Русско-дагестанские взаимоотношщения X-XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Десятый век и первая четверть XV в. – один из наиболее интересных периодов в судьбах народов Дагестана с Русью. Вплоть до татаро-монгольского нашествия здесь прослеживается дальнейшее развитие производительных сил, расцвет земледелия, скотоводства, подъем ремесла и торговли. Усиливается экономические контакты народов Дагестана между собой и с другими народами. Переживает подъем городская и международная торговля.

Содержание

Введение 3

Глава I. Освобождение народов Дагестана от иноземной
зависимости и русско-дагестанские связи X-XII веках 12

Глава II. Социально-экономические связи Дагестана с Русью
XII-XIV веках 23

Глава III. Укрепление русско-дагестанских взаимоотношений
в XV веке 41

Заключение 48

Список использованных источников и литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Русско-дагестанские взаимоотношщения X-XV вв..doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее ценные сведения о русско-дгестанских связях содержатся в работах А.Ю. Якубоского, В.А. Кузнецова.

Большой интерес для исследования экономических и социальных отношений Дагестана с Русью представляют труды В.Ф. Минорского, В.Т. Пансуто, В.В. Бартольда[13].

За прошедшие десятилетия произошел значительный прирост источников за счет вновь обнаруженных памятников дагестанского происхождения на востояных и местных языках. В настоящее время известно около сорока единиц источников, список этот продолжается пополняться по сей день.

В настоящее время известно довольно много источников о взаимоотношений Дагестана с Россией. В этой связи примечательны труды З.А. Ангабадзе, А.Л. Монгайта, А.Я. Гарваки, Б.Б. Плотровского[14].

Важнейшей источниковой базой дипломной работы явились документы: Повесть временных лет. Наиболее обширные сведения об отношений Даг с Россией содержатся в «Очерке истории СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 1. Первобытно общинный строй; Древнейшее государство Закавказье и Средний Азии, Древнейшая Русь (до начала XV в.).

Таким образом, источники образуют довольно значительную базу для исследования дипломной работы.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Освобождение народов Дагестана от иноземной зависимости и русско-дагестанские связи X-XII веках

 

Как уже указывалось, народы Северного Кавказа вступили в Х век при благоприятно сложившейся внутренней и внешнеполитической обстановке. В Х в. на Северном Кавказе наблюдается относительная стабилизация политической жизни. Существенную роль в этом, как и во всех сферах внутреннего экономического и социального развития северокавказских народов, сыграло освобождение от иноземной власти.

Напряженная борьба с халифатом, вторжениями новых кочевых племен (мадьяры, печенеги)[15], все растущие внутренние противоречия феодализирующегося общества значительно ослабили Хазарский каганат. Параллельно уменьшилась зависимость отдельных народов от хазарской власти. Источники показывают значительное усиление адыгов и алан к Х в.

Адыги (общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов) занимали западную часть Северного Кавказа, Прикубанье и часть Черноморского побережья. В византийских и русских летописях адыги были известны под названием «касоги», а у восточных авторов – «кашаки».

По данным арабских, византийских и русских источников, адыги выступают в Х в. как крупная политическая сила на Кавказе. В Х в. адыги-касоги занимали значительную территорию. Византийский император Константин Багрянородный пишет, что «от Укруха до реки Никопсис, на которой находится крепость одноименная, простирается страна Зихия; ее территория – 300 миль. Выше Зихии лежит страна, называемая Папагией, а выше страны Папагии – страна, именуемая Касахия. Выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор – земля Аланская». Как сообщает арабский автор Х в. Ал-Масуди, кашаки расположены а царством аланов и живут «между горой Кабк и Румским (Византийским) морем». Он отмечает, что это многочисленный народ, однако он ослаблен тем, что «они не допускают назначить над собой царя», который бы их объединил[16].

В начале Х в. возросло политическое значение Алании. Конец продолжавшейся в течение 200 лет политической зависимости от хазар и приобретение самостоятельности способствовали как успехам в области экономической жизни, так и росту международного престижа Алании. Письменные источники (византийские, арабские, хазарские, грузинские) говорят об Алании Х – ХI вв. как о сильном государственном объединении. Аланы имели значительные военные силы, их «царь», судя по сообщениям авторов Х – ХI вв., принадлежал к числу сильных правителей того времени.

История Алании – это не только история алан – предков современных осетин. В состав сперва племенного союза, а затем государства алан входили (и, возможно, иногда под этим термином скрывались) отдельные, менее многочисленные группы вайнахов, возможно тюрок, части адыгов.

История Алании представляется, таким образом, историей ряда народов Северного Кавказа, связанных друг с другом общностью исторических судеб.

Что касается территории Дагестана, то освобождение ее от власти халифата произошло еще в IХ в. Политическая самостоятельность дагестанских государств в IХ – Х вв., а также вовлечение Восточного Кавказа в оживленную международную торговлю по Волжско-Каспийскому водному торговому пути и по западному берегу Каспийского моря стимулировали их дальнейшее хозяйственное развитие. Это относится и к равнинным районам Северного Дагестана, вплоть до середины Х в. входившим в состав Хазарского каганата[17].

Параллельно шла борьба народов Северного Кавказа а освобождение от хазарской власти.

С конца IХ – начала Х в. аланы и их правители развили ярко выраженную антихазарскую деятельность. Значительную роль в этом сыграла Византия, переживавшая в эту пору политический подъем и видевшая в Алании сильного потенциального союзника в борьбе против хазар и печенегов[18].

Заинтересованная в ослаблении Хазарии и в создании блока из союзных или вассальных народов на подступах к своим границам, Византия ведет в Алании сложную дипломатическую игру, пытаясь при помощи насаждения христианства и богатых даров направить алан против хазар. В сочинении императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» специально отмечено, что хазары, боясь нападения алан, будут вынуждены соблюдать мир в отношении византийских владений в Крыму.

Свидетельством усилившегося византийского влияния на Аланию является алано-хазарская война 932 г., когда с помощью нанятых «царем» хазар Ааропом тюрок-огузов хазары победили алан и взяли их «царя» в плеп. Однако успех хазар в борьбе за Аланию был недолгим. Судя по историко-архитектурным памятникам, византийское влияние в Западной Алании усилилось; продолжается церковное строительство: в ущельях Теберды, Кубани и Большого Зеленчука в Х в. сооружаются монументальные, расписанные фресками христианские храмы.

Продолжает функционировать Аланская митрополия, где церковный клир преимущественно состоял из византийских греков. Примерно с середины Х в. византийское влияние в западной части Алании стабилизировалось, что хронологически совпадает со временем падения Хазарского каганата.

Об усилении Алании свидетельствуют также самостоятельные действия алан во взаимоотношениях со странами Закавказья.

Факты выступлений против хазарской власти нашли отражение и в фольклорном материале, в частности адыгском.

Окончательное поражение хазар связано с походом Святослава. В «Повести временных лет» под 6473 годом (т. е. 965 г.) зафиксировано: «В лето 6473. Иде Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем свои Каганом, и съступишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаров и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и касогы". Вероятно, речь здесь идет о тех ясах и касогах, которые еще подчинялись хазарам.

Наряду с Саркелем (возможно, позже – в 968/69 г.) войсками Святослава были захвачены и разрушены также города Итиль и Семендер[19].

Походы Святослава и разгром Хазарского каганата были продуманным мероприятием, вытекавшим из трезвого учета реально существующей политической ситуации и учета потребностей Русского государства.

С середины Х в. создаются благоприятные условия для усиления русско-северокавказских контактов. Взаимоотношения народов Северного Кавказа с русами, Русским государством – интересная и недостаточно разработанная историческая проблема. Русско-северокавказские отношения имеют многовековую историю, и походы Святослава были, по существу, продолжением этих контактов. Особо следует остановиться на «восходящих к незапамятным временам связях древней Руси с волжско-каспийским культурным миром»[20].

В основе этих контактов лежат торговые связи славян с ближневосточным миром. Они значительно усилились в IХ – Х вв. Анализ сведений арабских средневековых авторов (прежде всего Ибн-Хордадбеха) дает основание утверждать, что «маршрут купцов русов» (земля русов – Итиль – Каспийское море – Багдад) был известен еще задолго до его письменной фиксации[21].

По мнению советского востоковеда А. Я. Якубовского, «русские славяне выступали в Х в. на Востоке не только как купцы, но и как крупная политическая сила». Еще в конце IХ – начале Х в. русы совершили ряд походов на побережье Каспия, связанных с развитием русско-византийских отношений. Поход 909 г. не коснулся, насколько можно судить по источникам, непосредственно территории Северного Кавказа, хотя, двигаясь от устья Волги (Итиля), русский флот, наверное, плыл вдоль дагестанского побережья.

Большое значение в истории русско-северокавказских взаимоотношений имел и поход 944 – 945 гг., когда русы овладели крупнейшим в то время городом Закавказья Берда'а (Партавом). Примечательно, что в последнем походе в военных действиях на стороне русов участвовали аланы и лезгины, что является свидетельством союза Киевской Руси с этими народами[22].

Войны Святослава с хазарами свидетельствуют о растущей мощи Русского государства и об активизации его восточной политики, имевшей целью закрепление в устье Дона и расширение торговых и политических связей с Ираном и Средней Азией. Создались возможности для еще более тесного общения с народами Северного Кавказа.

Очевидно, во время и после похода Святослава отдельные группы русов проникли на Северный Кавказ (скорее всего, на Тамань). Так, по сообщению местных исторических хроник, эмир Дербенда (ныне Дербент) «тайно искал помощи против раисов у русов», которые прибыли в 987 г. на 18 судах.[23] По мнению востоковеда В. Ф. Минорского, это было бы невозможно, если бы русы находились далеко от Дербента.

Русы находились на службе и в самом Дербенте в качестве гуламов (слуг), составляя, по-видимому, гвардию эмира. Автор составленного в конце Х в. библиографического свода «Фихрист» Ибн-Исаак ан-Надим сообщает о посольстве, которое «один из царей горы Кабк» отправил к «царю русов». Это одно из достоверных свидетельств установившихся мирных контактов русов с дагестанским народом[24].

В последующем русы продолжали принимать активное участие в политической жизни Восточного Кавказа, причем в военных акциях на стороне русов нередко участвовали северокавказские народы.

В 1030 г. русы вступили в Ширван, а в 1032 г. «сарирцы и аланы, заключив соглашение, совместно напали на Ширван». В том же, 1032 г. зафиксирован поход русов на владения Ширвана. По всей вероятности, и поход сарирцев и алан, и поход русов были согласованы. Этим и можно объяснить сообщение о том, что «русы и аланы вознамерились отомстить» и что в 1033 г. они совершили в сторону Дербента (на Карах) неудачно окончившийся поход. Это – последнее сообщение о совместных выступлениях древних русов в союзе с народами Дагестана.

Военные акции 1030 – 1033 гг., в которых русы принимали самое активное участие, были, очевидно, связаны с деятельностью черниговско-тмутараканского князя Мстислава Владимировича, правившего до своей смерти (1036 г.) независимо от Ярослава Мудрого в восточных областях Древней Руси[25].

Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах – торгово-экономической, культурной, военно-политической – сыграло образование Тмутараканского княжества.

Тмутараканское княжество было основано на Северо-Западном Кавказе, на Таманском полуострове, с центром в Тмутаракани. Территория княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров и, возможно, нижнее Прикубанье[26].

На территории княжества обитали разные народы: касоги, греки, хазары, аланы, русы, армяне. Население подвластной территории было обложено данью. Под 1066 г. русская летопись отмечает: «Ростиславу соушу Тмутараканю и емлюшу дань су касог и су иных стран».

Тмутараканское княжество оказывало сильное влияние на развитие экономики и культуры народов Северо-Западного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным торговым и культурным центром. Тмутараканский порт связывал население Северо-Западного Кавказа с Русью, Византией и другими странами. Княжество играло также видную роль в распространении христианства в Дагестане[27].

Сохранились немногочисленные сведения о взаимоотношениях Тмутараканской Руси и окружающего населения. Русские летописи и «Слово о полку Игореве» рассказывают о том, что в 1022 г. князь Мстислав Владимирович победил в единоборстве выступившего против него касожского князя Редедю.

Но затем у Мстислава установились союзнические отношения с касогами. В 6532 г. (1023 г.) под Лиственом (недалеко от Чернигова) в битве между Ярославом Мудрым и Мстиславом касоги сражались на стороне Мстислава: «Поиде Мстислав с козары и с косагы на великого князя Ярослава». Очевидно, речь идет о той части адыгов, которая подчинялась Мстиславу.

Вторжение кипчаков (половцев) и захват ими во второй половине ХI в. южнорусских и северокавказских степей нанесли непоправимый удар Тмутараканскому княжеству. Под напором кочевников территория княжества постепенно сокращается, а с 1094 г. оно более не упоминается в русских летописях и, очевидно, начале ХII в. полностью лишается политической самостоятельности. В ХII в. Таманский полуостров попадает под влияние Византии, здесь появляется византийский наместник с титулом архонта Матрахи, Зихии и Хазарии.

Преследуя кыпчаков, татаро-монголы овладели городом Судак на рымском полуострове[28]. Кыпчаки, ушедшие на запад, обратились к русским князьям с просьбой оказать им помощь в борьбе с татаро-монголами. Весной 1223 г. русские князья и кыпчаки совместно выступили против завоевателей. Следует отметить, что между русскими князьями не было согласия, что и предопределило исход сражения. Русские полки, увлекшись погоней за отступающими монголами, растянулись по половецкой степи и потеряли связь друг с другом. И, воспользовавшись этим, войско татаро-монголов внезапно ударило по русским и «прежде, чем они собрались вместе, успело перебить (множество) народу ... в конце концов кыпчаки и урусы обратились в бегство»[29]. Это сражение состоялось 31 мая 1223 г. у р. Калка. По словам русского летописца, битва при Калке закончилась полным разгромом русских дружин, ослабленных княжескими раздорами. Было убито шесть князей, только киевлян погибло 10 тыс. воинов. Новгородская летопись писала: «И погыба множество бещисла люди; и бысть вопль и плач и печаль по градом по всем, и по селом» ". Преследуя отступающие русские войска, татаро-монголы опустошили и разграбили южные области Руси. Но завоеватели не рискнули углубиться в пределы Руси, они повернули назад в кыпчакскую степь, затем направились к волжским булгарам. Однако у города Булгар татаро-монголы были разбиты, «и лишь немногие спаслись»[30] и вернулись в Монголию.

Информация о работе Русско-дагестанские взаимоотношщения X-XV вв