Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 09:20, курсовая работа
В настоящее время в России, как и во всем мире, идет переоценка ценностей, смена ценностных ориентиров. Общество отвергло идеологическую систему, жестко построенную на догмах тоталитаризма. Ориентация на западный образ жизни в основной массе населения не получила одобрения. Все отчетливее формируется убеждение в необходимости для России собственного пути развития, основанного на ее историческом наследии, традициях, особенностях русского национального характера, национальной идее. При этом наряду с православными традициями следует учитывать достижения и западной цивилизации, лучшие из которых всегда принимались в России.
В числе наиболее знач
стр.
Введение.
3 – 6
Глава 1. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
1.1. Перемены во взаимоотношениях советского правительства с Русской Православной Церковью в годы Великой Отечественной войны.
7 - 9
1.2 Деятельность Русской Православной Церкви в условиях оккупационного режима.
9 - 12
1.3. Открытие церквей и молитвенных домов.
12 - 13
Глава 2. Новгородская епархия в годы Великой Отечественной войны.
13 - 20
Заключение.
21
Примечания
22
Список литературы.
В штате имелось 5 незамещенных должностей. В клире епархии состояло 3 иеромонаха, 1 архимандрит, 14 протоиереев, 5 дьяконов, 10 штатных псаломщиков. Три священника имели высшее богословское образование, 17 — среднее.56
Духовенство епархии вместе со всеми жителями испытывали трудности первых послевоенных лет, особенно в тех районах, которые подвергались фашисте оккупации. Если в городах священники получали продуктовые и хлебные карточки, то в селах они были го лишены. Жить приходилось в частных домах с хозяевами — за перегородкой, а то и занавеской. Ocновное содержание составляли доброхотные приношения верующих.
Но
как бы ни было трудно — и материально
в разоренной области, и морально —
из-за жестких paмок, которые остались,
несмотря на смену курса в церковной политике.
Новгородская епархия сохраняла с многовековые
традиции, главными из которых была приверженность
православию, забота о своих храмах, упрочение
приходской жизни.(11)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К началу войны церковь находилась в тяжелом положении. На свободе оставалось лишь 7 епископов Русской Православной Церкви. Сразу после объявления войны церковь не только заняла активную гражданскую позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя на ратные подвиги и трудовые свершении, но и оказала значительную помощь государству, проявляя заботу об укреплении боевой мощи армии. По призыву митрополита были собраны средства на танковую колонну имени святого Дмитрия Донского.
Положение Церкви и верующих на территории, временно оккупированной в ходе Великой Отечественной войны, остается одним из белых пятен церковной истории XX века. Интерес к жизни мирного населения в условиях оккупации десятилетиями находился под запретом: советская историография ограничивалась, как правило, изучением партизанского движения. Даже к актам комиссий по расследованию злодеяний захватчиков следует подходить с большой осторожностью: хотя они и полны сообщений о разрушенных церквях, почти всегда выясняется, что эти церкви были осквернены и ограблены еще в 30-е годы и задолго до прихода немцев стали складами, клубами, общежитиями или фабриками... И в 1941 году местные власти продолжали снимать с регистрации религиозные общины.
Хотя религия в условиях оккупации и пользовалась гораздо большей свободой, чем до войны, это отнюдь не означает, что священники и верующие поддерживали захватчиков. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольщиками, партизанами, оказывали помощь мирному населению.
Такая позиция церкви привела к некоторому ослаблению давления на неё со стороны государства: закрыты антирелигиозные издания, распущен «Союз воинствующих безбожников», митрополиты Алексий и Николай приглашены к участию в работе Комиссии по расследованию фашистских преступлений.
Оккупационные власти не препятствовали церковной жизни, пока она не противоречила их интересам. Они заставляли духовенство участвовать в «праздновании» годовщин начала войны и тому подобных дат. А осенью 1943 года, ожидая советское; контрнаступление, оккупанты осуществляли массовую депортацию населения; включая и духовенство. В это время ими были разрушено и сожжено многое — в том числе и большинство церквей, упоминаемых в актах о злодеяниях захватчиков. Многие из священников были убиты гитлеровцами.
«Новая
эра свободного и мирного роста» открылась
перед Церковью только почти полвека спустя.
ПРИМЕЧАНИЯ К ВВЕДЕНИЮ.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 2:
Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
В данной главе
используются материалы ГАНО (Государственного
архива Новгородской области) и
ГАНПИНО, представленные Савиновой И.Д.
в книге «Лихолетье. Новгородская епархия
и советская власть.1917 – 1991. Историческое
исследование». Новгород, 1998.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 3:
Новгородская епархия в годы Великой Отечественной войны.
В данной главе
используются материалы ГАНО (Государственного
архива Новгородской области) представленные
Савиновой И.Д. в книге «Лихолетье. Новгородская
епархия и советская власть.1917 – 1991. Историческое
исследование». Новгород, 1998.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны