Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть и изучить историю Сената, провести комплексную историко-правовую характеристику его деятельности в Российской империи.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать предпосылки, основные принципы, нормативно-правовое обеспечение создания Сената;
- рассмотреть основные этапы развития органа;
- проанализировать функции и структуру Сената в каждый выделенный период истории Российской империи;
- определить влияние политической обстановки в стране на данный орган;

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сенат как высший орган государственной власти. 6
1.1. Сенат при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.). 6
1.2. Упадок Сената (1725 – 1762гг.) 12
Глава 2. Реформирование Сената Екатериной II и Павлом I (1762-1801гг.)...18
2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX век. …22
Глава 3. Сенат – высший судебный орган. 26
3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.). 26
3.2. Сенат в пореформенной России. (1881-1917гг.). 30
Заключение. 35
Список литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи.docx

— 71.24 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

Введение. 3

Глава 1. Сенат  как высший орган государственной  власти. 6

    1.1. Сенат при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.). 6

    1.2. Упадок Сената (1725 – 1762гг.) 12

Глава 2. Реформирование Сената Екатериной II и Павлом I (1762-1801гг.)...18

    2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX век.  …22

Глава 3. Сенат – высший судебный орган. 26

    3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.). 26

    3.2. Сенат в пореформенной России. (1881-1917гг.). 30

Заключение. 35

Список  литературы. 38

 

 

Введение

Сенат —  совещательный орган, часто верхняя  палата либо одна из палат законодательного собрания (парламента).

Слово «сенат»  происходит от латинского слова senātus, в свою очередь происходящего  от слова senex, означающего «старый  человек». Членов сената называют сенаторами. Происхождение слова связано  с одной из древнейших форм социального  устройства, в которой власть принадлежит  старейшим членам общества.

Первым  сенатом в мировой истории  был Римский сенат, основанный около VI века до н. э. и прекративший свою деятельность в VI веке. (Свободная энциклопедия «Википедия»)

История Сената представляет особый интерес  для исследования, поскольку этот орган высшей государственной, а  затем и судебной, власти существовал  в один из самых значительных периодов истории России – Российской империи. Изучая его историю, нельзя не задеть главные изменения в государственном  строе Российской империи. Практически  все реформы государственного управления прямо или косвенно касались Сената.

Сенат был создан Петром I – главным реформатором, государственным деятелем, при котором Россия вступила на новую ступень развития. Преобразования Петра I были подготовлены предшествующим развитием Российской государственности. Во второй половине XVII в., в царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, началось становление абсолютной монархии в России. Этот процесс нашел отражение в кодификации и новеллизации русского права, укреплении приказной и местной системы государственного управления, реформировании армии путем создания полков «нового строя»

Со  сменой монархов менялось и положение  Сената, при нестабильной ситуации он находился в упадке, при устойчивой наоборот имел огромное влияние на императора. Сенат соединял в себе все три ветви власти, занимаясь, таким образом, сложнейшей работой.

История Сената изучалась различными историками и учеными, такими как А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Н.П. Ерошкин, С.Ф.Платонов, А.Н.Филиппов. Самым масштабным и  грандиозным трудом по истории Сената считается сборник из пяти томов  «История Правительствующего Сената за двести лет 1711-1911 гг.» под редакцией С.Ф.Платонова, А.Н.Филиппова, Н.Д.Чечулина, Н.Берендтса.

Таким образом, анализ литературы показал, что  трудов по истории Сената не так  уж мало, но все они в основном входят в общие сборники по истории государственных органов. Научных работ по истории Сената в легкодоступной форме мало, особенно недостаточно данных о Сенате как об органе судебной власти.

Объектом  исследования выступают основная компетенция дел Сената, его структура и состав, влияние на него обстановки в стране.

Предметом исследования является деятельность монархов в сфере реформирования высших государственных органов, главным образом Сената, начиная с Петра I и заканчивая последним императором России Николаем II.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1711 года – времени создания Петром I нового органа государственной власти – Правительствующего Сената, до 1917 г. – времени прекращения деятельности дореволюционных государственных и правовых институтов Российской империи.

Географические рамки исследования определены всей территорией Российской империи, так как деятельность Сената имела влияние и была распределена по всей стране. В отдельных субъектах империи действовали органы прямо и косвенно подвластные Сенату.

Методологической  основой исследования является диалектический метод. В работе использовались общенаучные приемы познания (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и др.), а также частнонаучные методы исследования (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и статистический).

Теоретическую основу исследования составили работы дореволюционных, советских и современных авторов, посвященные изучению истории Сената, а также труды отечественных правоведов, специалистов в области истории государства и права, отечественной истории.

Эмпирическую  базу исследования составили нормативные правовые акты, указы, положения и декреты Российской империи и Советского государства.

Цель  исследования: рассмотреть и изучить историю Сената, провести комплексную историко-правовую характеристику его деятельности в Российской империи.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

- проанализировать предпосылки, основные принципы, нормативно-правовое обеспечение создания Сената;

- рассмотреть основные этапы развития органа;

- проанализировать функции и структуру  Сената в каждый выделенный  период истории Российской империи;

- определить влияние политической  обстановки в стране на данный  орган;

- дать оценку деятельности Сената  в периоды его существования.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка литературы. Разделение на три главы объясняется основной деятельностью Сената, в основе параграфов взяты основные периоды истории Российской империи.

 

Глава 1. Сенат как высший орган государственной  власти.

1.1. Сенат  при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.).

В начале правления Петра верховным  органом по вопросам законодательства, управления и суда по-прежнему оставалась Боярская дума. Но после создания в  октябре 1704г. Кабинета его величества роль Боярской думы значительно снизилась  – перестают созываться ее заседания.  Еще в 1699г. из состава Боярской думы была выделена Ближняя канцелярия, переименованная в 1708г. в Консилию министров, которая постепенно почти  полностью заменила Боярскую думу. 

Во  время Северной войны, требовавшей  частых отъездов царя, Петр Великий  решается создавать новой высший орган для управления государством во время его отлучек. Отправляясь  в Прутский поход в феврале 1711 года, Петр 1 обнародовал указ: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления...», в этот же день был объявлен манифест о начале войны с Турцией.[1] 

Первоначально Сенат был учрежден временно, но вскоре превратился в постоянно  действующий государственный орган. 2 марта этого же года всем «местам  и лицам» было приказано повиноваться Сенату, как самому государю. Тогда  же Сенат получил и первую должностную  инструкцию, из которой видно, что  Петр 1 наделял новый орган широкими полномочиями. В этом Указе говорится  и о «суд нелицемерном», и о  «расходах во всем Государстве», и  о собрании дворян в войско, о  деньгах, векселях и товарах, о соли и других хозяйственных делах. Круг ведомства Сената быстро расширялся, отчасти по прямым указаниям государя, отчасти по его собственной инициативе. В его руках сосредоточилось  все управление, верховный надзор за правосудием, высшая распорядительная и законодательная власть.[2]

Сенат представлял собой коллегиальный  орган, члены которого назначались  царем. Поначалу он состоял из девяти сенаторов, обладавших равными голосами: князья П.А. Голицын, М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, граф И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, Г.А. Племянников. М.В. Самарин, В.Г. Апухтин, Н.П. Мельницкий. Они заседали в одном общем присутствии и решали все дела вместе. При нем для делопроизводства состояла канцелярия под управлением обер-секретаря, который вероятно был начальником всего письмоводства.

Первоначально Сенат имел непосредственное отношение  к центральному и местному управлению, между ним и губерниями не было каких-либо связующих инстанций. Все  документы из губерний поступали  прямо в Сенат по губернскому  и секретному столу. При Сенате для правильных взаимоотношений стояли особые комиссары из губерний (по 2 из каждой). [3]

По  указу «Об учреждении Правительствующего Сената» устанавливалось также  «вместо приказа Розряднаго быть столу розрядному при вышеописанном Сенате». Сенат унаследовал много прав от разряда, который ведал служилыми людьми разных чинов и сосредотачивал все правительственные распоряжения по служебной части. После уничтожения разрядного приказа Сенат стал средоточием таких распоряжений, к нему перешла и специальная задача «писать в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неуклонением от службы. В 1721—1722 гг. разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 г. назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие. [4]

Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 года была создана  должность фискалов, в обязанности  которых лежало «над всеми делами надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». В указе от 17 марта 1714 года «О должности фискалов» уже более четко определена структура фискальной службы и обязанности фискалов. Сенату было приказано избрать обер-фискала с четырьмя помощниками (два от купечества и два от дворянства), в обязанности которого было «наблюдать за течением и справедливым отправлением дел во всех губернских присутственных местах и преследовать судом злоупотреблениями лиц, какой бы высокой степени они не были, иметь внимание за казенными сборами, быть ходатаем притесненных». При губернских правлениях был также провинциал-фискал с тремя помощниками, в городах — 1-2 городовых фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а потом треть конфискованного имущества. [5]

Когда прекратились постоянные отлучки Петра 1, вопрос о роспуске Сената даже не возникает. При все более теряющих свое значение приказах Сенат становится местом, где производятся все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. 11 декабря 1717 года подписан указ «О штате коллегий и о времени открытия оных», по которому было упразднено большинство приказов и учреждены 12 коллегий. Их открытие началось в 1718г.

После этого устройство Сената претерпело некоторые изменения. Во-первых, между  Сенатом, как органом верховной  власти, и местными учреждениями появились  посредствующие инстанции, особенно выделились для местного управления камер-коллегия и юстиц-коллегия. Тогда же некоторые  коллегии (иностранных дел, военная и адмиралтейская) получают независимое положение, но это не уменьшает власть Сената. Затем с учреждением других коллегий временно изменяется и состав Сената. [3] По Указу 1718г. он должен был состоять из президентов коллегий. Предполагалось, что так он соединит в одно целое различные ведомства и направит их деятельность к одной цели. Но такой порядок существовал до 1722г. В Указе от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» говорится, что "сие сначала не смотря учинено, что ныне исправить надлежит". Мотивом возвращения к прежнему устройству Сената стала медленность сенатского делопроизводства, которая объяснялась нехваткой времени у президентов коллегий работать еще и сенаторами. Но не эта причина заставила Петра 1 изменить структуру Сената, а скорее всего «желание доставить государству независимое, строгое и контролирующее учреждение». Сенаторами назначены другие сановники государства, а из президентов оставлены только президенты военной и коллегии иностранных дел. А чтобы усилить надзирающую власть Сената, государь повелел: «ревзион-коллегии быть в сенате, понеже дело едино есть, что Сенат делает».

Из  всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры, появляющийся также в 1722 г. Прокуратура контролировала деятельность Сената и коллегий. Учреждение должности генерал-прокурора было вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, нужен был связующий орган между Сенатом и Императором; во-вторых, был необходим надзор за деятельностью Сената, который порой не оправдывал возложенных на него надеж. [5]

Недовольство  Сенатом сказалось на учреждение еще в 1715 году должности генерал-ревизора или надзирателя указов. Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения указов. В 1718 г. он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний, таким наблюдателем был назначен обер-секретарь, который также оказался непригодным для этого. Незадолго до учреждения должности генерал-прокурора надзор за благочинием сенатских заседаний был поручен помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии.

Наконец, перед отъездом Петра Великого в  Персидский поход 12 января 1722 года была создана прокуратура в виде сложной  и стройной системы надзора не только над Сенатом, но и над всеми центральными и местными административными и судебными учреждениями. Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Первым генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский. Через несколько дней был назначен помощник генерал-прокурора - обер-прокурор - Скорняков-Писарев. А 27 апреля 1722 года была дана инструкция генерал-прокурору. Главной его обязанностью было наблюдать, «дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по Регламентам и указам отправлял…». Также генерал-прокурор руководил сенатскими прениями, не допуская сенаторов до излишних разговоров и брани, для чего он был вооружен теми же средствами, какие были прежде даны сенатскому обер-секретарю и офицеру гвардии, присутствовавшим при Сенате. Именно он назначал по песочным часам срок для обсуждения вопроса, останавливал чересчур пылкие мнения, брал с бранившихся сенаторов штраф, в нужных случаях доносил государю. Он останавливает неправильные, по его мнению, определения сената, по выбору своему дает или новый срок для пересмотра дела, или докладывает его императорскому величеству. В его управлении находится канцелярия сената, под его начальством она приобретает новое значение и вместе с ним резко выделяется, как совершенно особый элемент, из учреждения Сената. Все рапорты и доношения губернаторов и других подчиненных установлений идут через канцелярию, следовательно, все дела проходят через руки генерал-прокурора. [6]

Информация о работе Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи