Становление Российского государства в XVI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Российское государство в первой половине XVI века обладало большой территорией, площадь которой достигала 2,8 млн км2. В целом по размерам территории Россия уже в 1547 г. стала крупнейшим государством Европы после Священной Римской империи Германской нации.

Содержание

1.Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в.
2.Внутренняя политика Ивана Грозного:
2.1 реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.
2.2 опричнина Ивана IV, ее последствия.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление Российского государства в XVI веке.docx

— 75.74 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                 Становление Российского государства в XVI веке.

1.Тенденции социально-экономического и политического развития России в I половине XVI в.

2.Внутренняя политика Ивана Грозного:

2.1 реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.

2.2 опричнина Ивана IV, ее последствия.

 

 

1. Социально-экономическое  и политическое развитиеРоссийского государства в первой половине XVI века

Российское  государство в первой половине XVI века обладало

большой территорией, площадь которой достигала 2,8 млн км2. В це-

лом по размерам территории Россия уже в 1547 г. стала крупнейшим

государством  Европы после Священной Римской  империи Германской

нации. Государство простиралось от Белого и Баренцева морей на се-

вере  до Чернигова, Путивля и рязанских  земель на юге; от берегов

Финского  залива и Смоленска на западе до Северного Урала и ниже-

городских земель на востоке (рис. 4.1). Народы, населявшие северный

Урал  и Зауралье, издавна входили в  состав государства. Далее граница

круто сворачивала на запад и отделяла русские владения от Казанского

ханства. Правые притоки Волги (Сура и др.) протекали по территории

России. На юге граница устанавливалась  конкретным соотношением

сил враждебных России государств – Ногайской орды и Крымского

ханства. На юго-западе соседом России было Великое  княжество Ли-

товское и Русское, удерживавшее власть над большей частью украин-

ских и белорусских земель. Лишь западнорусские земли во главе со

Смоленском  с 1514 г. вернулись в состав Российского  государства. На

северо-западе Россия граничила с Ливонским орденом, подчинившим

латышей и эстонцев власти немецких феодалов, и Финляндией, вхо-

дившей в то время в состав Шведского королевства. Часть погранич-

ных русских земель омывал Финский залив.

Топкие  и болотистые берега делали невозможным  использова-

ние этих территорий для сооружения городов. Единственный порт,

воздвигнутый  дедом Ивана IV Иваном III в 1492 г. и названный  Иван-

городом, располагался в устье реки Наровы напротив небольшого бал-

тийского порта – Нарвы.

В создании единого государства Россия опередила  часть наро-

дов Европы (в частности, немцев и итальянцев) и шла в ногу с Англи-

ей, Францией, Испанией, где в конце XV века сложились  государства

одной преобладающей народности. Государства  же Восточной и от-

части Центральной Европы складывались как  многонациональные.

Польское  королевство включало часть земель Волыни. В Священную

Римскую империю входили, кроме немецких княжеств и городов, тер-

ритории славянских и романских народов, что и предопределило не-

прочность этого политического образования.

Россия  формировалась как многонациональное  государство не-

скольких  народов – прежде всего русского, преобладавшего в Замос-

ковном, Новгородско-Псковском краях и в Приднепровье, затем се-

верных  финно-угорских (саамы, лопари, карелы, меря, коми, ханты,

манси), поволжских (мордва, удмурты). Ведущую  роль играла велико-

русская народность, восходящая к народности древнерусской и преоб-

ладавшая в экономическом, политическом и культурном отношениях.

В целом  население России достигало 6,5 млн чел. Однако по плотно-

сти населения (2 чел. на 1 км2) Россия отличалась от европейских

стран, где этот показатель был гораздо  выше (10–14 чел. на 1 км2). Не-

равномерность заселения территории страны объяснялась  объектив-

ными условиями: южные земли, подвергавшиеся постоянной угрозе

крымского нападения, практически пустовали. Плотность населения

повышалась  в районах более древнего освоения – в Замосковном крае,

Псковской и отчасти Новгородской землях; довольно низка была она в

восточных районах, находившихся под угрозой  набегов из Казанского

ханства. На территории России располагалось около 160 городов (для

сравнения: на территории Нидерландов того же времени, в десятки раз

уступавших  России, насчитывалось 300 городов и 6 500 деревень).

В течение XVI века шел интенсивный рост территории России.

К концу  столетия российские владения достигли уже 5,4 млн км2 (из

них на европейскую часть приходилось 3,9 млн км2). Во второй поло-

вине XVI века появилось свыше 70 новых городов. Но эта территория

и к  концу века оставалась слабо и  неравномерно заселенной.

Ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство, одна-

ко значительного размера в XVI века достигло и ремесло. Успехи

в ремесленном  производстве, особенно в металлургии, обработке де-

рева  и цветных металлов, способствовали росту производительности

труда в сельском хозяйстве. Первая половина XVI века была временем

достаточно  стабильного экономического развития государства.

В основе производственных отношений в русской  деревне лежа-

ла  феодальная собственность на землю. Земельная собственность носи-

ла  сословный характер, существовали частновладельческие, церковно-

монастырские, дворцовые и черносошные земли. По типу феодального

землевладения различались земли вотчинные  и поместные. Условный

характер  поместной собственности помогал  формированию широкого

по  своему составу сословия землевладельцев  – социальной опоры цен-

трализованного государства. Общее число помещиков в первой поло-

вине XVI века быстро увеличивалось. Поместная  система гарантирова-

ла  воспроизводство и материальное обеспечение военных кадров. Так

как главным  условием обладания поместьем была военная служба, сы-

новья продолжали служить государю с целью сохранения земельной

собственности. Из владельцев поместий и формировалась  армия госу-

дарства, занятого расширением своей территории и закреплением

прежних завоеваний.

Основной  рабочей силой в хозяйствах вотчинников  и помещиков

в начале XVI века были холопы. Но на протяжении XVI века к обра-

ботке барской пашни все больше привлекались крестьяне, попадавшие

в зависимость  от феодалов. Развитие феодализма приводило  к усиле-

нию зависимости крестьян от феодала, на земле которого они сидели, к

ограничению их прав. Как уже упоминалось, в  конце XV века Судебник

Ивана III (1497 г.) ограничил право перехода крестьян от одного феода-

ла  к другому двумя неделями в году, а на протяжении всего XVI века

закрепощение  крестьян усиливалось. Прикрепление крестьян к земле

обеспечивало  власть и доходы класса земельных  собственников. Одно-

временно  это было и заботой государства  о своей социальной опоре –

помещиках, поскольку имевшая тогда место тенденция «переманива-

ния» боярами крестьян у дворян ослабляла эту социальную опору.

Процесс государственно-политической централизации  в России

опережал  экономическую централизацию. Экономического единства

страны  в XVI веке еще не было; ее хозяйственное  районирование и пу-

ти создания всероссийского рынка только намечались. В этих условиях

государственно-политическая централизация развивалась по пути «бю-

рократизации» управления. Власть концентрировалась за счет усиления

приказной, боярской и военной администрации. Именно это явилось

характерной особенностью процесса централизации  в России.

Начальной формой политической (государственной) центра-

лизации в России, сложившейся в середине XVI века, по мнению мно-

гих историков, была сословно-представительная монархия. В государ-

ственном управлении она предусматривает, кроме воли монарха, нали-

чие институтов центрального и местного управления. В них в решении

вопросов  внутреннего (иногда внешнеполитического) значения участ-

вовали представители от разных сословий.

Развитие  государственно-политического строя  в XVI веке шло

по  пути неуклонного возрастания роли аппарата государственного

управления. Центральные и местные органы государственной власти,

сформировавшиеся  во второй половине XV века, продолжали сущест-

вовать и развиваться.

Высшим  законосовещательным органом и  высшим органом

управления  страной была Боярская дума. Она  не имела отдельной от

монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосу-

дарственной важности (проекты новых законов, внешнеполитические

проблемы) Дума рассматривала дела о земельных  пожалованиях, слу-

жебных назначениях, о нарушениях закона. Обычно основные вопросы

обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры» или «царь

указал, и бояре приговорили»), иногда в  отсутствие государя.

Управление  отдельными отраслями жизни государства  услож-

нялось, и это требовало создания соответствующих органов. Дворцо-

вые учреждения (вместе с Казной) уже с трудом справлялись с управ-

лением отдельными территориями, военными вопросами или пробле-

мами суда. Поэтому насущной задачей централизации власти было

создание  разветвленной системы органов  отраслевого государственно-

го управления.

Очень уязвимой была в начале XVI века и  система назначения

на  должность – местничество, связанная  с феодальной иерархией. На-

звание  произошло от обычая считаться «местами»  за столом и на

службе. «Место» зависело от родословной («отечества») и служебной

карьеры предков («отеческой чести»). Именно с  учетом этих данных

происходило назначение человека на конкретную должность  на воен-

ной и  административной службе. Несовершенство местничества как

системы служебных отношений мешало работе аппарата государст-

венного управления и требовало реорганизации.

Еще одним  слабым звеном в системе управления государством

было  местное управление. Система кормлений, в соответствии с кото-

рой наместники и волостели получали «корм» (т. е. натуральные и де-

нежные  сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой

работы  местных властей. Судебно-административные функции не вы-

полнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла

обеспечить  ни подавление крестьянских волнений, ни оборону от

внешних врагов.

Основу  войска в середине XVI века составляла дворянская кон-

ница. Бояре и дети боярские (дворяне) были обязаны приводить с со-

бою хорошо вооруженных конных воинов из числа  своих военных хо-

лопов, которые и составляли массу дворянского войска. Свои отряды

были  у крупнейших феодалов, особенно у  удельных княжат. Лук,

стрелы, копья, кольчуги, щиты и шлемы издавна были вооружением

конницы. Войску была придана артиллерия (наряд), роль которой по-

степенно  увеличивалась. В качестве вспомогательных  сил для транс-

портировки артиллерии и т. д. использовались так называемые посош-

ные люди. Большая часть полков создавалась на время походов, а по-

сле их окончания распускалась по домам, границы страны оставались

незащищенными.

Соседями  России были государства, обладавшие более  боеспо-

собным войском. XVI век был временем, когда в Европе получило ши-

рокое распространение огнестрельное оружие, которое произвело пе-

реворот в организации вооруженных сил и привело к созданию регу-

лярного войска. В Великом княжестве Литовском и Русском перешли

к использованию  профессионального войска наемников, способного

легко использовать новейшие средства вооружения. Спешили изме-

нить  систему вооружения и в Швеции.

В России процесс создания регулярного войска происходил

медленно. В первой половине XVI века появляются сначала в городах

в качестве гарнизонов так называемые пищальники, вооруженные ог-

нестрельным оружием – пищалями. Пищальники, набиравшиеся из

среды городского населения, были ядром регулярного  войска. В зави-

симости от важности похода войско делилось на 3 или 5 полков. Во

главе их находились военачальники из феодальной знати. Система ме-

стничества, определявшая положение и взаимоотношения воевод со-

ответственно  их знатности и предшествующей службе, препятствовала

выдвижению  талантливых полководцев на важнейшие командные

должности, зачастую сводила на нет ратные подвиги  войска. Трудно

мобилизуемое, малоподвижное, плохо приспособленное к решению

задач обороны и наступления войско не удовлетворяло потребности

государства. Система вознаграждения землей за участие  в боевых дей-

ствиях не устраивала самих воинов. Потребности обороны страны тре-

бовали реорганизация войска.

Таким образом, в XVI веке перед государством стояла задача

укрепления  и усовершенствования системы управления и вооружен-

ных сил.

2. Внутренняя  политика Ивана IV                                        2.1. Реформы Избранной рады

В годы правления Василия III (1505–1533 гг.) завершение терри-

ториального объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси

сопровождалось  первыми попытками усовершенствования государст-

венно-политической системы. В составе Дворца стали  выделяться, на-

пример, «избы» – прообразы органов отраслевого государственного

управления. В системе местного управления некоторые  уголовные дела

передавались  в ведение выборных лиц из местных  дворян. Однако

в 1530-е  годы развитие системы государственного управления делало

первые  шаги. После смерти Василия III его  малолетний сын Иван IV

(родился  в 1530 г.) был официально провозглашен  великим князем. При

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке