Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Государственное управление представляет собой сложное явление, для осмысления которого требуются разносторонние знания о государст-ве, политике, власти, управлении, праве, при этом важно не только знать историю своей страны, но и понимать механизм функционирования поли-ти¬ки и властных отношений в обществе, разбираться в процессах, кото¬рые происходили и происходят в административной системе государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление системы государственного контроля в 1920-е – первой половине 30-х гг. ХХ века…………………………………………….5
Глава 2. Трансформация государственного контроля в условиях тоталитарного государства…………………………………………………………16
Глава 3. Реформирование системы государственного контроля в 1950-
1980-х гг………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Однако уже в начале 1930-х годов изменение условий  общественно-политического развития страны стало накладывать заметный отпечаток на характер деятельности ЦКК – РКИ. Наделенные очень широкими полномочиями, органы КК – РКИ с расширением сферы хозяйственного строительства, усложнением государственного руководства далеко не всегда могли охватить своим влиянием все участки социалистического строительства. В таких условиях ЦКК – РКИ решила не ставить «всеобъемлющих» задач, не пытаться сразу охватить всю систему работы, все звенья аппарата. Имелось ввиду брать лишь отдельные участки, сосредоточить на них все силы и внимание КК – РКИ и, овладев этими участками двигаться дальше.

В конце 1930 г. создана  Комиссия исполнения при СНК СССР. Она была создана для того, чтобы  поднять роль проверки исполнения. Перестройка XVII съездом партии всей системы контрольных органов была логическим продолжением этой линии. Реорганизация контрольных органов партии и советского государства в начале второй пятилетки была вполне назревшим и необходимым делом. Вместе с тем не может быть оправдано сужение массовой базы контрольного аппарата, происшедшей в процессе осуществления указанной реорганизации. Никакими объективными факторами не может быть объяснена постепенная ликвидация многочисленных форм привлечения трудящихся к исполнению контрольных функций, которая произошла в середине 1930-х годов. [9, с. 194]

Таким образом, изучив период становления государственного контроля можно выделить несколько этапов развития:

  1. Образование Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции БССР в 1919 г.
  2. Создание Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР.
  3. Смена реорганизованной Комиссии советского контроля при СНК БССР Народным комиссариатом государственного контроля Белорусской ССР.

 

 

 

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

Тоталитаризм  — это политический режим, в котором  осуществляется полный контроль и жесткая  регламентация со стороны государства  всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного  режима относятся:

1) верховенство государства,  носящее тотальный характер. Государство  не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей  полноты государственной политической  власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3) монополия на власть  единственной массовой партии, сращивание  партийного и государственного  аппарата;

4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5) централизованная система  контроля и управления экономикой;

6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7) существует строгая  цензура над всеми средствами  массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8) полиция и спецслужбы  наряду с функциями обеспечения  правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9) подавление любой оппозиции  и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10) подавление личности, обезличивание  человека, превращение его в однотипный  винтик партийно-государственной  машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией. [48, с. 1]

С середины 1930-х годов  по мере укрепления административно-командной  системы в стране начала складываться разветвленная система самых разнообразных органов контроля. Она включала органы партийного и государственного контроля (включая ведомственный контроль и контроль Советов), органы контроля общественных организаций (профсоюзов, кооперации, комсомола и др.), надведомственный контроль в отдельных отраслях (в стандартизации, горный контроль и т.п.).

В 1934 г. XVII съезд партии по предложению  Сталина утвердил решение Политбюро о ликвидации единого органа партийно-государственного контроля ЦКК—НК РКИ СССР и о создании двух контрольных центров — Комиссии партийного контроля при ЦК партии и Комиссии советского контроля при СНК СССР. Комиссия возглавила централизованную систему органов контроля. Ее низовыми звеньями были уполномоченные в союзных, автономных республиках, краях, областях, назначавшиеся комиссией и утверждавшиеся СНК СССР. Такая централизация обусловливалась высоким уровнем централизации управления во всех отраслях экономики и культуры и необходимостью облегчить проведение в жизнь решений союзного правительства. Трудящиеся были почти полностью отстранены от работы в комиссии, хотя в положении о ней и был пункт о привлечении широкого актива к ревизионной работе. Полномочия комиссии были уже, чем у ее предшественника — НК РКИ. Ее функции ограничивались проверкой исполнения важнейших решений правительства СССР. В феврале 1938 г. функции комиссии были несколько расширены: на нее возлагалось изучение организации и построения центральных и местных советских и хозяйственных органов. Но эта важная работа по совершенствованию государственного аппарата страны не занимала большого места в работе комиссии: она по прежнему концентрировала свое внимание на проверке исполнения постановлений и распоряжений СНК СССР. Постепенно многие важные функции контроля передавались органам государственной безопасности и общественного порядка. Контроль в ленинском понимании оказался несовместим с административно-командной системой управления и культом личности Сталина.

6 сентября 1940 г. указом Президиума  Верховного Совета СССР комиссия была упразднена и вместо нее создан Наркомат государственного контроля СССР (союзно-республиканский), одновременно образовывались НКГК в союзных республиках. [28, с. 35]

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 16 ноября 1940 г. Комиссия советского контроля при СНК БССР была реорганизована в Народный комиссариат государственного контроля Белорусской ССР. Наркомат госконтроля БССР осуществлял контроль за учетом и расходованием государственных денежных средств, материальных ценностей государственными, кооперативными и общественными организациями и предприятиями, проверял исполнение решений правительства. Его деятельность распространялась не только на государственные (как деятельность комиссии), но и на общественные и военные учреждения. НКГК предоставлялись широкие права: требовать от всех учреждений отчетов, объяснений, сведений; сообщать руководителям ревизуемых учреждений об обнаруженных недостатках; налагать дисциплинарные взыскания (выговор, отстранение от должности) и производить денежные начеты; привлекать к судебной ответственности.

Аппарат наркомата строился по производственно-отраслевому принципу, но роль главных управлений в нем выполняли главные контролеры. Так был создан громоздкий контрольный аппарат. При создании этого наркомата был забыт важнейший принцип — вовлечение масс в работу органов контроля. В положении о наркомате это не предусматривалось. [3, с. 76]

Наркомат  государственного контроля совершенно не занимался совершенствованием государственного аппарата. Он превратился в бюрократический контрольный аппарат, который все свое внимание направлял на выявление злоупотреблений в учреждениях и наказание виновных, а не на принятие мер по предупреждению этих явлений.

В период Великой Отечественной войны Наркомат госконтроля БССР находился в г. Москве. В годы войны аппарат наркомата не претерпел изменений, а его функции расширились. Государственные контролеры находились непосредственно на военных заводах и следили за производством танков, самолетов и т.п., за распределением продовольственных товаров и соблюдением карточной системы.

 В  феврале 1944 г. Наркомат госконтроля возобновил работу на освобожденной территории Белоруссии. В марте 1946 г. Наркомат госконтроля БССР переименован в Министерство государственного контроля Белорусской ССР. В декабре 1948 г. Совет Министров БССР предоставил министерству право наложения дисциплинарных взысканий на ответственных должностных лиц за бесхозяйственность и служебные нарушения. Постановлением СМ БССР от 6 июня 1951 г. утверждено Положение о Министерстве государственного контроля БССР.

Министерство  государственного контроля БССР в соответствии с Конституцией БССР являлось союзно-республиканским министерством и подчинялось в своей деятельности как Совету Министров БССР, так и Министерству государственного контроля СССР. Основными задачами министерства являлись: осуществление контроля за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, предприятий и учреждений БССР, контроль за состоянием учета, сохранностью и расходованием денежных средств и материальных ценностей, находящихся в ведении этих организаций, предприятий и учреждений.

Министерство госконтроля БССР осуществляло контроль за работой Министерства иностранных дел БССР, Министерства внутренних дел БССР и Министерства государственной безопасности БССР в части их хозяйственной и финансовой деятельности; проверку выполнения постановления распоряжений Правительства СССР и Правительства БССР; внесение на рассмотрение правительства республики отдельных вопросов, имеющих народно-хозяйственное значение, вытекающих из материалов ревизий и проверок.

В целях  осуществления возложенных на министерство задач ему предоставлялось право:

1. производить  ревизии и проверки производственной, хозяйственной и финансовой деятельности  во всех министерствах и ведомствах, советских, кооперативах и общественных  организациях БССР и их органах  на местах;

2. давать  обязательные для всех министерств, комитетов и управлений при СМ БССР и их местных органов, а также для всех других государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий и учреждений указания о доставлении ими копий плановых, отчетных и других документов, необходимых для производства ревизий и проверок и изучения отдельных вопросов деятельности организаций, предприятий и учреждений;

3. давать  должностным лицам министерств,  ведомств, предприятий, организаций  и учреждений обязательные для  них указания о предоставлении  в сроки, установленные представителями министерства госконтроля, объяснений и справок по вопросам, связанным с проверками и ревизиями;

4. посылать  своих представителей для присутствия  на заседания коллегий и различных совещаниях, проводимых в министерствах, ведомствах, организациях, учреждениях и на предприятиях республики;

5. изымать  подлинные документы, связанные  с подлогами и хищениями государственных денежных средств и материальных ценностей, в тех случаях, когда сохранность этих документов не гарантировалась на месте;

6. беспрепятственно  осматривать производственные, складские,  служебные помещения, а также объекты строительства и сооружения;

7. привлекать  в необходимых случаях для  участия в ревизиях и проверках экспертов и сведущих лиц:

8. составлять  акты и издавать приказы по результатам ревизий и проверок;

9. на  должностных лиц, виновных в  неисполнении постановлений и  распоряжений правительства, в  запущенности учета, бесхозяйственном  хранении, расходовании и использовании материальных ценностей и денежных средств, в представлении Мингосконтролю неправильных сведений, налагать дисциплинарные взыскания – «на вид», «выговор», «строгий выговор», а также отстранять от занимаемой должности;

10. проводить  денежные начеты на должностных  лиц, причинивших ущерб государству.

Министерство  госконтроля БССР докладывало правительству республики о результатах ревизий и проверок, проведенных в министерствах и ведомствах, и направляло сводные материалы непосредственно соответствующим министрам и руководителям центральных учреждений для принятия в оперативном порядке мер к устранению вскрытых недостатков. [7, с. 203]

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР от 24 февраля 1958 г. «Об образовании  Комиссии советского контроля Совета Министров БССР» деятельность Министерства государственного контроля БССР прекращена.

Таким образом, изучив материал, можно сказать, что в период тоталитарного государства сужались функции государственного контроля. Фактически функции партийно-государственного контроля в период культа личности Сталина были переданы органам государственной безопасности, руководители которых пытались стать над партией.

Государственное управление имело следующие особенности: наличие дополнительной управляющей и контролирующей системы – партийных органов; расширение функций государства привело к увеличению административных органов и росту численности госслужащих и партийных работников.

Характер политической системы, существовавший при Сталине  был признан репрессивным, а культ  его личности осужден. Однако коренной ломки системы не произошло.

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В 1950-80-Х ГГ.

 

 

Коренная реорганизация  контрольных органов проводилась  после XX съезда партии, положившего  начало восстановлению ленинских принципов  партийно-государственного контроля. Съезд констатировал, что наиболее слабым местом в организационной работе советских учреждений является проверка исполнения директив партии и правительства, что Министерство государственного контроля не справляется с этой задачей.

Информация о работе Система органов государственного контроля СССР 1920-1980 гг