета по делам  женщин, семьи и молодежи, с 1991 года общая заболеваемость туберкулезом среди детей увеличилась на 33 процента. Смертность в результате этой тяжелой болезни выросла на 82 процента. У 90 процентов школьников имеются отклонения в состоянии здоровья. Примерно столько же детей страдает гиповитаминозом, который медики считают одним из проявлений голода.

 

Социальная  поляризация и укоренение противоположных  социальных ориентиров закономерно  порождало раскол в духовной жизни  общества.

Основной  тенденцией 90-х гг. являлось отсутствие в обществе согласия по большинству  вопросов, касающихся базовых ценностей. В условиях реформ шел процесс общей духовной дезорганизации населения, разочарования большей его части в лидерах страны. Вслед за быстрым крушением в 1988 - 1991 гг. коммунистических мифов в 1992 - 2000 гг. произошло крушение либерально-демократических идеалов и концепций. Российское общество поразил глубокий кризис ценностей.

Кризис  этот проявился в росте преступности, правовом нигилизме, отсутствии объединительной  идеи, потери перспективного взгляда  на личное будущее и будущее всего  общества. Важной чертой духовной жизни  стало огромное влияние СМИ на общественное сознание. Они оказались  монополизированы крупными собственниками, связанными с политическими кругами  страны.

 

В ходе президентских  и региональных выборов 1996 г. проявились факты, свидетельствовавшие о криминализации публичной политики. Криминальные структуры  получили возможность почти официально лоббировать свои интересы за счет тайного финансирования предвыборных кампаний, а иногда и напрямую пытаясь обеспечить победу на выборах своего ставленника.

Такие явления  вызвали у 75 – 85 % населения различных  регионов РФ социально-психологическую  депрессию, привели к разрушению традиционных базовых ценностей. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа алкоголиков, наркоманов и  самоубийц.

 

Особая  ситуация в 1993 - 2000 гг. сложилась в  науке. Финансирование науки и образования  год от года сокращалось. Реальные расходы  на эти сферы снизились за годы реформ в 18 раз. Ученые стали одними из самых низкооплачиваемых работников.

 

К заметным фактам в духовной жизни можно  отнести приобщение россиян к  религии, стремление к нравственному  очищению, к традиционному досоветскому образу жизни. Религиозно ориентированное  население составляет, по различным  оценкам, около 2/3 россиян. Однако уровень  религиозности, то есть искренность  веры, очень невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание религиозных ценностей. В обществе утвердилась скорее некая демонстрация намерений "жить по вере", чем истинная религиозность.

Но, так  или иначе, Русская православная церковь на протяжении 90-х гг. превратилась во влиятельный общественный институт. Она активно восстанавливает  храмы, строит новые монастыри, занимается разнообразными делами в области  просвещения, культуры. Она "вписалась" в официальную политику, хотя и  ведет себя по отношению к власти достаточно независимо. Власть же, со своей стороны, активно использовала церковь для консолидации общества. Лидеры различных политических и властных структур участвовали в богослужениях по случаю христианских праздников, демонстрируя единство с массами на базе православных ценностей.

Таким образом, церковь и религия стали важными  составляющими духовной и культурной жизни российского общества. Религия  получила надежную социальную базу, официальную поддержку и общественный авторитет.

 

 

 

Преобразование  политической системы

Важной задачей  того времени стало сохранение территориальной  целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие  в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 года.

К лету десятки  субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в  некоторых регионах — конфликт между  осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала  Чечено-Ингушская республика разделилась  на две части, затем произошли  кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.

Другим важным вопросом суверенитета был вопрос российской государственности, о выборе формы  правления: президентская республика (сильный президент, формирующий  правительство и имеющий право  на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения – "Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.

В феврале 1992 года Президент Б. Н. Ельцин предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе  с Хасбулатовым все более активно  вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически возникло двоевластие.

12 декабря 1993 года состоялся  первые выборы законодательной  власти и референдум по одобрению  проекта новой конституции, получил  одобрение. Конституция установила  принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство. Законодательная власть — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы в Федеральное Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские выборы — первые выборы на многопартийной основе показали, что общественное мнение колеблется, основная часть населения испытывает психологическую усталость и дискомфорт в условиях резко меняющейся жизни. Результатом явился выбор большой части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР, "Выбор России" Гайдара получил 15%. Создание Федерального Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в апреле 1994 года большинством политических партий и общественных организаций был подписан Договор об общественном согласии.

В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную  Думу. Наиболее представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш  дом — Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ). В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую нестабильность.

 

Внешняя политическая деятельность

Распад СССР изменил положение России на международной  арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Значительно пострадала обороноспособность, практически  отсутствовали границы с бывшими  республиками. Российский флот лишился  баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали  наиболее мощные военные группировки  на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система  противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной  и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые с внешнеполитическими  инициативами. Он официально заявил, что  ядерные ракеты не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской  декларации 1992 года было зафиксировано  окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США. Это вызывало критику со стороны оппозиции.

 

Россия и  страны дальнего зарубежья.

 

После августовских собы­тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономик.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего  СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Информация о работе Россия за постсоветский период