Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:43, реферат
В настоящее время изучением старообрядчества активно занимается философ и геополитик, советник спикера Государственной Думы – Александр Гельевич Дугин. Он не только попытался ответить на причины и сущность старообрядчества, но так же попытался объяснить его современное состояние и возможность активного участия старообрядцев в политической жизни Российской Федерации.
Вступление --------------------------------------------------------------------------------- 3
Реформа Патриарха Никона ------------------------------------------------------------ 3
Москва как идея. История Москвы с точки зрения старообрядцев.
Религиозное значение Москвы ---------------------------------------------------- 8
Геополитическая миссия Москвы ------------------------------------------------- 9
Московское царство ----------------------------------------------------------------- 10
Москва советская --------------------------------------------------------------------- 11
Быть или не быть --------------------------------------------------------------------- 12
“Полюсъ русскаго круга” ----------------------------------------------------------- 12
Контуры страны в “психологии глубин” ---------------------------------------- 13
Колесо истории ----------------------------------------------------------------------- 13
Российский Вавилон господ Романовых ---------------------------------------- 14
Большевицкая реставрация сакральной географии --------------------------- 15
Антимосковкий характер реформ ------------------------------------------------- 16
Москва сегодня: негативный имижд на трех уровнях ------------------------ 16
Борьба пространств – конфликт социальных рельефов ---------------------- 18
Кто восстановит Священный Круг? ---------------------------------------------- 18
История старообрядчества -------------------------------------------------------------- 18
Старая Вера для Новой Руси. Общее толкование старообрядчества ---------- 25
Старообрядчество и русская национальная идея. Промежуточный итог. ---- 25
Заключение -------------------------------------------------------------------------------- 29
Литература --------------------------
Кто станет носителем идеи Москвы в ее полном объеме?
Кто возьмет на себя мужество сказать радикальное ”ДА” русскому священному пространству, признать и защитить особенность и тайный смысл национальной географии в ее духовном, историческом и конкретно прагматическом измерении?
Ответ ясен: по-видимому старооборядцы.
История старообрядчества.
За 3 с половиной века своей истории старообрядчеству пришлось испытать много несправедливости, притеснений и открытых гонений, и все же мощная духовная созидательная сила, отличавшая приверженцев старой веры, не раз помогала им не только выстоять, но и использовать малейшую возможность для возрождения своих центров и традиций. Беспощадные “указные статьи” царевны Софьи 1685 г. сменились прагматической позицией Петра I – и тут же выросли крупные старообрядческие обители на окраинах России – Выг, Стародубье. Ужесточившаяся во второй трети XVIII в. правительственная политика получила видимое послабление при Екатерине II – с возникновением Рогожского и Преображенского кладбищ и Покровской маленной в крупнейший центр всего староверия стала превращаться Москва. Серьезная политика “искоренить раскол”была предпринята Николаем I, однако закрытие и разорение ряда центров, опечатание алтарей, насильственное обращение в единоверие и другие подобные меры не дали результата. Старообрядчество продолжало жить, и, более того, в начале XX в.его ожидал небывалый расцвет. После манифеста 17 октября 1905 г. “ Об укреплении веротерпимости” поборники древнего благочестия обрели равные с другими гражданами империи права и свободы. И сразу же, видимо, обнаружила себя долго скрытая под спудом напряженная духовно- культурная жизнь старообрядчества: ни до, ни после раскола церкви Россия не знала такого размаха храмостроительства (например, только в 1910 г. старообрядцами было построено более 100 церквей), возник целый ряд старообрядческих общественных организаций и учреждений, появилась периодика, был открыт Старообрядческий богословско-учительский институт, увидел свет обобщающе-философские работы старообрядческих мыслителей, в которых впервые рассматривались глубинные исторические и национальные корни старообрядчества.
В настоящее время
Старообрядчество, несомненно, было одним из самых удивительных и самостоятельных явлений истории России. Беспощадно проведенные патриархом Никоном церковные реформы привели к трагическому расколу русских, внесли сумятицу и ожесточение в их умы. Беспримерное мужество провославных, оставшихся преданными вере и традициям, продолжалось более 2-х с половиной столетий. Краткие периоды относительной свободы старообрядчества при Екатерине II и Александре I сменялись настоящими гонениями.
В XIX в. с его более или менее гуманистическими чертами безжалостно уничтожались скиты и молельни с уникальными святынями, в тюрьмах сидели старообрядческие епископы, а в запечатанных храмах Рогожского кладбища гнили старинные иконы.
Пародоксально, но в России правовое положение старообрядцев было много хуже католиков и протестантов. Тех, кто почти в неприкосновенности сохранил веру, национальный быт, обычаи и дух предков, власти и церковь считали злейшими врагами государства и общества. Но два с половиной столетия гонений сплотили старообрядцев, превратив их, как например, и казачество, в особый слой русского общества со своей особой духовной и материальной культурой, отличительными чертами: предприимчевостью, трезвостью, здравомыслием, терпимостью. Не случайно именно старообрядчество дало России крупнейших промышленников, банкиров и общественных деятелей.
Но внешне жизнь старообрядцев была почти незаметна. Богатые изнутри молельни старообрядцы снаружи не могли украсить ни крестом, ни иконой. Старообрядцы не имели права иметь общественное имущество, строить храмы, соединяться в общины, проводить собрания, концерты, издавать книги, журналы и газеты.
И лишь только с 1905 – 1906 г. после снятия многочисленных ограничений расцвела на короткое время старая вера. Старообрядчество, которые многие под влиянием официальной пропаганды считали косным, застывшим, нежизнеспособным, показало свои нерастраченные и живые традиции, силу духа и культурные ценности, бережно хранившиеся в глубине народа.
Наиболее тяжелым и тревожным этапом для старообрядцев было начало XX-го столетия. В феврале 1900 г. в Петербурге состоялось заседание особой комиссии под председательством великого князя Сергея Александровича при участии К. Победоносцева и министров. Комиссия постановила взять подписку от старообрядческих архиреев, чтобы они именовались духовным званием и не совершали открыто богослужений. Вскоре начались и репрессии. Избранный собором в 1898 г. Московский архиепископ Иоанн был сослан в Тулу под надзор полиции. Решено было преобразовать Рогожское и Преображенское кладбища.
В апреле 1900 г. появился новый правительственный циркуляр, строго воспрещавший старообрядцам собирать соборы, собрания, устраивать братства. О построении церквей, колокольном звоне, об установке крестов на молельнях нельзя было и думать. Старообрядчество не имело никакой централизованной организации. Ежегодные духовные соборы занимались чисто духовными делами. Именно в таких невыносимых условиях в Москве был собран собор-съезд, взявший на себя обязанность ходатайствовать перед царем за всероссийское старообрядчество. В декабре 1900 г. государю было представлено прошение за подписью более 500 тысяч старообрядцев, в котором они просили монарха “избавить их от новых стеснений жестоких лишений, предпринятых против них”. Николай II через министерство внутренних дел ответил, что “никаких новых стеснительных мероприятий он допустить не желает”, после чего старообрядцы уже непрерывно собирали свои всероссийские съезды.
С этого времяни положение
Другой знаменательной для судеб российского старообрядчества датой было 17 октября 1905 г. – день опубликования известного Манифеста. Именно с этого дня и началось “золотое” десятилетие старообрядчества, показавшего России свою духовную и материальную силу. Вышедшее из полуподполья старообрядчество стало быстро самоорганизовываться. С 1905 г.на Рогожском кладбище начались открытые архирейские богослужения. Решением Освещенных соборов 1905-1906 г. было предложено ввести в Москве митрополию, хотя это и нашло тогда необходимой поддержки.
Наиболее дальновидные старообрядцы разных согласий понимали, что гораздо большие права можно будет получить лишь объединенными усилиями. Начался период примирения. В июне 1906 г. состоялся примирительный I Всероссийский съезд старообрядцев “неокружников”. 5 июня 1906 г. на Роговском кладбище раздался торжественный благовест о мире, извещавший, что три старообрядческих епископа, около 100 священников и около 100 тысяч мирян примирились с рогожанами. Не большая группа непримиримых “”неокружников” (так назывались “иовцы” и “даниловцы”) оставалась еще в подмосковных Гуслицах.
Московские старообрядцы разных согласий – поповских, беспоповских (по фамилии лидера одного движения) – дружно участвовали в совещаниях 29 июня и 29 ноября 1906 г. в МВД, где обсуждались различные вопросы возрождения старообрядчества, возвращения ему ранее отобранногоимущества. В 1907 г. поповцы и беспоповцы провели в Москве и Петербурге несколько совещаний по поводу внесения в Гос. Думу законопроекта о старообрядцах. Тогда, в первые годы, после получения свободы, многие в старообрядчестве говорили о необходимости организационного и духовного объединения всех старообрядческих согласий, ежегодного проведения старообрядческих съездов. Этот вопрос обсуждался на IX Всероссийском съезде старообрядцев в Н. Новгороде в 1908 г.
Интересы московского
Одним из самых важных по своим последствиям достижений старообрядчества в период 1905-1907 г. было разрешение образовывать свои общины – приходы. Дело в том, что до того полуподпольные молельны, объединявшие старообрядцев, были частными и не имели общественного юридического лица. Высочайшее утверждение правил об образовании старообрядческих общин последовало 17 октября 1906 г. Старообрядцы , издревне ходившие в молельню, теперь могли, объединившись и получив свою печать и, следовательно, юридический статус общины - прихода, собрать деньги и построить свое церковное здание. Повсеместно старообрядцы различных приходов проводили свои собственные учредительные собрания и ходотайствовали перед городскими властями о регистрации общин. С 1906 г. по 1912 г. в Москве было зарегистрировано около 20 стоарообрядческих общин (в основном белокрынинской иерархии). Получив юридический статус, члены общины начинали сбор средств на сооружение собственного церковного здания. Как правило, в каждой общине были свои богатые купцы жертвовшие значительные средства на храмоздательство: Морозовы, Рахмановы, Пуговкины, Кузнецовы, Трегубовы, Баумины, Трындины и др.
В течении нескольких лет после указа об общинах все старообрядчество России было занято организацией общин и строительством храмов. Уже к началу 1910 г. в России было образовано и официально зарегистрированно 1300 общин.Только за 7-8 лет после указа 1906 г. старообрядцами по всей России было построено более 1000 храмов, устроено несколько новых монастырей. Большие и красивые церкви воздвигались по всей Руси: от Прибалтики до Владивостока и от Архангельска до Кавказа, в городах и селах – везде, где жили старообрядцы. Только в Москве с 1908 г. по 1915 г. было освящено 15 новых храмовых зданий (11 – белокриницкой иерархии, 2 – беспоповцев, 2 – беглоповцев). В 1908 г. было освящено 5 новых храмов, В 1910-м – 3, в 1911 – 1915 гг. – по одному в год.
Почти все храмы были сооружены по проектам известных архитекторов Н.Д. Пошкарнова, Ф.Ф. Горностаева, И.Е. Бондаренко, В.Д. Адамовича, В.М. Маета, Н.Г. Мартьянова и др. и представляли собой в целом удачные стилизации знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Так, храм Успения на Апухтинке повторял формы Успенского собора в Кремле; Церковь Покрова на Остороженке – Спаса на Нередине в Новгороде.Знаменитая Колокольня на Рогожском кладбище, сооруженная в память распечатания алтарей, напоминала Колокольню Ивана Великого.Но Москва за несколько лет обогатилась не только замечательными архитектурными памятниками. Заполнив свои храмы древнейшими иконами и стилизованной под старину утварью, старообрядцы фактически подарили Москве настоящие живые музеи древнерусского искусства. В открываемые старообрядческие храмы образа XV-XVII вв. собирались из старинных моленных и со всей России. Среди старообрядцев было немало знатоков и настоящих ценителей древнерусского искусства, а на Рогожском кладбище была создана и специальная комиссия по охранению древностей и редкостей храмов общин и книгохранилища.
Перед освобождений от различных стеснений старообрядчеством остро стояли и задачи в области образования и просвещения своих единоверцев, подготовки учителей и священнослужителей. Беспоповцы – федосеевцы рядом с Преображенским кладбищем в 1909 г. открыли мужское и женское училище с двухклассным циклом обучения.Подобное трехклассное училище существовало и на Рогожском кладбище. Через 3 года Рогожская общинапоповцев устроила в Николо – Ямском переулке старообрядческий институт по типу средних учебных заведений для подготовки учителей народных школ и церковнослужителей. В 1914 – 1915 гг. для института было построено специальное здание на Рогожском кладбище. Готовились к открытию на Преображенском кладбище и курсы старообрядческих учителей.
Но это были лишь первые шаги московских
старообрядцев в области
Это высказывание отражает широкие планы старообрядчества в области просвещения и призрения. Между тем и во время массового строительства храмов стпрообрядцы сооружали больницы и лечебницы. В 1912-1914гг. были построены большие здания больницы у стен Преображенского кладбища и лечебницы на Рогожском кладбище. В Сыромятниках тогда же был открыт небольшой детский приют для сирот.
О жизни и трудах старообрядцев москвичи могли узнать благодаря активной деятельности старообрядческих обществ и братств. Братство Св. Креста, основанное в Москве еще в 1874 г., после дарования свобод старообрядцам организовало школу, хор, книгоиздательство, библиотеку, регулярно проводило лекции, чтения по истории старообрядчества, издавало богослужебные книги, литературу историко-богословского характера, старообрядческий церковно-общественный журнал “Церковь” (1908-1914).
В “золотое десятилетие” московского старообрядчества возникли и новые общества. С 1908г. развернуло свою деятельность благотворительное общество, содействующее сбору средств на благотворительные цели и открывшее детский приют. Большие надежды старообрядцы возлагали на возникшее в 1914 г. культурно – просветительское общество, объединявшее в основном интеллигенцию и учащуюся молодежь. Замыслы организаторов общества, известных ученых и публицистов (А.С. Рыбакова, Ф.Е. Мельникова и др.) простирались на привлечение студентов – старообрядцев, организации музеев, выставок и т.д. К сожалению начавшаяся война помешала развертыванию деятельности общества.