Русско-дагестанские взаимоотношщения X-XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Десятый век и первая четверть XV в. – один из наиболее интересных периодов в судьбах народов Дагестана с Русью. Вплоть до татаро-монгольского нашествия здесь прослеживается дальнейшее развитие производительных сил, расцвет земледелия, скотоводства, подъем ремесла и торговли. Усиливается экономические контакты народов Дагестана между собой и с другими народами. Переживает подъем городская и международная торговля.

Содержание

Введение 3

Глава I. Освобождение народов Дагестана от иноземной
зависимости и русско-дагестанские связи X-XII веках 12

Глава II. Социально-экономические связи Дагестана с Русью
XII-XIV веках 23

Глава III. Укрепление русско-дагестанских взаимоотношений
в XV веке 41

Заключение 48

Список использованных источников и литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Русско-дагестанские взаимоотношщения X-XV вв..doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

В XV в. усиливается интерес к классической культуре Ближнего и Среднего Востока. Документально зафиксировано создание в Дагестане двух крупных медресе (мусульманский учебных заведений повышенного типа) – Кубачах в 1404 г. и в Дербенте в 1475 г., 1492 годом датируется Кубачинская Джума мечеть с великолепной резной кафедрой. К этому времени относится начало массовой переписки трудов по грамматике, праву, богословию, а также по естественным и точным наукам. Некоторые из них дошли до нашего времени. Наиболее известны грамматика арабского языка, переписанная в Кумухе Омаром сыном Ахмеда из с. Дусрах сборник трактатов по разным отраслям наук, переписанный кубачинцем Мухамедом сыном Абдурахмана в с. Ашты, « Ал-Мухтасар» - труд Али Кумухского (ум. В 1448 г.) сокращенное изложение религиозно-философских вопросов. Очагами образованности становятся как правило центры крупных вольных обществ и княжеств. Наиболее проницательные владетели уже понимают, какую идеологическую выгоду можно извлечь, способствуя развитию «учености» своей столице. К таким ученым относится, например, Али-Мирза Акдинский, написавший в 1485 г. Завещание Андуника». По его же приказанию.

Образованность и культура в XV веке не навязывались Дагестану. Почву для них создало общественное развитие Дагестана, достижение к этому времени такого уровня, когда развитая культура становится  социальной необходимостью. Необходимость эта стала стать настоятельной, что дагестанцы в поисках знаний едут на Ближний и Средний Восток, а отдельные ученые переселяются оттуда в Дагестан.

Следует отметить, что дагестанцы не только усваивали культурные достижения прошлого, но и сами начали создавать на арабском языке произведения, значение которых выходило за пределы Дагестана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего изложенного можно сделать вывод, что к числу наиболее острых вопросов можно и отнести русско-дагестанские взаимоотношения X-XV веков, которые характеризуются укреплением политических связей Дагестана с Россией. Но для того чтобы оценить русско-дагестанские взаимоотношения прежде всего нужно изучить экономические связи, международную обстановку. В рассматриваемое время четко прослеживается общий хозяйственный подъем Дагестана, заметны успехи земледелия и скотоводства, происходит процесс дальнейшего обособления ремесла, развиваются внутренние и внешние торговые связи, что не могло не сказаться и на степени феодализации Дагестана.

Огромный материал данных изданий на примере народов Дагестана подтверждает единство мирового исторического процесса, говорит о том, что в своей многовековой истории народы Дагестана с Русью по своему проходили те же степени социально-экономического, политического и культурного развития, что и другие народы.

Как показывают накопленные факты, уже начиная с глубокой древности, исторические судьбы народов Дагестана и ряда других народов соприкасались и переплетались между собой, происходило взаимодействие культур и традиций, скрещивались сложные этнические процессы, и в ходе истории сдвигались пленные территориальные границы.

Древняя Русь в X-XV вв. продолжала свои традиционные связи с Кавказом и в том числе с Дагестаном. Русы совершали свои экспедиции на судах через Волгу к Каспийскому морю. Занимались они на ряду с торговлей, разбоем и грабежом. Один из таких походов русы совершили на 500 судах по Каспийскому морю в 913-914 гг. они миновали Дагестан, заняли один из островов вблизи Баку и захватили богатую добычу. В 40-хх годах Х в. участниками таких походов становились люди из Северного Кавказа. Так было в 844 году во время экспедиции русов в Закавказье. В занятии азербайджанского города Барда наряду с русами приняли участие и дагестанцы. В 965 году русы совершили поход на дагестанский город Семендер и разрушили его. В последующем меняется характер военного присутствия русов на Каспии. Создается русская база в северо-западной части Каспия, т.е. население русов у устье. Терека или Аграханского залива. Русы поддерживали постоянные связи с Дербентом. Дербент в то время славился как рынок русского льна. Здесь и в других городах дагестанского побережья было много торговых людей из Руси.

Известная, что в 937 г., когда дербентская знать захватила в свои руси эмира Дербента – Маймуна, тот сумел призвать на помощь русов. На 18 судах русы подошли к городу, но на берег высадился лишь экипаж одного судна. Им удалось освободить эмира, но во время боя почти все они погибли, а остальная эскадра ушла в море. Однако Маймун сумел вернуть власть в руки и вскоре окружил себя дружиной из русов. В ту пору в Дербенте, по-видимому, какое-то число русов проживало постоянно – он мог служить для русов опорой на побережье Восточного Кавказа. На создание такой базы дербентские правители могли пойти в интересах сохранения независимости города от захватнических стремлений ширваншахов, в своей власти – от мятежей раисов. Кроме того, феодальный Дербент как форпост «мусульманского мира» находился в постоянной вражде с остальным Дагестаном. В 1032 году русы совершили очередной набег на Ширван, но, возвращаясь сушей через Дагестан, были разбитым дербентским эмиром.

Традиции приглашать военных наемников на службу из Руси не угасли в Дербенте и после сельджурсого нашествия. Так было в 1173 г., когда русы и аланы вместе с дербенскими войсками во главе с эмиром Бекбарсом выступили против Ширваншаха. На службе у эмира Дербента находился и целый флот русов из 70 кораблей, который в 1175 г. участвовал в сражении близ Баку. Но оба эти выступления были неудачны. 

Следует уже в конце отметить что совместные военные акции, а также политические связи дагестанцев в русами продолжались вплоть до монгольского нашествия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Ал-Мукаддаси Ахсан ат-такасим фима рифат ал-анамим Лейден, 1877 (на арабском языке).

2. Бартольд. В.В. Соч. Т. 2. М., т.2., ч. 1.

3. Гаджиев. История Дагестана в 4-х томах. Т. 1., М., 1985.  

4. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.. 1985.

5. Гарваки А.Я. Сказания мусульманский писателей славянах и русских. М., 1871.

6. Данилов А.Д. История Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1967.

7. Ибн-Хаукаль. Книга путей и царств. 1908. Т. 2.

8. Кузнецов В.А. Алания в X-XII вв. Ордженикидзе. 1971.

9. Клавико. Путешествие по двору Тимура.

10. Крупцов Е.М. Средневековая Ингешетия. М., 1971.

11. Криштопа А. Дагестан XIII-XIV вв. по сообщениям востоных авторов // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1974. вып. 4.

12. Коковцов П.К. Указ. соч. На древнем языке.

13. Краткая история СССР. М., 1982.

14. Миноева Т.М. К истории земледелия на территории Ставрополья // Материалы по изучению Ставропольского края. 1967.

15. Магомедов Р.М. Дагестан: исторические этюды. Махачкала, 1971.

16. Магомедов Р.М. История Дагестана. М., 2002.

17. Маркс, Энгельс Ф., Соч. 2-ое. изд. Т. 21.

18. Мироский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963.

19. Мойгант А.Л. О границах Тмутарканского княжества в Х в.

20. Маклуха Маклай Н.Д. Описание персидских, таджикских рукописей Института востоковедения. М., 1975. Т. 3.

21. Магомедов Р.М. История Дагестана, Махачкала, 1991.

22. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

23. ПСРЛ. М., 1962. т. 6. Хождение за три моря.

24. Петровский С.В. Апокрафические сказания об апостольской проповеди по Черноморскому побережью. Ч. 2. /// 3000 ИДР. Одесса, 1898. Т. 21. ч. 2.

25. Рассказ римско-католического миссионера доминикадца Юлиана о путешествии в страну привольских обществ истории и древностей. 1863. Т. 5.

26. Рашид ад-Дил. Сборник летописей. М., Л., 1957.

27. Орбели И.А. Внешняя выставка сосанидских древностей. 1922.

28. Он же эпигрофические памятник.  Источник. М., 1957.

29. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1969.

30. Пашуто В.Т. Внешняя политика древней Руси. М., 1967. т. 2.

31. Тарихи Дербент-наме. Тифлис, 1898. Прил. № IX.

32. Тизенгаузень Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. СПб, 1884. Т. 1.

33. Фрейн Х. Письма древних русов и СПб., 1836. т. 15.

34. Худуд ал-Алаш. Рукопись туманского сведения. М., 1975. Т. 3.

35. Черепкин Л.В. Монголы-тарары на Руси (XIII в.)

36. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают, Махачкала, 1969.

37. Шигабудинов М.Ш. История Дагестана с древнейший времен до наших дней.

38. Якубовский А.Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в X-XI вв. М., 1946.

 

 



[1] Даниялов А.Д. История Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1967. с. 173.

[2] Там же. С. 174.

[3] Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1985. с. 112.

[4] Там же. с. 113.

[5] Очерки по истории Дагестана. Т.1. Махачкала, 1957. с. 83.

[6] Магомедов Р.М. история Дагестана. Махачкала, 1991. с. 47.

[7] Магомедов Р.М. История Дагестана. –Махачкала, 2002. с. 98.

[8] Там же. с. 89.

[9] Там же. с. 90.

[10] Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала. 2002. с. 118.

[11] Ибн-Хаукаль. Книга путей и стран. Махачкала, 1998. с. 123.

[12] Там же. с. 124.

[13] Там же. с. 125.

[14] Микорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. X-XI вв. М., 1961. с. 205.

[15] Якубовский А.Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в Ч-XI вв. М., 1946. с. 461.

[16] Микорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963. с. 206-207. 

[17] Кузнецов В.А. Алания в X-XIIIвв. Орджоникидзе, 1971. с. 17.

[18] Кузнецов В.А. Алания в X-XIII вв. с. 15-16.

[19] Повесть временных лет. М., Л., 1950. Т. 1. с. 47.

[20] Пашуто В.Т. Внешняя политика Руси. М., 1967. с. 165.

[21] Бартольд В.В. Соч. Т. 2. ч. 1.с. 687.

[22] Якубовский А.Ю. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 332 г. // Визант. Временник. Л., 1926. Т. 24. с. 65. .

[23] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. С. 152.

[24] Магомедов Р.М. История Дагестана. – Махачкала, с. 90.

[25] Гарваки А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. 1870. с. 240.

[26] Фрейн Х. Письма древнейших русов // СПб. 1836. т. 15. с. 51.

[27] Мойгант А.Л. О границах Тмуторанского княжества в Х в. с. 153.

[28] Черепнин Л.В. Монголы-татары на Руси (XIII в.). с. 118.

[29] Там же. с. 181.

[30] Там же. с. 182.

[31] Рашид – ад Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. с. 229.

[32] Там же. с. 300.

[33] Ибн ал-Асир. Указ. соч. с. 144.

[34] Там же. с. 145.

[35] Там же. с. 146.

[36] Очерки о истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. с. 72.

[37] Очерки по истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. с. 73. 

[38] Петровский С.В. Анокрифические сказания об апостольской проповеди по черноморскому побережью. Ч. 2. // 300 ИДР. Одесса, 1898. т. 21. ч. 2. с. 149.

[39] Минорский В.Ф. История Ширвана и дербента.  С. 205.

[40] Там же. с. 206.

[41] Рассказ римско-котолического миссионера доминикадца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев современном перед 1235 г. // Запад. одес. об-ва истории и древностей. 1863. т. 5. с. 999.

[42] Кузнецов В.А. Алания в 10-13 вв. с. 69.

[43] Ал-Мукаддаси Ахсан ат-такасим фима’рифат ал-ака-мин Лейден, 1877. с. 361. (на арабском языке).

[44] Коковцев П.К. Указ. соч. с. 25. на древнем яз. с. 87.

[45] Маньякова Т.М. К истории земледелия на территории Ставропольский край. 1967. Вып. 10. с. 266.

[46] Орбели И.А. Временная выставка сосанидский древней. 1922. с. 14. 

[47] Кузнецов В.А. Алания в X-XIII вв. с. 101. // Кавказ и Востояная Европа в древности. Сб. статей. М., 1973. с. 216.

[48] Там же. с. 217.

[49] Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969. с. 40.

[50] Он же. Эпиграфические памятники Дагестана X-XV вв. как исторический источник. М., 1984.

[51] Крупнов Е.М. Средневековая Ингушетия. М., 1971. Ибн-Хаукаль. Книга путей и царств. 1908. т. 2.. с. 339.

[52] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. С. 206.

[53] Шигабудинов М.Ш. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала. 1997. с. 88.

[54] Там же. с. 89.

[55] Краткая история СССР. М., 1982. с. 113. 

[56] Путешествие в восточные страны Плано и Рубрика. М., 197. с. 34.

[57] Путешествие в восточные страны Рурика. М., 1957. с. 76.

[58] Там же. с. 76.

[59] Путешествие в восточные страны Плано и Рубрика. М., 197. с. 41.

[60] Там же. с. 42.

[61] Там же. с. 43.

[62] Там же. с. 44.

[63] Барбаро и Контарини о России. С. 151.

[64] Клавико. Путешествие ко двору Тимура. С. 55.

[65] Хождение за три моря Афонасия Никитина в 1466-1472 гг. с. 144.

[66] Там же. с. 145 .

[67] Архив Маркса и Энгельса. М., 1946. Т. 8. с. 149.

[68] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 21.

[69] Барбаро и Контарии о России. С. 216.

[70] Там же. с. 145.

[71] Библиотека иностранных писателей о России. СПб, 1836. с. 79.

[72] ПСРЛ. М., 1962. Т. 6. с. 331.

[73] Там же. с. 332.


Информация о работе Русско-дагестанские взаимоотношщения X-XV вв