Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 11:24, реферат
Актуальность темы исследования предопределяется тем, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность.
Ни для кого не секрет, что Россия заинтересована в безопасности своих приграничных территорий. Для этого необходимо, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные государства. К тому же надо обеспечить лидерство России среди этих государств на пространстве СНГ.
Введение
Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы
1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государство
1.2. Политика России в отношениях со странами СНГ
Глава 2. Россия и страны СНГ: новая ситуация и необходимость адекватного стратегического реагирования
2.1. Отношения России со странами СНГ на примерегрузино-абхазского конфликта
2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ
Глава 3. Россия и СНГ: путь к интеграции
3.1. Стратегическое партнерство с СНГ
3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ
Заключение
Список использованной литературы
Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов.
В экономическом плане прилежащие страны – отправная точка для выхода российского бизнеса на мировые рынки, а также форпост и испытательный полигон успешности стратегий российских компаний за рубежом.
В современном мире, где система привычного международного права разрушена, а события развиваются стремительно, нельзя более рассчитывать на лояльность бывших союзных республик, не подкрепляя свои ожидания реальными, а главное, обоюдовыгодными предложениями. Важно преодолеть и психологический «комплекс Советского Союза»[20], перестать воспринимать республики по умолчанию лояльными. Выстраивание новых отношений должно предусматривать искреннюю готовность к серьезным вложениям в экономическую, политическую, социальную системы.
Не следует втягивать постсоветские страны в идеологическую конфронтацию с Западом и тем более принуждать их к поддержке силовых шагов России. Для республик СНГ не будет привлекательным предложение о создании структуры, действия которой в основном направлены на поддержку противостояния с Западом, а участие в ней не предполагает особых выгод, кроме добрых отношений с Кремлем.
Понятно, что задача сохранения постсоветского пространства в условиях ожесточенного давления Запада крайне сложна. Россия пока не располагает широким ассортиментом инструментов воздействия, кроме силовых. Однако такое давление, как видно на примере Грузии и Украины, не повышает кредита доверия, необходимого для успешного развития отношений. Тем более оно не способствует популяризации идеи более углубленного сотрудничества.
На данном этапе все происходящее можно охарактеризовать как реконструктивный период. Подход, основанный на остатках советской структуры, трансформируется в направлении новой, хотя и берущей начало от уже наработанных методов системы взаимодействия. Иными словами, СНГ успешно выполнило свою основную миссию – сохранение постсоветского пространства, насколько это было возможно, в бесконфликтном и полном формате. Данный этап завершен. Сегодня у России появляются реальные возможности преобразовать постсоветское пространство в единую интегрированную площадку нового типа. Главной целью РФ должно стать создание такой модели сотрудничества, при которой республики, не боясь Кремля, стремились бы к сближению, как это происходит сегодня в случае Евросоюза.
Речь идет не только о двусторонних или ограниченных объединениях, но и о так называемом расширенном СНГ[21]. Тут впору сочетать подходы, которые предлагают Белоруссия и Казахстан. Минск как столица Содружества выступает за интеграцию в расширенном составе, которая включает все страны СНГ. Астана поддерживает твердую интеграцию, но в более узком составе с возможностью распространения интеграционных проектов на более широкий круг участников. Очень важно, чтобы новая основа взаимоотношений между республиками гарантировала соблюдение баланса интересов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брайан Д. Тейлор. Политика и Российская армия. Отношения между военными и обществом, 1689-2000. Кембридж: Кембридж юниверсити пресс, 2003. - 355 с.
2. Вигнанский М. Последняя стала первой//Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 23-25.
3. Власов А.В. Конец многовекторности//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С. 41-48.
4. Геополитика: Учебник/Под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 368 с.
5. Годин Ю. Россия и
СНГ: геополитические вызовы//
6. Клепацкий Л. Опыт СНГ//Международная жизнь. 2008. - № 6. С. 38-44.
7. Лукьянов Ф. Никогда не говори "никогда"//Россия в глобальной политике. 2009. - 2009. - № 4. С. 43-47.
8. Маркедонов С. СНГ минус Грузия //Россия в глобальной политике. 2009. - № 4. С. 36-39.
9. Ст. Уайт, А. Макаллистер. Россия глазами зарубежных исследователей: Белоруссия, Украина и Россия: Восток или Запад?//Мир России. 2008. - № 4. С. 37-57.
10. Федулова Н. Содружество
независимых государств – 15 лет
спустя//Мировая экономика и
11. Харабуа Р. Геополитические притязания России и США в урегулировании грузино-абхазского конфликта//Россия в глобальной политике. 2008. - № 9. С. 31-45.
12. Шестаков В.В. СНГ: в
поисках наиболее эффективных
механизмов интеграции//
13. Шишков Ю.В. Отечественная
теория региональной
14. Эркомаишвили Д. Новый шанс на лидерство//Россия в глобальной политике. 2008. - № 5. С. 36-38.
15. Разоренова М., Дзиндзибадзе
К. Абхазский конфликт в периодической
печати Грузии // http://www.abkhazeti.ru/pages/