Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 09:20, курсовая работа
В настоящее время в России, как и во всем мире, идет переоценка ценностей, смена ценностных ориентиров. Общество отвергло идеологическую систему, жестко построенную на догмах тоталитаризма. Ориентация на западный образ жизни в основной массе населения не получила одобрения. Все отчетливее формируется убеждение в необходимости для России собственного пути развития, основанного на ее историческом наследии, традициях, особенностях русского национального характера, национальной идее. При этом наряду с православными традициями следует учитывать достижения и западной цивилизации, лучшие из которых всегда принимались в России.
В числе наиболее знач
стр.
Введение.
3 – 6
Глава 1. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
1.1. Перемены во взаимоотношениях советского правительства с Русской Православной Церковью в годы Великой Отечественной войны.
7 - 9
1.2 Деятельность Русской Православной Церкви в условиях оккупационного режима.
9 - 12
1.3. Открытие церквей и молитвенных домов.
12 - 13
Глава 2. Новгородская епархия в годы Великой Отечественной войны.
13 - 20
Заключение.
21
Примечания
22
Список литературы.
Документы неопровержимо свидетельствуют, что местные власти, уловив двусмысленные действия партии и правительства в отношениях с Русской Православной Церковью, старались всяческими ухищрениями противиться открытию храмов в епархии. Вот одно обращение. «В облисполком от жителей с. Медведя. Обращаемся к вам с ходатайством относительно нашей церкви. Мы наслышаны, что везде церкви открываются, а в Медведе собор разрывается и кирпич увозят. Наш приход большой, и могли бы его возобновить. Покорнейше просим вас запретить, чтобы церковь не ломали, иначе мы будем жаловаться дальше. Сельсовет рядом, и видят, как расхищают кирпич. Просим вас не оставить нашей просьбы...» (7)
Пользовались для отказа и жестким ограничением приходской деятельности священника: «...согласно существующего положения священник имеет право служить только в одном храме, а поэтому разрешать богослужение священнику Мроткинской церкви Дисидерию Бойцову в Городенской церкви не разрешайте. Одновременно прошу вас поставить в известность верующих (через их уполномоченных Павлова Федора и Савельева Алексея) о том, что церковь может быть открыта и зарегистрирована мною лишь при наличии постоянного служителя культа (священника). Назначение же священника в Ленинградской области производит митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, к которому им, верующим и следует обращаться», — наставлял уполномоченный Кушнарев еще в мае 1944 года председателя Батецкого РИКа Я. Недельского.
С не меньшими трудностями возрождалась церковноприходская жизнь в Новгороде. Решением Совета по делам Русской Православной Церкви от 14 апреля 1945 года была открыта церковь Михаила Архангела на Торгу. Но до июня богослужения в ней не совершались, так как не было священника. Далее судьба храма переменилась — закончилась реставрация Никольского собора, который было решено вернуть Церкви. Архиепископ Псковский и Порховский Григорий, в то время исполнявший обязанности и управляющего Новгородской епархией, 30 мая назначил настоятелем к Никольскому собору г. Новгорода протоиерея Александра Здравомыслова, ему же вменялись обязанности и благочинного церквей Новгородского округа.
Судьба
отца Александра сродни большинству
судеб его братьев по клиру: духовное
образование получил в
Исправить положение удалось лишь через Совет по делам Русской Православной Церкви. Свое участие проявил и сам Патриарх, собственноручно написавший уполномоченному П.Н. Тихонову: «Многоуважаемый Петр Николаевич! Прежде всего, благодарю Вас за Ваши заботы о церковных делах Новгородской епархии. Она особенно близка мне по моему прежнему служению в ней, и я всегда близко к сердцу принимал ее нужды.
Протоиерей Здравомыслов, зарегистрированный Вами при Никольском соборе г. Новгорода, не получил однако прописки в Новгороде. Теперь мы отсюда это дело наладили — от Совета сделаны соответствующие указания в Новгород. Моя просьба заключается в том, чтобы Вы посодействовали скорейшей его прописке.
Затем еще просьба. В Чудове находится временно икона Св. Николая Чудотворца из Никольского собора. Посодействуйте ее возвращению в собор.
Желаю Вам всего наилучшего и заранее благодарю Вас, многоуважаемый Петр Николаевич.
Искренне уважающий Вас П. Алексий».
Письмо датировано 12 августа 1945 года.(8)
Новгородский облисполком уже приступил к действию. Освящение храма было намечено на 18 ноября 1945 года. Ожидалось прибытие митрополита Ленинградского и Новгородского Григория. Но, к сожалению, иерарх заболел, торжества перенесли на 25 число, а чин освящения был поручен протоиерею отцу П.П. Тарасову. По такому торжественному случаю П.Н. Тихонов забронировал в Доме крестьянина одну из лучших комнат, облисполком предоставил легковую машину и питание в столовой, выделив дополнительно продуктов на 50 человек (шел 1945 год, Новгород лежал в развалинах, продукты выдавались по карточкам).
Представители митрополита протоиерей П.П. Тарасов и протодьякон Димитриев, — прибыли утром с ленинградским поездом. После краткого отдыха, во второй половине дня они вместе с настоятелем собора отцом Александром Здравомысловым посетили уполномоченного Совета П.Н. Тихонова, а вечером, в 19 часов, в соборе начались торжества. Чин освящения, затем и всенощную, совершил протоиерей П.П. Тарасов в сослужении протодьякона Димитриева, протоиерея А.В. Здравомыслова и священников из близлежащих церквей. На следующий день торжества продолжились литургией. По окончании богослужения протоиерей Тарасов обратился к прихожанам с проникновенным словом: он говорил об историческом значении Новгорода в судьбе всей России, многовековых традициях христианства на новгородской земле и призвал новгородцев, не покладая рук, восстанавливать свой древний город.
На другой день гости Новгорода попросили разрешения у П.Н. Тихонова осмотреть кремль и, прежде всего, Софийский собор. Просьбу гостей удовлетворили. Почти одновременно, 11 ноября 1945 года, состоялось освящение и первое богослужение в Ильинском соборе г. Сольцы. Но это право верующим разрушенного войной городка пришлось отстаивать в столкновении с молодежью, пожелавшей иметь в здании храма Дом культуры. Обе стороны в письменных посланиях с десятками подписей доказывали значимость своих требований. Противостояние началось в апреле 1944 года продолжалось до 18 сентября 1945, когда уполномоченный П.Н. Тихонов направил в Солецкий РИК телеграмму: «Сообщаю для сведения, что Совет по делам РП при СНК СССР постановлением от 27 июля 1945 го; разрешил открыть Ильинский собор в г. Сольцы и Успенскую церковь в д. Молочково Солецкого район Решение Совета об открытии Ильинского собора в Сольцы и Успенской церкви в деревне Молочково одобрены СНК СССР». 44
Ильинский собор был закрыт в 1936 году, но с приходом оккупантов в нем возродилась церковноприходская жизнь, поскольку он вошел в зону влияния «Псковской православной миссии». Несмотря на жестокие 6oи, которые велись в Сольцах летом 1941 года и при ocвобождении городка, собор счастливо уцелел, сохранилась и церковная утварь. Первое послевоенное богослужение совершил настоятель собора отец Д. Флоринский Судьба этого человека заслуживает особого внимания. Сын священника, он продолжил отцовскую стезю и поступил во Владимирскую духовную семинарию, в 1912 году закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Основное служение его проходило во Владимирской епархии, довелось отбыть и заключение, которое, практически, не миновало ни одного русского священника. В 1941 году отец Д. Флоринский получил назначение на должность приходского священника в с. Хрепле Батецкого района.
А далее на жизненном пути Дмитрия Николаевича встала Псковская православная миссия, так как Батецкий район оказался в фашистской оккупации. В 1944 году митрополит Виленский и Литовский Сергий назначил о. Флоринского уполномоченным по делам духовного обслуживания православных русских беженцев в Литве. В конце войны при освобождении Литвы советскими войсками, О. Д. Флоринский пожелал вернуться на родину вместе с большинством репатриантов, что и случилось 2 мая 1945 года." П.Н. Тихонов предложил протоиерею место настоятеля в Усть-Варваринской церкви Красностанского сельсовета, неподалеку от Новгорода. Но обстоятельства имеют свойство изменяться. И в сентябре 1945 года митрополит Григорий назначает протоиерея к Ильинскому собору.(9)
Но несмотря на все препоны и тернии, которые выставляли местные власти по наущению центральных, верующие не озлоблялись и с верой в Христа, в его Божественное заступничество в трудную годину все силы и средства свои отдавали на алтарь Победы. К концу 1944 года в области действовало только 10 церквей. И их прихожане за последний год войны собрали в фонд Обороны 198496 рублей, 42160 рублей — на помощь семьям и детям погибших красноармейцев. Духовенство области собрало в фонд Обороны 11442 рубля. Цифры, на первый взгляд, незначительные, но следует учитывать, что половина области была разорена войной, большая часть мужского населения находилась на фронтах, десятки деревень стояли либо пустыми (население еще не вернулось из фашистской неволи), либо сожженными... В первом квартале 1945 года от 12 церквей области поступило 63230 рублей 75 копеек денежных средств на нужды Обороны, семей и Красного Креста".
В 1946 году эти пожертвования составили 231607 рублей.
Необыкновенной радостью и воистину духовным подъемом была освещена Пасха 1945 года. Она пришлась на 8 мая. Народ праздновал победу над смертельным врагом, христиане торжествовали победу православия над темными силами сатанизма. Храмы были полны молящихся. Даже по сообщениям уполномоченного, (а завышать данные было не в его интересах), «средняя посещаемость в Пасхальное воскресенье по селу составила от 600 до 1000 человек. Валдай — 4000, Боровичи — 8000 человек».
Во
всех церквях служились
Настоятель Васильевской церкви села Василъево Новгородского района, иеромонах Валентин Лелянов сообщал о торжествах в своем приходе: «…служба Пасхальная ввиду посевной кампании была ранняя. Церковь народу не вмещала, кругом храма было множество молящихся — около 5000 человек. Служба прошла торжественно, пело 2 хора певчих: городской и местный. Крестный ход прошел образцово, везде наблюдалась тишина и порядок. И вообще весь пасхальный праздник прошел на большом религиозном подъеме. Хотя на второй день праздника уже производились работы, все же после службы верующие принимали в свои дома, принимали с усердием и любовью прославить Воскресение Господне...»
Рассказывая о первых годах возрождения церквей, нельзя умолчать о людях, чьими трудами и молитвами становилась Новгородская епархия. Прежде всего — священники, преданные слуги Престола Господня, сумевшие не только сохранить свою веру в годы жестоких притеснений, но сохранить и паству. На 30 ноября 1944 года в епархии числилось 15 священников. Из них два протоиерея: Александр Медведский и Николай Попов, священники отцы Дисидерий Бойцов, Сергей Веселое, Петр Игнатенко, Андрей Журавлев, Иоанн Трифонов, Александр Цыпин, Петр Кононов, Николай Листов, Сергей Строганов, Михаил Зверев, Михаил Никитин, Иоанн Копылов, Валентин Колчев.
Со временем этот список увеличивался и менялся по составу. Подал прощение о зачислении в штат Новгородской епархии Николай Иванович Соловьев. Родом он был из семьи священника, закончил в 1910 году три класса Псковской духовной семинарии, посвящен в сан архиепископом Валдайским Иосифом в мае 1923 года, от него же получил награду — наперсный крест. Во время войны отец Николай был арестован немецкими властями и направлен в пересыльный лагерь д. Блудово за Сольцами, откуда население угонялось на принудительные работы в Прибалтику и Германию. Из лагеря Соловьев сбежал и добрался до штаба партизанской бригады, в которой и воевал до освобождения новгородской земли. В 1944 году отец Николай пожелал вернуться к своему священническому служению.
Бывший
священник Иван Иванович Владимирский
обратился к митрополиту
Пожелал вернуться в Церковь
и священник Михаил Дмитриевич
Сутокский, долгие годы
В церковном возрождении важную роль играли верующие. Только их убедительные просьбы, настойчивые действия, ходатайства, обращения в высшие органы власти позволили отстоять право освятить свои оскверненные храмы, возродить их, наполнить их духовной жизнью, искренней молитвой. Если проанализировать состав церковных советов, «двадцаток», то можно заметить, что в то время в управлении церковно-приходской жизнью активно участвовали мужчины 50-70 лет. Но с постепенным уходом их из жизни на смену приходят женщины, и новое возрождение Церкви легло уже на их плечи.
Что же в 1946 году представляла из себя Новгородская епархия, составная часть ленинградской митрополии?
Управление
ею осуществлялось через канцелярию
митрополита и местное
Информация о работе Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны