Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть и изучить историю Сената, провести комплексную историко-правовую характеристику его деятельности в Российской империи.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать предпосылки, основные принципы, нормативно-правовое обеспечение создания Сената;
- рассмотреть основные этапы развития органа;
- проанализировать функции и структуру Сената в каждый выделенный период истории Российской империи;
- определить влияние политической обстановки в стране на данный орган;

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сенат как высший орган государственной власти. 6
1.1. Сенат при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.). 6
1.2. Упадок Сената (1725 – 1762гг.) 12
Глава 2. Реформирование Сената Екатериной II и Павлом I (1762-1801гг.)...18
2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX век. …22
Глава 3. Сенат – высший судебный орган. 26
3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.). 26
3.2. Сенат в пореформенной России. (1881-1917гг.). 30
Заключение. 35
Список литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи.docx

— 71.24 Кб (Скачать файл)

Наименьший  урон значение Сената потерпело в  области суда. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией, но и здесь,  значение его умалялось небывалым до этого влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а также широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената (жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице).

В октябре 1762 года Екатерина создала  Тайную экспедицию Сената, которая  стала главным органом политического  сыска Российской империи. Цели экспедиции сводились к сбору сведений «о всех преступлениях противу правления», аресту злоумышленников и ведению расследований. Официальным главой Тайной экспедиции вначале был генерал-прокурор Сената А. И. Глебов, а затем сменивший его князь А. А. Вяземский. Однако фактическим руководителем политической полиции был Степан Иванович Шешковский, действовавший под непосредственным контролем Екатерины II. [6]

Павел I вступил на престол в ноябре 1796 года. Став императором, он приступил к проведению контрреформ в государственном аппарате. Но положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора. Генерал-прокурор, сосредоточив в своей канцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делах властью почти самодержавною, давление его на Сенат ещё более увеличилось. В этих условиях положение Сената должно было ухудшиться. Но устраняя его от правительственной части, император обратил внимание на другую его деятельность. Сенат оставался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией, дела эти могли быть разрешены лишь именными указами. Несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, возникло страшное обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами.[5]

Прежде, когда Сенат был средоточием  не только суда, но и администрации, не могло возникнуть серьезных столкновений казенного интереса с правосудием, так как он был высший блюститель того и другого. Теперь, с образованием администрации в новейшем смысле, со своими особенными интересами, неминуемо  должно было возникнуть столкновение между правосудием, представителем которого делался Сенат, с казенными  интересами, перешедшими под защиту разных ведомств.

2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX века.

(1801-1855гг.).

С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи.[7]

Преобразование  Сената предусматривалось Указом от 5 июня 1801 года, в котором поручалось членам Сената разработать проект закона о его правовом статусе. Основная идея, которую должны были положить все разработчики в основание реформы Сената, - сделать Сенат органом, сдерживающим произвол администрации. Среди проектов закона о Сенате особое внимание императора Александра I привлек проект Н.П. Румянцева, по которому устройство Сената имело два основных направления: он должен был быть органом административным или правительственным, осуществляющим надзорно-контрольную деятельность за всеми органами управления в империи, и вместе с тем должен был быть органом судебным, выполнявшим функцию «сберегателя государственных законов». Содержание данной записки было одобрено Александром I и отдельные ее положения получили практическое применение при преобразовании Сената.

8 сентября 1802 года был издан Указ «О правах и обязанностях Сената», который вручал Сенату и административно-надзорную, и судебно-надзорную власти. По этому указу объявлялось, что 1)Сенат есть верховное место Империи, которое, имея себе подчиненными все присутственные места, хранилище законов, печатей о повсеместном соблюдении правосудия; поэтому верховная ревизия по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию; 2) власть Сената ограничивается единственно властью Императорского Величества, иной же высшей власти он над собою не имеет, 3) единое лицо Императорского Величества председает в Сенате и 4) указы Сената исполняются всеми, как собственные императорского Величества, один Государь или его Именной Указ могут остановить Сенатские повеления. [5]

После определения обязанностей Сената был  изменен и его внутренний состав. По учреждении Министерств все министры объявлялись членами Сената, но так как они не всегда были свободны от занятий по своим частям управления и потому не всегда могли присутствовать в Общем Собрании Сената, они не допускались до подписания протоколов по тем делам, на слушаниях которых они не присутствовали и по которым они мнений своих не давали в Сенате. Должность министра Юстиции должна быть нераздельна с должностью генерал-прокурора Сената. Непременными членами, как Общего Собрания Сената, так и его Департаментов назначены были также генерал-губернаторы по делам вверенных им губерний. В определенных законом случаях могли быть призываемы к присутствию Сената и посторонние люди, но с одним только совещательным голосом и по тем именно делам, для которых они призывались.

Судебное  значение Сената осталось нетронутым, его судебные департаменты получили дальнейшее развитие. Но сенат, как  установление правительственное, не был  восстановлен в прежних правах. Его  компетенция в этом кругу дел  составилась так сказать из отрывочных поручений, не составляющих одного стройного  и систематического целого.

В первые годы царствования Императора Александра были упразднены, учрежденные  Императором Павлом временные Департаменты: казенных дел, апелляционный и межевой, которые стали не нужными по совершении ими той цели, для которой они были учреждены. В 1805 году число их увеличено присоединением двух новых, вместе с этим прибавлением произведена была перемена и в их названии, так что весь Сенат в окончательном своем виде состоял из следующих 9-ти департаментов: в С.-Петербурге - первый, второй апелляционный, третий апелляционный, четвертый апелляционный (новоучрежденный), пятый уголовный (что прежде 4-й), межевой;  в Москве - шестой уголовный (что прежде пятый), седьмой апелляционный, восьмой апелляционный (новоучрежденный); из них 4, 5 и Межевой составляли особенное временное Общее Собрание вместо упраздненного собрания трех временных Департаментов. [3]

Каждый  Департамент имел свою особенную  Канцелярию под управлением обер-прокурора, назначаемого министром Юстиции. Канцелярию каждого Департамента, отделения и Общего Собрания составляли по штату: обер-секретари, секретари, экзекуторы, протоколисты, регистраторы, повытчики или столоначальники с их помощниками и нужное число канцелярских служителей. В некоторых департаментах, где это было нужно, мог ли быть и «переводчики особенных языков». Главным начальником Канцелярии Сената в общем ее составе был министр Юстиции или генерал-прокурор.

В конце 1808 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю.[7]

Но  эти преобразования существенно  не коснулись Сената, хотя Сперанский и предполагал произвести коренные изменения в этом органе. К началу 1811 года подготавливается проект преобразования Сената, а в июне выноситься на рассмотрение в Государственном Совете. Главным  образом Сперанский хотел отделить в Сенате административную и судебную части и предложил преобразовать  Сенат в два учреждения. Сенат  Правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и  комитет министров — министров  с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления. Сенат  судебный распадался на четыре местных  отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Во  вторую половину царствование Александра I в сенате также не было произведено  никаких существенных перемен, так  что он во многом остался не примиренным  с прочими установлениями.

Для упрочения и упорядочения государственной  власти Николай I повелел провести кодификацию  законов. К 1833 году было подготовлено 15 томов нового Свода законов Российской империи, одобренного и утвержденного Государственным советом и царем и введенного в действие с 1 января 1835 года. Николай I отдавал предпочтение составлению нового законодательства о правах сословий. Но, опасаясь новых проявлений недовольства со стороны дворянского общества, а также вследствие Польского мятежа 1830-1831 гг., царь отказался от проведения коренных реформ в государственном и общественном строе.[9]

Николай Павлович окончательно издал указы, определяющие состав Сената и компетенцию  его дел. Теперь Сенат состоял  из 11 департаментов: 1-й, 2-й, ,3-й, 4-й, 5-й и Межевой находились в С.-Петербурге, 6-й, 7-й, и 8-й в Москве; 9-й и 10-й в Варшаве. В каждый департамент Сената, исключая первый, и в каждое отделение департамента назначается Императорским Величеством ежегодно первоприсутствующий. Первый департамент Сената должен соединять в себе все дела, относящиеся к управлению в Империи, a 5-й в С.-Петербурге, 6-й в Москве и 10-й в Варшаве департаменты заведовали делами уголовными, остальные - судебными. Из дел исключительно подлежащих ведению Сената ему предоставлен суд над губернскими предводителями дворянства по преступлению должностей.[5]

Свод  законов закрепил за Сенатом как  его основную функцию - осуществление  надзорно-контрольной деятельности над органами государственного управления и формы этой деятельности.

Сенат, оставаясь административным учреждением, становился верховным судилищем  империи.

Глава 3. Сенат – высший судебный орган.

3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.).

Во  второй половине XIX века под влиянием экономических, социальным, политических факторов самодержавие вынуждено было провести  ряд важнейших реформ. Наиболее важное влияние на систему государственного управления оказали земская, городская и судебная реформы.

Самой последовательной из реформ оказалась  судебная, провозгласившая буржуазно-демократические  принципы судоустройства и судопроизводства. Ее подготовка началась в конце 1861 года, когда Александр II поручил Государственной  канцелярии приступить к разработке "Основных положений преобразования судебной части в России". После  обсуждения основных принципов в  Государственном совете и одобрения  в сентябре 1862 г. царем они были опубликованы и разосланы для  отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам, а  затем легли в основу разработки судебных уставов.[7]

В августе 1864 г. проекты судебных уставов  были вынесены на обсуждение в Государственный  совет, одобрены им и 20 ноября утверждены Александром. Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Вводились новые судебные учреждения - коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая  составляла судебный округ), второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался в уездах и городах мировой суд в составе одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов, с упрощенным делопроизводством.[10]

Высшим  органом суда и надзора по-прежнему оставался Сенат. Наиболее заметно отразилась на деятельности Сената судебная реформа 1864 г., которая затронула и его функции и организационное устройство.

Судебные  уставы превратили в высшие апелляционные инстанции не только Верховный уголовный суд, но и окружные судебные палаты и даже уездных мировых судей. В связи с этим сузилась сфера деятельности Сената как высшего апелляционного органа для прежних местных судов губерний, упразднены почти все соответствующие департаменты, некоторые объединены позднее в единый судебный департамент. По мере распространения судебных уставов на отдельные губернии России закрывались те департаменты Сената, которые являлись высшей апелляционной инстанцией для судов этих губерний. К концу XIX века осталось только два апелляционных департамента – один по уголовным и один по гражданским делам. [11]

Сенат приобрел кассационные функции, в 1866 г. созданы внутри него кассационные уголовный  и гражданский департаменты, личный состав которых укреплен прокурорскими  чиновниками. На правах высшей кассационной инстанции Сенат стал рассматривать жалобы и протесты на решения местных судов, отменять их в случае обнаруженных нарушений судопроизводства, передавать дела на пересмотр в другие судебные органы.

Надзор  за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и  окружных судов. Они подчинялись  непосредственно министру юстиции как генерал -прокурору. Прокуроры имели штат своих помощников – «товарищей прокурора».

По  своду законов 1857 года, сенат был  разделён на 12 департаментов, из которых 7 находились в Санкт-Петербурге, 3 - в Москве и 2 - в Варшаве. В 1872 году московские департаменты были упразднены, а в 1876 году вместе с введением судебной реформы в Царстве Польском - были закрыты и варшавские департаменты.

Информация о работе Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи