Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:06, курсовая работа
Государственное управление представляет собой сложное явление, для осмысления которого требуются разносторонние знания о государст-ве, политике, власти, управлении, праве, при этом важно не только знать историю своей страны, но и понимать механизм функционирования поли-ти¬ки и властных отношений в обществе, разбираться в процессах, кото¬рые происходили и происходят в административной системе государства.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление системы государственного контроля в 1920-е – первой половине 30-х гг. ХХ века…………………………………………….5
Глава 2. Трансформация государственного контроля в условиях тоталитарного государства…………………………………………………………16
Глава 3. Реформирование системы государственного контроля в 1950-
1980-х гг………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………….31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Становление системы государственного контроля в 1920-е – первой половине 30-х гг. ХХ века…………………………………………….5
Глава 2. Трансформация
государственного контроля в условиях
тоталитарного государства…………………………………………………
Глава 3. Реформирование системы государственного контроля в 1950-
1980-х гг………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление представляет собой сложное явление, для осмысления которого требуются разносторонние знания о государстве, политике, власти, управлении, праве, при этом важно не только знать историю своей страны, но и понимать механизм функционирования политики и властных отношений в обществе, разбираться в процессах, которые происходили и происходят в административной системе государства.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед Советским правительством встала сложная задача по овладению аппаратом власти, по выращиванию кадров советского государственного аппарата, способных руководить сложными государственными делами, народным хозяйством, политикой, армией и другими отраслями государственной жизни.
Советский государственный контроль с первых дней своего существования принципиально отличался от западного государственного контроля: во-первых, по своей природе, во-вторых, по своим задачам и, в-третьих, по формам и методам работы.
Взятое для исследования социально-политическое явление советского общества получило неоднозначное отражение в исторической науке. В советский период отечественной истории наличие государственного контроля со стороны Коммунистической партии и Советского государства оправдывалось общеполитической обстановкой в стране или вообще отвергалось. На постсоветском пространстве существовавший политический контроль рассматривается исключительно с позиций тоталитарности и авторитарности государства и общества, насилия над гражданами, попрания прав человека и демократии. Однозначность оценок – не научный метод, тем более, если она диктуется политической системой и политическим режимом. Отечественной истории и мировой истории необходимы правдивое, достоверное, подлинное отражение исторических фактов и событий.
Целью курсовой работы является выделение этапов и основных направлений развития системы органов государственного контроля БССР в 1920-1980-е гг.
Задачи работы:
- выделить этапы становления системы государственного контроля в 1920-е – первой половине 30-х гг. ХХ века;
- выявить особенности развития органов государственного контроля в условиях тоталитарного государства;
- определить причины,
пути и последствия
Исследование деятельности органов государственного контроля, обобщение опыта их работы составляет актуальную задачу исторической науки.
По вопросам истории развития органов государственного контроля и их роли в укреплении государственного аппарата имеется диссертация и несколько статей В.В. Сучкова.1
Очень мало работ, посвященных вопросам создания, развития и деятельности органов государственного контроля БССР. Отдельные вопросы освящены в монографии Н.В.Каменской «Первые социалистические преобразования в Белоруссии», в диссертации С.Р.Лагуна «Борьба Коммунистической партии Белоруссии за оживление работы Советов».
Среди книг, написанных на материалах союзных и автономных республик, следует отметить монографию М.И.Злотник, в которой рассматривается развитие и деятельность государственного контроля в Белоруссии, особенно его центрального органа.2
В процессе написания работы анализу были подвергнуты акты, протоколы и постановления различного рода съездов. 3
Актуальность и практическое значение исследования истории развития органов госконтроля Белорусской ССР и, в частности, их деятельности по укреплению госаппарата обусловили выбор данной темы в качестве курсовой работы.
ГЛАВА
1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ
Процесс становления и утверждения советской системы происходил в сложных, постоянно меняющихся условиях, которые существенно влияли на его формы, методы и темпы. В нем можно выделить несколько этапов.
Важнейшие события первого этапа (1917-1920 гг.) – Октябрьская революция, которая разворачивалась в условиях продолжавшейся Первой Мировой войны, и последовавшая за этим кровопролитная гражданская война, длившаяся четыре года. Послевоенное восстановление и социально-экономические преобразования в 1920-е годы происходили на фоне относительной стабилизации мировой экономической и политической системы. Однако завершилось десятилетие тяжелейшим мировым экономическим кризисом в 1929-1932 гг. Тридцатые годы – период форсирования социального эксперимента с целью построения социализма в нашей стране. Он проходил в условиях, когда в ряде европейских стран к власти пришли фашистские партии, провозгласившие политику национального реванша, когда резко обострилась международная обстановка, реальностью стала угроза новой мировой войны.
Великая Октябрьская
социалистическая революция открыла
новую эру в истории
Рожденная революцией власть
Советов, власть народа открыла широкие
возможности для участия
Организацию контроля В.И.Ленин всегда ставил рядом с диктатурой пролетариата, рассматривая рабочий контроль как объективную необходимость строительства социализма. В Белоруссии процесс установления рабочего контроля над производством происходил медленнее, чем в других районах страны. По мере развития и организационного укрепления профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов, усиления революционной борьбы рабочего класса под руководством партии все шире и шире разворачивалось движение за рабочий контроль.
К осени 1917 г. рабочий контроль уже действовал на многих крупных предприятиях Белоруссии. Особенностью общественного рабочего контроля в те годы являлось то, что он также выступал и как государственный контроль, выполняя некоторые функции государственных органов, управляющих производством. 5 декабря 1917 г. Исполнительный комитет служащих и рабочих Минского городского управления принял решение об установлении общего контроля над действиями городской управы в областях финансовой, хозяйственной, технической и административной. Расширение функций рабочего контроля означало дальнейшее укрепление Советской власти, усиление диктатуры пролетариата. [26, с. 43]
Однако как ни велика была роль рабочего контроля в преодолении экономической разрухи, социалистическом преобразовании промышленности, он не в состоянии был решить всей проблемы организации управления народным хозяйством.
С созданием органов государственного управления производством и национализацией промышленности характер рабочего контроля изменился.
В борьбе за установление и упрочение власти Советов Коммунистическая партия и лично В.И.Ленин придавали большое значение созданию государственного контрольного органа нового типа, в функции которого входили бы изучение опыта строительства социалистического государства, борьба с волокитой и злоупотреблениями, осуществление социалистического контроля и через контроль – вовлечение масс в строительство социализма.
Советский государственный контроль был создан не сразу. В отличие от других органов государственного управления его образование прошло сложный и длительный процесс слома оставленного в наследство аппарата царского контроля.
Обеспечение успешного выполнения задач, стоявших перед Советским государством, вступившим в полосу мирного хозяйственного строительства, настоятельно требовало принятие мер по усилению государственного контроля, его демократизации и совершенствования.
Коммунистическая партия и Советское правительство искали пути улучшения работы органов государственного контроля, их перестройки. Одной из важных мер явился декрет СНК от 23 января 1918 г. «О Центральной Контрольной Комиссии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях», подписанный В.И. Лениным [42, c. 57]. В соответствии с декретом на Центральную Контрольную Комиссию возлагалось общее направление и руководство всеми органами в стране. Органы контроля занимались проверкой правильности расходования учреждениями и предприятиями материальных и финансовых средств. Основным видом контроля оставалась финансовая ревизия.
Дальнейшие мероприятия партии и правительства были направлены на повышение действенности контроля, вовлечение трудящихся в его работу. Одна из таких мер – преобразование Центральной Контрольной Комиссии в Народный Комиссариат государственного контроля (НКГК). Законодательное закрепление образования Наркомата госконтроля было произведено постановлением ВЦИК от 2 мая и постановлением Совнаркома от 11 мая 1918 г. функции Наркомата были расширены. Ему предоставлялось право законодательной инициативы в области совершенствования государственного аппарата, поручалось наблюдать за законностью и целесообразностью действий советских организаций в области народного хозяйства, следить за точным и своевременным исполнением постановлений правительства, проверять правильность распределения продуктов, производства и потребления, давать заключения по финансовым и хозяйственным планам и предложениям, осуществлять надзор за правильным расходованием денег и материалов. [7, с. 67]
Процесс формирования органов государственного контроля в Белоруссии проходил в сложных условиях, когда значительная часть ее территории подвергалась неоднократной оккупации интервентов. Реорганизация старых контрольных органов здесь была начата лишь с мая 1918 г., когда при Исполнительном Комитете Советов Западной области была образована Учетно-контрольная Комиссия. В функции Учетно-контрольной Комиссии входило проведение фактических ревизий, проверок денежных средств и имущества организаций и учреждений, выделение представителей для участия в освидетельствованиях, в приемке материальных ценностей, производство реквизиций.
Временно, до открытия местных
отделений Учетно-контрольной
Совместным постановлением Исполкомзапа и Учетно-контрольной Комиссии от 20 мая 1918 г. была определена компетенция временно-контрольных комиссий. В частности, в их функции входило: 1) дача заключений о законности, целесообразности и выгодности заключаемых предприятиями хозяйственных договоров; 2) фактическая проверка по собственному почину комиссий всякого рода поставок и работ в отношении количества, качества и соответствия их с договорами, с требованиями дела; 3) предварительная проверка предстоящих платежей в отношении правильности их исчисления, действительной потребности и соответствия с существующими ценами; 4) проверка наличности материального имущества; 5) дача заключений по сметным предположениям в отношении соответствия расходов с действительной необходимостью.
С 16 августа 1918 г. Областная Учетно-Контрольная Комиссия переименовывается в Государственный Контроль Западной области (Госконтрользап), а вместо временных контрольных комиссий в уездных городах с 27 августа 1918 г. открывались отделения госконтроля. Заведующих отделениями назначали местные исполнительные комитеты или уездные съезды Советов.
В первое время органам госконтроля не хватало опыта, отсутствовали квалифицированные кадры. Поэтому в их деятельности имелось много недостатков. Прежде всего они мало привлекали к своей работе трудящихся и общественные организации. Выводы обследований учреждений и предприятий не обсуждались в коллективах рабочих и служащих проверяемых учреждений и предприятий; слаб был надзор за исполнением принимаемых ими решений по результатам проверок.
С окончанием гражданской войны молодая республика Советов получила возможность заняться мирным строительством.
В связи с новыми политическими и экономическими задачами, вставшими перед страной в годы восстановления народного хозяйства, Коммунистическая партия должна была перестроить и организационно укрепить государственный аппарат, призванный на деле осуществлять генеральную линию партии.
Несмотря на положительный в целом опыт работы государственных контрольных органов в первые годы существования диктатуры пролетариата, они не решили всех задач, возложенных на них Коммунистической партией. Апрельский декрет 1919 г., целью которого было создание единого народного государственного контроля, не был выполнен до конца. Поэтому партия и Советское правительство продолжали неустанно искать новые пути совершенствования организационных форм и методов работы контрольных органов, повышение их роли и авторитета.
Информация о работе Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг