Русская культура в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:24, реферат

Краткое описание

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX. веке и продолжается по сей день.
Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.

Содержание

Введение 3
Русская культура в 18 веке 4
1.Общие черты эпохи первой четверти 18 века
2.Просвещение
3.Русское искусство первой половины 18 века
4.Русское искусство второй половины 18 века
5.Музыка 18 века
6.Русская наука Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 81.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Музыка 18 века

 

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

 Новая функция музыкального  искусства особенно полно проявилась  в жанрах парадной, торжественной музыки.

В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

 Они породили особый  стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.

 Постепенно к музыке  начинают приобщаться наиболее  образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

 Начав свое существование  в первые годы царствования  Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

 В период 30-40-х годов  музыка постепенно выходит из  сферы прикладного искусства  на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

 Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

 А в главных ролях  блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

 Широкой популярностью  в быту крепостнической России  пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.

К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь.

 Ораториальные, хоровые  концерты пользовались большим  успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

 Успехи музыкального  образования и театрально-концертной  жизни

создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Опера XVIII века.

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

 Молодое искусство  оперы XVIII века со всей очевидностью  свидетельствует об удивительном  разнообразии путей развития  русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.

 

  РУССКОЕ ИСКУССТВО  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

 

  Восемнадцатый век  стал одной из переломных  эпох  в  истории  России.

Культура,  обслуживавшая  духовные  запросы  этого  периода,  начала  быстро приобретать  светский  характер,  чему  в  значительной  мере  содействовало сближение  искусства  с   наукой.   Так,   сегодня   весьма   трудно   найти

художественную  разницу  между  географической  «ландкартой»  тех   дней   и

зародившейся видовой гравюрой  (за  исключением  разве  произведений  А.  Ф.

Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже  на  технические

чертежи.  Сближение  между  искусством  и  наукой  пробуждало  у  художников

интерес  к  знаниям  и  поэтому  помогало  освобождаться  от  пут  церковной

идеологии.

       В живописи  намечались и определялись  жанры  нового,  реалистического

искусства. Преобладающее значение среди них приобретал  портретный  жанр.  В

религиозном искусстве  принижалась  идея  человека  и  возвеличивалась  идея

бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.

       Творчество  И. М. Никитина. Основоположником национального портретного

жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум.  1741).

Мы  плохо  знаем  биографию  этого  художника,  но  даже  скудные   сведения

показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально  пел  в

патриаршем  хоре,  однако  позднее  оказался  преподавателем  математики   в

«Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано  пробудившемся

в нем  увлечении  изобразительным  искусством  стало  известно  Петру  I,  и

Никитина направили стипендиатом в  Италию,  где  ему  довелось  обучаться  в

академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и  возглавив  русскую

реалистическую  школу,  живописец  всю   жизнь   оставался   верен   идеалам

петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул  к  оппозиционным

кругам  и  поплатился  сибирской  ссылкой,  возвращаясь  из   которой   (при

воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.

       Талант  Никитина виден уже в самых  ранних работах, например в портрете

любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей  в  качестве

покровительницы  зародившегося  на   Руси   придворного   театра.   Полотно,

обнаруживая  техническую  неумелость  автора  (особенно  бросается  в  глаза

деревянная жесткость  складок  бархатной  мантии),  вместе  с  тем  правдиво

передает  облик  царевны,  какой  ее  знали  близкие  люди,    -    дебелой,

стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется  землистым  цветом  кожи

(вскоре, в 1716 году, она умерла  от водянки).

       Период  зрелого творчества мастера способны  достойно  представлять  не

только  натурные  портреты  самого  Петра   I,   но   и   такое   выдающееся

произведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы).

       По своему  техническому исполнению творение  Никитина вполне  стоит  на

уровне европейской живописи XVIII века.  Оно  строго  по  композиции,  форма

лепится мягко, цвет полнозвучен, а  теплый  фон  создает  ощущение  реальной

Информация о работе Русская культура в 18 веке