Структура правовых актов средневековой Португалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

В рамках этого направления я решала изучить правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета. Таким образом, целью моего исследования является рассмотрение структуры и особенностей правовых памятников Португальского университета за период с XIII по XV вв.
Для достижения этой цели необходимо обозначить задачи исследова-ния:
1) выяснить на материале законодательного свода «Семь Партид» Альфонсо X Мудрого то, что понимали под университетом в средневековой Португалии, как его называли, какое значение ему придавали короли пиренейских государств;

Содержание

Введение 3
Обзор источников 5
Обзор историографии 6
Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X 8
Королевские грамоты и папские буллы и их значение для истории Португальского университета 11
Университетские статуты и установления 18
Заключение 20
Список Литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Структура правовых источников средневековой Португалии (1) - копия.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В мире Средневековья право играло не менее важную роль в жизни общества, чем теперь. В своей жизни каждый человек эпохи средних веков руководствовался теми или иными правовыми нормами независимо от того, были ли они записаны или нет. Дело в том, что тогда была велика роль обычного права в любой области законотворчества и судопроизводства. Правовые обычаи, как принято называть у юристов правовые нормы, характерные для средневекового права, были важнейшим источником права и основой всей правовой культуры средневековой Европы1.

Со временем правовые обычаи записывались и становились неотъемлемой частью правовых документов эпохи: хартий, жалованных грамот, законодательных сводов и т.д. В этих документах сеньорами фиксировались привилегии и обязанности горожан и крестьян, их вассалов. Уже в XI – XII вв. стало складываться городское право, которое было в основном писаным. Согласно специалистам именно оно внесло заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы2, в частности в Португалии.

История формирования правовой системы Португалии идет в русле истории права всей Западной Европы и своими корнями уходит в Средневековье. Португальское королевство, признанное официально буллой папы Александра III еще в 1179 г., по мнению исследователей, завершает свое формирование лишь к середине XIII в., когда в результате успешного военного похода короля Афонсу III в состав ее территории входят земли Алгавре. Это событие стало концом португальской Реконкисты, открыв новую страницу истории средневековой Португалии. 3

Эта страница посвящена событиям португальской истории, превратившим новое пиренейское государство в сильную морскую державу, ставшую локомотивом Великих Географических открытий. Период становления сильного португальского государства занимает XIII – XV вв. и характеризуется серьезными переменами во всех сферах жизни общества по сравнению с предыдущим временем. Эти перемены коснулись и правовой сферы, отразившись в правовых памятниках эпохи. Именно правовые памятники являются, по оценкам историков, главным источником для изучения истории Португалии XIII – XV вв.

Изучение правовых источников средневековой Португалии не потеряло своей актуальности до сих пор. Если такие крупные правовые памятники, как городские форалы и законодательные своды Португалии не раз подвергались изучению историками, то документы, касающиеся истории отдельных корпораций, например истории Португальского университета, редко фигурируют в исторических трудах, особенно отечественных историков. Поэтому вовлечение этих документов в научный оборот и их исследование представляет перспективное направление в историографии. 

В рамках этого направления я решала изучить правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета. Таким образом, целью моего исследования является рассмотрение структуры и особенностей правовых памятников Португальского университета за период с XIII по XV вв.

Для достижения этой цели необходимо обозначить задачи исследования:

  1. выяснить на материале законодательного свода «Семь Партид» Альфонсо X Мудрого то, что понимали под университетом в средневековой Португалии, как его называли, какое значение ему придавали короли пиренейских государств;
  2. изучить грамоты португальских королей и папские буллы, данные университету, и понять, какую роль они играли в его истории, а также какое место они занимают в правовой системе Португалии;
  3. изучить университетские установления и статуты и определить их место в истории средневекового права Португалии.

Обзор источников

Мое исследование основывается на материале сборника «Документы по истории Португальского университета (XIII-XV вв.)», представляющего собой объединение всех правовых источников, касающихся каждой вехи истории первого португальского университета с момента его учреждения. Здесь собраны документы, свидетельствующие о привилегиях и вольностях, данных университету королями и папами, а также о его дисциплине и строе. Эти документы имеют свою специфику и, разумеется, не отражают всей полноты средневековой правовой системы Португалии. Однако они удобны для исследования структуры правовых источников средневековой Португалии, так как содержат разные виды этих источников и прекрасно вписываются в исторический контекст эпохи.

Сборник включает, прежде всего, памятники королевского законодательства: извлечение из второй Патриды короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого и грамоты португальских королей. Извлечение из второй Патриды Альфонсо X касается регламентации университетской жизни и самого процесса обучения. Его установления в значительной мере повлияли и на организацию Португальского университета.

Королевские грамоты, а также папские буллы, включенные в сборник, предоставляют важную информацию о той роли, которую сыграли королевская власть и церковь в истории университета.

Иной характер носят статуты и установления Португальского университета, являясь правовыми памятниками университетской корпорации. Они дают ценную информацию о порядке жизни внутри университета, установленном для учащихся и обучающих, а также об университетском строе.

  

Обзор историографии

В современной историографии невелик интерес к документам по истории Португальского университета. Они практически не фигурируют в исторических и источниковедческих исследованиях, посвященных правовым памятникам средневековой Португалии. В обобщающем труде А.Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков», освещающем все важнейшие источники по истории стран средневековой Европы, нет ни слова об этих документах. Автор в разделе  «Источники по истории Испании и Португалии» обращает внимание лишь на крупные правовые документы, такие как законодательные своды и форалы португальских городов4.

  Отсутствует какая-либо характеристика правовых источников по истории университета и в общих работах, посвященных средневековой Португалии. В книге португальского историка Ж.Э. Сарайвы «История Португалии»5, а также в совместной монографии российских медиевистов О.И. Варьяш, А.П. Черных «Португалия: дороги истории»6 нет никаких ссылок на эти источники даже там, где речь идёт о создании и функционировании университета в Лиссабоне. Однако эти работы имеют определенную ценность для моего исследования, так как позволяют ознакомиться с историей средневековой Португалии и историческими реалиями, в которых создавались памятники средневекового португальского права.

Большой вклад в изучение правовых памятников Португалии внесла О.И. Варьяш. Ее научные интересы касались средневекового права стран Западной Европы, особенно португальского городского права, поэтому она занималась исследованием королевских законодательных сводов и городских форалов. Результаты ее научных исследований были опубликованы в сборнике «Пиренейские тетради: право, общество, власть и человек в средние века»7. Сборник разделен на четыре тетради: «Средневековое право: путь постижения социального», «Пиренейские странствия», «Дорожные сувениры» и «Путевые заметки». Особый интерес для моего исследования представляет первая тетрадь, посвященная сюжетам правовой истории в контексте португальских реалий. В статьях Варьяш раскрывается суть правовых понятий эпохи, дается анализ правовых памятников Португалии и рассматривается исторический контекст их создания. Я использовала некоторые выводы этой исследовательницы для этой работы.

Для ознакомления с историей средневековых университетов, и в частности с историей Португальского университета, я взяла работы Рэшдэла «The Universities of Europe in the Middle Ages»8, Н. Суворова «Средневековые университеты»9, а также статью Н.П. Денисенко «Испанские университеты в  XIII-XV вв.»10. Рэшдел без какого-либо анализа излагает историю возникновения Лиссабонского университета и рассматривает его сходство с испанскими университетами. Монография Суворова  идет дальше в исследовании истории португальского университета, не отделяя ее от истории средневековых университетов всей Европы. Это делает возможным наглядное сравнение и сопоставление португальского университета с другими.

В отличие от работ конца XIX в. статья современного исследователя Денисенко носит менее описательный характер, но она представляет более частное исследование и затрагивает только испанские университеты, пренебрегая высшими учебными заведениями других европейских стран, в частности Португалии. Но это не умаляет важность статьи, позволяющей познакомиться с функционированием испанских университетов, послуживших образцами для образования университета в Лиссабоне.

В истории права правовая система, сложившаяся в средневековых государствах Иберийского полуострова, признается отклонившейся от нормы, поэтому традиционно не рассматривается. В учебнике «История государства и права зарубежных стран»11, авторами которого являются профессиональные юристы Н. Крашенинникова и О. Жидков, внимание уделяется развитию и особенностям правовых систем Франции, Англии и Германии, не затрагивая вовсе пиренейские государства. Несмотря на эти значительные недостатки, этот учебник содержит интересную информацию об особенностях правовой системы и правовой культуры европейских государств эпохи Средневековья в целом.

Таким образом, я хотела бы сказать, что тема структуры правовых источников средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета почти не обращала на себя внимание историков и представляет собой серьёзный пробел в историографии, который моя работа попытается устранить.

  Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X

Интересно, как называли университет и что под ним понимали в средневековой Португалии. Ответы на эти вопросы может дать свод законов короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого «Семь Партид»12, значение которого для пиренейских государств, в том числе и для Португалии, сложно переоценить. Он был составлен около 1256–1265 гг. и в систематизированном виде излагал основные нормы, заимствованные из фуэрос различных городов, а также из канонического и римского права. Королевская власть, руководствуясь централизаторскими устремлениями, по словам Люблинской,  создала «Партиды», чтобы вытеснить из употребления фуэрос и иные законы13.

В правовой практике «Партиды» применялись ограничено, но они изучались и комментировались в испанских университетах.14 В правление Диниша I, который был племенником и воспитанником Альфонсо X Мудрого, существовал своего рода культ этого государя при португальском дворе.15 Сообразно этому культу португальский король заимствовал законодательный свод своего воспитателя и сделал его руководством для королевского суда. Именно через этот правовой памятник в Португалию проникли  первые веяния рецепции римского права, главным из которых было теоретическое обоснование королевской власти, заключавшееся в возвышение роли государя на основе ее осмысления в духе позднего римского права16.

Благодаря «Партидам» Альфонсо X в Португалии появилось понятие «генеральная школа» (так называли в средние века университеты). Согласно законам «Генеральная школа» отличалась от обычной17 наличием магистров по целому ряду «искусств»: грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрология, каноническое и гражданское право. Она могла быть основана только по указанию или папы римского, или императора, или короля (II Партида, XXXI, I).

По словам Суворова, такое понимание «генеральной школы» характерно для всех средневековых европейских стран. Тогда, исходя из терминов римского права, университетом называли всякий организованный союз людей, всякую корпорацию. «Генеральная школа» была корпорацией, образовавшейся по научным интересам, и подходила под общее понятие университета, как организованного союза людей. Специфика «генеральной школы» заключалась в том, что она предназначалась для учителей и учащихся всех наций, и приобретенные в ней ученые степени должны были пользоваться общим признанием во всех высших школах Европы18.

Ссылаясь на источники, Суворов, на мой взгляд, делает интересный вывод о том, что высокий статус этих университетов, учреждаемых по воле универсальных властей, т.е. папы и императора (в западной Европе короля), был обусловлен тем, что только от универсальной власти может производиться полномочие учить повсеместно19.

Прочитав законы Альфонсо Мудрого, я могу уверено сказать, что португальские короли осознавали большое значение университетов для государства и общества, поэтому наделяли эти учреждения привилегиями, а магистров и школяров брали под свою опеку. Выдержки законов из второй Партиды гарантируют защиту жизни и имущества школяров и магистров (II Партида, XXXI, II), обеспечивают труд магистров большой оплатой (II Партида, XXXI, III), а магистры сами наделяются особыми привилегиями и освобождаются от повинностей и налогов. Согласно Закону VIII, став магистром, человек получает рыцарский титул кабальеро и называется «сеньор законов». После же двадцати лет преподавания магистры наделяются «герцогскими почестями». Императоры и короли не должны закрывать перед ними двери, а судьи обязаны признавать их авторитет приветствием (II Партида, XXXI, VIII).

Что касается школяров, то законы кастильского короля заботливо регулируют процесс обучения (II Партида, XXXI, IV) и условия жизни обучающихся (II Партида, XXXI, V). Они обладают определенными привилегиями: могут создавать между собой собрания и братства (II Партида, XXXI, VI), могут после завершения обучения стать магистром и получить лиценцию на преподавание (II Партида, XXXI, IX), их может судить магистр или епископ, или судья фуэро в зависимости от их пожелания (II Партида, XXXI, VII).

Дарование Альфонсо X особых привилегий магистрам и школярам означало формирование университета как корпорации учащихся и обучающих. По мнению Денисенко, именно во второй половине XIII – первые десятилетия XIV вв. на иберийском полуострове оформляется система льгот и привилегий, очерчивающих границы университетского самоуправления и социально-правовой статус лиц, составлявших университетскую корпорацию20. Это прямо относится и к Португалии, в которой в конце XIII в. был образован собственный университет.

Информация о работе Структура правовых актов средневековой Португалии