Русская культура во второй половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:24, реферат

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта.

Содержание

I Введение:» Основные тенденции развития русской культуры во второй половине XIX века»……………………………………………………………..3
II Культура пореформенной России……………………………………………5
II.1 Просвещение и образование……………………………………………….5
II.2 Просветительская деятельность……………………………………………7
II.3 Наука………………………………………………………………………..8
II.4 Художественная культура………………………………………………..10
III Заключение»Итоги»………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

III Заключение

Исходя из всего, мы пришли к выводу, что значительно расширилась система образования, сформировались зачатки бессословного образования; в социальном составе образованных людей заметно усилился разночинный слой. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, система образования по-прежнему не соответствовала потребностям времени, в области просвещения, Российская империя заметно отставала от стран Западной Европы. В результате значительного ускорения темпов развития, под воздействием нужд индустриализации отечественная наука вышла на уровень мирового признания.

Неразрывная связь российской культурной жизни XIX в. с общественно-политическими процессами обусловила социальную заостренность искусства, повысила его нравственно-этическую, философскую и политическую значимость.( Под влиянием общественного движения во второй половине XIX в. господствующее положение в отечественном искусстве занял реализм. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, его отличительной чертой стало умение показать "типические черты жизненных явлений", многие произведение имели не только реалистический, но и критический характер.( Тесная связь искусства с общественно-политической жизнью, резкая критическая направленность обусловили зарождение в культуре пореформенной России элементов нигилистического отношения к эстетическим ценностям. Наиболее радикально настроенные представители революционно-демократических кругов интеллигенции (Д.И. Писарев и др.) видели искусство лишь реалистическим. ( В то же время начали зарождаться получившие развитие в конце столетия тенденции перехода от простого воспроизведения картин окружающей жизни к ее преображению художественными средствами в произведениях российских писателей и художников.

 Демократизация стала  доминирующей тенденцией в развитии  всех областей отечественной  культуры, оказав влияние как  на тематику, методы и принципы  художественного творчества, так  и на социальный состав представителей  творческой интеллигенции. Возросли  не только культурные запросы  народа, но и возможности их  удовлетворения. Сформировалась широкая духовная оппозиция существующему режиму. Формирование единой многонациональной российской культуры. Сократился, хотя по-прежнему оставался ,значительным разрыв в уровне культурной жизни центра и провинции; расширилась сфера духовной жизни всех социальных слоев российского общества; музеи, картинные галереи, выставки, библиотеки стали неотъемлемой частью культурной жизни значительной части российского общества, а не только его социальной верхушки. Творчество многих русских писателей и поэтов, художников-"передвижников", композиторов "Могучей кучки" впитало в себя многовековые традиции народной культуры, стало достоянием всего русского народа. Никогда еще профессиональное искусство не было так тесно связано с народным творчеством.

Таким образом, окончательно утвердилась тенденция формирования единой многонациональной российской культуры. Однако дальнейшее развитие данной тенденции требовало радикальных изменений государственной национальной политики и политики в сфере просвещения.( Углубление социокультурного раскола общества обусловило обострение его духовного кризиса, для преодоления которого необходимы были радикальные политические и социально-экономические преобразования.( Пореформенная Россия характеризовалась необычайно насыщенной культурной жизнью. Расцвет во всех областях русской культуры позволил ей занять выдающееся место в общемировой культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Георгиева Г.С. Русская культура. История и современность М.:БУКУНИСТИЧЕСКОЕ,ФЕНИКС, 2006-608с.-ISBIN 5-222-08750-6.
  2. Зезина М.Р., Кошман Л.В. Шульгин В.С. История русской культуры.-М.:ВЫСШАЯ ШКОЛА,1990-432с.-ISBIN 5-06-000431-7.
  3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.-М.:КУЛЬТУРА,1993.-2121с.-ISBIN 5-01-004242-8,5-01-004243-6.
  4. Орлов А.С ,Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. ИСТОРИЯ РОССИИ,УЧЕБНИК,ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ,-М.:ООО»ТК Велби»,2002-520с.-ISBIN 5-902171-78-4.
  5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Учебное пособие.М.:ВЛАДОС,2002-607с.-ISBIN 5-691-00146-9.

 

 

 


Информация о работе Русская культура во второй половине XIX в