Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в российских школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, таким образом, является исследование форм и приемов изучения литературы о ВОВ в 8-9 классах российских школ и школ Республики Узбекистан, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. Задачи, которые ставит автор этой работы перед собой, таким образом, следующие:
- ответить на вопрос о необходимости и актуальности преподавания литературы ВОВ в средних классах.
- рассмотреть содержание, связь с другими предметами и особенности курса литературы Великой Отечественной войны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)

       Введение 

       Школьный  курс литературы непрерывно развивается  и дополняется. Невозможно представить  себе, чтобы в современной школе  ученики изучали те же произведения, что и, например, пятьдесят-шестьдесят лет назад. Разумеется, есть классическая программа, но, поскольку литература сама по себе весьма динамична, в школьный курс постоянно будут добавляться  новые произведения.

       После Великой Отечественной Войны  в русской литературе возник целый  пласт, посвященный военным реалиям. Это были произведения разных лет, от написанных в окопах стихотворений, до повестей, появившихся через 10-20 лет после последних боев, когда  люди получили возможность осознать происходившее. Конечно, эти произведения были включены в школьную программу  не сразу. И, во всяком случае, не сразу  она приобрела современный вид: за долгие годы, понемногу, отфильтровывалось  то лучшее, что не утратило своей  актуальности и по сегодняшний день, что можно предложить ученикам.

       Проза и лирика ВОВ в современной  средней школе изучаются в  два этапа: в 8-9 классах, и после  – в средних специальных учебных  заведениях. В данной работе мы обратимся  к курсу военной литературы 8-9 классов.

       Возможно, потому что многие произведения были введены в него недавно или  из-за небольшого количества часов, выделенных на его освоения, литературы, посвященной  курсу, существует очень мало. К тому же эта литература во многом представлена практическими рекомендациями, статьями о творчестве конкретного автора, план-конспектами отдельных уроков, небольшими методическими статьями. Однако теоретического комплексного обзора курса литературы ВОВ именно в 8-9 классах пока что не было проведено.

       Исходя  из этого, возникает необходимость  обобщения и систематизации известного материала, формирования выводов на его основе. Это является по-настоящему актуальным вопросом современной методики, т.к. в отличие от классических произведений, например, 19 века, по курсу военной  литературы не существует такого количества методических рекомендаций, которые  могут быть реализованы на уроках.

       Целью данной курсовой работы, таким образом, является исследование форм и приемов  изучения литературы о ВОВ в 8-9 классах  российских школ и школ Республики Узбекистан, выяснение, целей, особенностей, проблем, основных путей этого изучения. Задачи, которые ставит автор этой работы перед собой, таким образом, следующие:

       - ответить на вопрос о необходимости  и актуальности преподавания  литературы ВОВ в средних классах.

       - рассмотреть содержание, связь с  другими предметами и особенности  курса литературы Великой Отечественной  войны.

       - исследовать основные формы и  приемы работы на уроках литературы  по темам ВОВ в 8-9 классах. 

       На  протяжении работы мы также коснемся внеклассных мероприятий по данному  курсу, в вкратце рассмотрим основные формы внеклассных занятий, а  также приемы, которые могут на них применяться.

       Реальность  показывает, что события Великой  Отечественной Войны в отдельных  странах подвергаются переоценке. В  этом свете особенно важно выяснить, что и как могут узнать подростки 8-9 класса из курса военной литературы, с какими проблемами при этом может  столкнуться педагог, каким образом он может заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

       Содержание  и особенности  преподавания литературы о ВОВ в российских школах 
 

       В главе дается краткий обзор основных авторов и произведений, предназначенных  для изучения в 8-9 классах по рассматриваемой  теме, проблем и особенностей изучения военной лирики и прозы. Также  в главе кратко описываются приемы и формы обучения, приемлемые для  данной тематики, приводится несколько  частных рекомендаций методистов по изучению отдельных авторов. 
 

       §1. Изучение литературы о войне в российских школах 

       Великая Отечественная война – это  тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени  не могла оставаться в стороне  от этого события.

       Русская литература периода ВОВ стала  литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали  себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому  выражению А. Толстого, была "голосом  героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и  к писателям. Писатели военных лет  владели всеми родами литературного  оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.1

       В годы Великой Отечественной войны  получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

       В годы Великой Отечественной войны  и в первое десятилетие после  ее создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческая жизнь, личное достоинство и война  – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как  «Убиты под Москвой» К. Воробьева, "Это  было в Ленинграде" А. Чаковского, «А зори здесь тихие» Б.Васильева.

       Литература  Великой Отечественной Войны  – несомненно, один из важнейших  пластов в составе русской  литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью  потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных. Однако прошло немало времени, прежде чем из всего разнообразия жанров, произведений, авторов, были выделены те, с которыми ученикам предстоит  познакомиться в школе.2

       Это знакомство происходит в несколько  этапов.

       При своей работе педагог обязан опираться  на программу по русской литературе. Итак, сейчас мы обратимся к программе  и выясним, с какими из произведений литературы ВОВ она предлагает знакомить  учеников, сколько отведено на это  часов, какими навыками ученики должны овладеть, иными словами – каково содержание курса литературы ВОВ  в 8-9 классах.

       В восьмом классе это знакомство явно только начинается. Здесь в ряду многих произведений и авторов указан А.Т. Твардовский, его поэма «Василий Теркин» - точнее, главы из этой поэмы «Переправа». «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». На изучение этих глав программой отводится 4 часа. За это время учащимся предлагается узнать замысел поэмы, историю ее создания, народно-поэтическую основу поэмы, оценить характер главного персонажа - Василия Теркина, его жизнелюбие, душевную стойкость, мужество. Ученики также должны обратить внимание на юмор в поэме и на ее широкую популярность во время Великой Отечественной Войны. Во время изучения поэмы ученики также должны написать сочинение о Василии Теркине (в форме характеристики, письма, дневниковой записки и т.д.) или сочинение по картине «Отдых после боя», на это им отводится еще 1 час. В качестве дополнительного чтения рекомендуется предложить детям дальнейшее самостоятельное изучение поэмы «Василий Теркин» и стихотворения. А.Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.3

       Нельзя  сказать таким образом, чтобы  в восьмом классе знакомство учеников с литературой Великой Отечественной  войны было обширным. Скорее, это  лишь подготовка к более тесному  изучению этой литературы, которое  ждет их в старших классах. Можно  сказать, что это лишь маленький  порожек перед большой лестницей.

       И первой ступенькой этой лестницы будет  курс литературы Великой Отечественной  Войны, ожидающий учеников в девятом  классе. Он уже гораздо шире, чем  в восьмом, и включает в себя и  прозу, и поэзию.

       В девятом классе изучение литературы ВОВ уже подразумевает знание учениками основных событий и  дат этой великой трагедии. Тем  не менее, перед тем, как приступать непосредственно к изучению военной лирики, программа рекомендует небольшое вступление, посвященное непосредственно русской литературе в годы Великой Отечественной Войны, героическим и трагедийным мотивам в ней. Рекомендуется перечислить темы, которые бытовали в русской литературе в то время: темы Родины и народа, ненависти к врагу и гуманизма, защиты культуры и цивилизации, темы человека на войне и трудности победы, тема бессмертия воинского подвига.4

       Два часа в девятом классе отводится  на изучение военной поэзии. За это время учащимся предлагается рассмотреть стихи на тему ВОВ таких авторов, как А.А. Ахматова («Мужество», «Клятва»); К.М. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня..»); Ю.В. Друнина («Зинка»); М.В. Исаковский («Враги сожгли родную хату…»); Л.И. Ошанин («Дороги»), А.Т. Твардовский («Лежат они, глухие и немые…», «Две строчки»); С. Орлов («Его зарыли в шар земной»). При этом предлагается изучить стихи трех авторов по выбору.

       Довольно  обширен при этом список литературы для дополнительного чтения. Он включает в себя лирические произведения Ю.В. Друниной («Ты вернешься), М.А. Дудина («Соловьи»), К.М. Симонова («Родина», «Дом в Вязьме»), Я.В. Смелякова («Судья», «Песня»), Г.К. Суворова («Еще утрами черный дым клубится…»), А.А. Суркова («Бьется в тесной печурке огонь»), А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «В тот день, когда закончилась война») и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.

       Если  же говорить о прозе ВОВ, то на ее изучение в 9 классе программой отводится  всего лишь два часа, и учителю  дается выбор между двумя произведениями: «Убиты под Москвой» К.Д. Воробьева и «Звездой» Э.Г. Казакевича.

       В первом случае необходимо рассмотреть  краткие сведения о писателе, его  личность и особенности его творческой манеры, обратиться к проблематике повести, рассмотреть таких персонажей как капитан Рюмин и лейтенант  Ястребов, обратить внимание на остроту  и психологическую наполненность  ситуаций, на то, как раскрывается тема человека на войне. Также необходимо, чтобы ученики имели понятие  о том, как в повести раскрывается тема человека на войне.

       Если  учитель остановит свой выбор  на повести Э.Г. Казакевича «Звезда», то необходимо рассмотреть краткие  сведения о писателе, обратить внимание на показ в произведении героических  будней ВОВ, на образ лейтенанта Травкина, на раскрытие темы любви и лиричность повести.5

       Для дополнительного чтения ученикам базового уровня предложены произведения Э.Г. Казакевича (рассказ «При свете дня») и Б.Л. Васильева (повести «В списках не значится», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…»). На повышенном уровне к ним присоединяется творчество К.Д. Воробьева (повести «Это мы, Господи!», «Крик») и Ю.В. Бондарева (роман «Горячий снег»).

       Таким образом, осмысление школьниками событий  Великой Отечественной войны  происходит при рассмотрении произведений писателей и поэтов различных  эпох. «Для авторов книг о войне  неоспоримо одно: массовый героизм  народа в борьбе с врагом, прославляемый  в произведениях о войне, позволяет  сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена».6

       Таково  содержание курса литературы ВОВ  в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно  и в основном нацелено на расширенный  курс литературы о войне в старших  классах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Основные методы и  приемы при изучении литературы о войне 

       Для изучения любого произведения, каждого  автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор  приемов и форм работы, которые  можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести  к одному: к пониманию учащимися  глубинной сути произведения, позиции  автора. Курс литературы ВОВ не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной  войне несут в себе большой  нравственный заряд. Во многом донесение  идей и мыслей писателей и поэтов зависит от желания самого учителя, его собственной мировоззренческой  позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые  бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. «Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель  литературы прежде всего должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время».7

Информация о работе Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в российских школах