Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и изучить историю Сената, провести комплексную историко-правовую характеристику его деятельности в Российской империи.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
- проанализировать предпосылки, основные принципы, нормативно-правовое обеспечение создания Сената;
- рассмотреть основные этапы развития органа;
- проанализировать функции и структуру Сената в каждый выделенный период истории Российской империи;
- определить влияние политической обстановки в стране на данный орган;
Введение. 3
Глава 1. Сенат как высший орган государственной власти. 6
1.1. Сенат при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.). 6
1.2. Упадок Сената (1725 – 1762гг.) 12
Глава 2. Реформирование Сената Екатериной II и Павлом I (1762-1801гг.)...18
2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX век. …22
Глава 3. Сенат – высший судебный орган. 26
3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.). 26
3.2. Сенат в пореформенной России. (1881-1917гг.). 30
Заключение. 35
Список литературы. 38
По судебным уставам 1864 года Сенат был разделен на 8 департаментов: первый, второй, герольдии, четвёртый, пятый, межевой и два кассационных департамента. Для решения дел в присутствии каждого департамента должно было быть не менее 3-х наличных сенаторов. Надзор за порядком производства дел и правильностью решений был возложен на обер-прокуроров, состоящих при каждом департаменте. [12]
Судебная
реформа обусловила постепенное
преобразование и административных
департаментов Сената, в частности
1-го департамента –«одного из оригинальнейших
учреждений русского государственного
устройства». В 60-80-х годах XIX века он
по-прежнему сохранял черты той исторической
роли, которую играл в ХVIII - первой
половине XIX века, как "активный орган
высшего управления". Он по-прежнему
имел по букве закона право фактического
контроля над деятельностью министров
и всех местных органов власти.
Вместе с тем 1-й департамент Сената
по-прежнему оставался "тем высшим
в государстве присутственным местом,
куда ищущие восстановления своих нарушенных
прав обращались с жалобами на подчиненные
правительственные места и
Земская, городская и воинская реформы внесли существенные коррективы в правовое положение 1-го департамента Сената и подняли на более значительную высоту его функцию как органа административной юстиции. Уничтожение крепостного права увеличило число субъектов гражданского и публичного права, изменило административный строй Российской империи, открыло более свободный путь обжалования гражданами России постановлений крестьянских, земских и губернских органов для защиты своих прав и интересов. Защитником этих прав граждан стал 1-й департамент Сената.
В
компетенцию 2-го департамента входило
рассмотрение жалоб, приносимых на решения
губернских присутствий. Департамент
герольдии ведал делами о дворянстве
и почётных титулах, делами о производстве
в гражданские чины. Четвертый
и пятый были судебными департаментами.
Межевой департамент ведал
Соединённых присутствий департаментов - общих собраний было два. Первое общее собрание составлялось из департаментов первого, второго и герольдии, второе общее собрание - из департаментов судебных (4-го и 5-го) и межевого. К предметам ведомства общих собраний относились дела, вносимые на рассмотрение общих собраний по Высочайшим повелениям, спорные дела и дела департаментов, при рассмотрении которых требовалось издание нового закона. Иногда составлялись: общее собрание кассационных департаментов, общее собрание первого и кассационных департаментов и др.
Дела о предании суду должностных лиц решались большинством голосов, дела, производящиеся в частном порядке, разрешались большинством 2/3 голосов, для всех остальных дел, решаемых в департаментах, требовалось единогласие. В общих собраниях дела решались простым большинством голосов. [8]
В противоположность крайне сложному порядку разрешения дел в старых департаментах сената, производство в новых, кассационных департаментах отличалось большей простотой.
Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов.
Александр II полностью и законодательно своими реформами отделил административную власть от судебной, тем самым закрепив за Сенатом высшую судебную власть.
3.2. Сенат в пореформенной России. (1881-1917гг.).
2 марта 1881 года, после убийства Александра II, на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880–1890 годов. Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства. Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.[7]
Судебная реформа 1864 г., будучи наиболее последовательной, из всех буржуазных реформ, вызывала едва ли не наибольшее неудовольствие реакционеров. Именно поэтому уже с конца 70-х — начала 80-х гг. начинается деятельность по пересмотру судебных уставов 1864 г. Но единый законопроект, который предусматривал бы полную ликвидацию основных буржуазных институтов судебных уставов 1864 г., так и не был выдвинут. Пересмотр судебной реформы осуществлялся постепенно, путем издания отдельных законов, вносивших изменения в прежние судебные уставы.
Судебная реформа России не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако, исправления реакционного характера, внесенные в судебные уставы, серьезно ограничивали буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства.
В связи с введением 14 августа 1881 г. мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратилась публикация отчетов о политических процессах. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Указом 12 февраля 1887 г. министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым "в видах ограждения достоинства государственной власти", публичное рассмотрение любого дела в суде. Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей: указом 20 мая 1885 г. учреждалось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей. [12]
Положение о земских губернских и уездных учреждениях от 1 января 1864 года прямо не говорило о праве частных лиц жаловаться Сенату на постановления, нарушающие их права. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 года внесло значительные изменения в порядок надзора Сената за земскими органами. В соответствии со ст. 8 этого Положения в каждой губернии образовывалось местное учреждение административной юстиции - губернское по земским и городским делам присутствие, которое обязано было рассматривать жалобы частных лиц на органы местного самоуправления и которое возглавлял губернатор.
Крестьянская реформа 1864 года привела к огромному наплыву в 1-й департамент Сената крестьянских жалоб. При этом департаменте в 1882 году было образовано Особое по крестьянским делам отделение в составе сенаторов, хорошо знакомых с крестьянскими проблемами и с отдельным обер-прокурорским надзором. Но отделение не справлялось с таким большим количеством жалоб крестьян, поэтому Государственный совет признал в 1884 году необходимым выделить Особое по крестьянским делам отделение из состава 1-го департамента и преобразовать его в самостоятельный департамент Сената под названием 2-гo департамента, который особенно энергично функционировал до введения Положения о земских участковых начальниках от 12 июля 1889 года. [10]
В городах учреждались должности городских судей, назначаемых министром юстиции. Кассационной инстанцией для дел, рассматриваемых земскими начальниками и городскими судьями, были губернские присутствия, состоящие из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора, членов окружного суда. Фактически обжалование дел осуществлялось в административных органах административными чинами. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.[8]
Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы – гласности суда. В 1887 году провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 году резко сузилась гласность гражданского судопроизводства.
Александр III провел много мелких, но существенных изменений в судебной системе. Но правительство, встретив сопротивление со стороны различных общественных кругов, не решилось провести судебную контрреформу.
При последнем русском императоре Николае II также не было проведено никаких существенных реформ в судебной сфере. К началу 20 в. Сенат состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов.[8]
В
ходе революции правительство
В это время Сенат продолжает выполнять все свои основные функции.
Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Для поддержания порядка Государственная дума сформировала в этот день Временный комитет Государственной думы, а
1 марта образовала Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному Собранию. Смена власти в стране мало повлияла на существующие высшие судебные органы, изменения лишь потерпел аппарат Сената: были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд.
В результате победы организованного большевиками вооруженного восстания в Петрограде появилось Советское государство. Первые декреты (о мире и о земле) были приняты на II Всероссийском съезде Советов, который состоялся 25-26 октября 1917г.
Первые правовые акты Советского государства, носившие учредительный характер, чаще всего предусматривали полную или частичную ликвидацию ранее существовавших государственных органов и учреждений. Таким был декрет нового правительства – Совета Народных Комиссаров – «О суде» 5 декабря (22 ноября) 1917 года, вошедший в историю как Декрет о суде №1.
«Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Упразднить доныне
О порядке дальнейшего направления и движения неоконченных
дел будет издан особый декрет.
Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября
с.г. впредь до особого декрета». [13]
Причиной принятия такого декрета послужило то, что «на местах» сразу после революции началось стихийное формирование новых судов, деятельность которых основывалась на местных обычаях или же на «революционном правосознании». При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, — судебная система во главе с Правительствующим Сенатом. Советская власть не хотела мириться с подобным «дуализмом».
Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь. Военно-революционный комитет (ВРК) Петрограда уже 25 ноября 1917 года распорядился «закрыть Сенат, установить охрану и никого без пропуска ВРК внутрь не пропускать».[12]
Подводя
итог этого периода, можно сказать,
что в пореформенной и
В
1917 году в связи с коренным переломом
в управлении страной прекратили
свое существование все
Заключение.
Сенат – высший после монарха контрольно-надзорный орган в российском государстве.
Его
создание являлось важнейшим шагом
в ходе административных реформ Петра
Великого. Сенат стоял на страже
законности, на практике осуществлял
контроль над деятельностью подчиненных
ему органов управления (коллегий,
губернаторов, воевод и др.). В него
стекались официальные
Сенат прошел несколько этапов в своем развитии. Созданный в 1711 г., он первоначально имел очень широкий круг полномочий. Кроме надзора он осуществлял функции высшего управления и суда, имел право распределять государственные доходы, осуществлять финансовый и налоговый контроль, обладал внешнеторговыми полномочиями, фактически являлся законосовещательным, а в чрезвычайных случаях законодательным органом. В 1722 г. Петр I создал институт прокуратуры, который возглавил генерал-прокурор, подчиненный непосредственно монарху. С этого времени Сенат осуществляет гласный и негласный надзор за работой государственных учреждений на всех уровнях. Знаменитая комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» связана с одной из важнейших функций Сената – проведением регулярных сенаторских ревизий, одно упоминание о которых вызывало священный трепет у российских чиновников.
Информация о работе Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи