Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 18:02, реферат
Вопрос о происхождении славян считается
одним из основных вопросов в истории Восточной и
Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого
многомиллионного народа, " расселявшегося на
огромных пространствах Европы и Азии от лазурной
Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных
степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до
хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана",
не могут определить место, откуда он вышел.
Теория происхождения славян
Вопрос о происхождении славян считается
одним из основных вопросов в истории Восточной и
Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого
многомиллионного народа, " расселявшегося на
огромных пространствах Европы и Азии от лазурной
Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных
степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до
хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана",
не могут определить место, откуда он вышел.
Одна из причин этого, по словам В. П.
Кобычева, - отсутствие сколько-нибудь полноценных
письменных источников о славянах до середины 6
века н.э.
В настоящее время в состав славянских
народов входят русские, украинцы, белорусы, поляки,
чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы,
словенцы. Но на первоначальном этапе существовала
еще масса групп и племен славян, которые были
известны в Греции, Малой Азии, Северной Африке,
некоторые селились даже в Испании. Но в
последствии они были уничтожены, либо
ассимилировали, например, как поморские славяне,
подпавшие под власть Тевтонского ордена в 12-14
веках.
Несмотря на вроде бы разрозненность и
разбросанность славянских племен, все-таки
славянские племена представляли из себя единое
целое. Летописец " Повести временных лет" в начале
своего труда писал: "... Был один народ славянский"
("Бе един язык словенск") .
Проблему составляет не только определить
прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их
происхождении. По этой проблеме существует
множество версий, однако, ни одну из них нельзя
признать полностью достоверной.
На рубеже 19-20 веков языковед И. А. Бодуэн де
Куртенэ выдвинул предположение о происхождении
этнонима славяне. По мнению этого исследователя,
название славяне возникло вначале в среде римлян,
захвативших на восточных границах славянского
государства множество рабов, вторая половина
имени которых оканчивалась на слав: Владислав,
Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окончание
римляне превратили в нарицательное название
всякого раба вообще (в поздней латыни раб sclavas) , а
в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство
этих рабов. От римлян это было затем усвоено и
самими славянами.
Эту теорию впоследствии сильно развили
немецкие ученые-националисты, использовавшие ее
для принижения роли культуры и значения славянских
народов в истории раннесредневековой Европы.
Однако у этой теории есть множество слабых сторон.
Например, такой факт, что Римская Империя,
существующая уже множество веков, ведущая
постоянные войны, в ходе которых она брала
огромное количество пленных - рабов, вдруг обратила
внимание на пленных славян, и по их имени стали
называться все рабы. Далее, невозможно, по словам
В. П. Кобычева, объяснить, каким образом
оскорбительный для себя термин восприняли все
славянские народы, в частности восточные, которые
ни под прямым, ни под косвенным владычеством
римлян никогда не находились. Плюс, сам автор
гипотезы исходит из того, что корень слав является
исконно славянским, следовательно, славянам не
было никакой нужды заимствовать это слово у кого бы
то ни было - оно и без того у них имело самое широкое
хождение.
В своей книге " Мир истории " Б. А. Рыбаков
рассматривает вопрос о происхождении государства
Киевская Русь.
При этом он говорит, что " первым вопросом,
без решения которого мы не можем приступить к
анализу процесса превращения первобытного
общества в классовое, является вопрос о
происхождении славян в его географическом,
территориальном аспекте: где жили " первославяне,
какие города были их соседями,..., каким путем шло
дальнейшее расселение славянских племен... "
Именно с точки зрения ответа на этот вопрос я буду
рассматривать книгу Б. А. Рыбакова в своей работе.
Рыбаков в своей книге " Мир истории" пишет,
что славянские народы принадлежат к древнему
индоевропейскому единству, включавшему такие
народы, германские, балтийские (" литовско-
латышские") , романские, греческие, индийские
("арийские") и др., раскинувшиеся еще в древности на
огромном пространстве от Атлантического океана до
Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного
моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы
занимали еще не всю Европу и не заселили еще
Индостан.
Рыбаков считает, что приблизительным
геометрическим центром первоначального
"индоевропейского массива" была северо-восточная
часть Балканского полуострова и Малая Азия. Те
племена, из
которых путем постепенной
образовались праславяне, обитали почти на краю
индоевропейских пространств, севернее горного
барьера, который отделяет южную Европу от
Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на
востоке Карпатами.
Славянский народ считается в истории
сравнительно молодым. Под собственным именем
они впервые упоминаются в письменных источниках
лишь с 6 века. Впервые имя славян в форме oxhabnvos
мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около 525 г.
Главной образующей силой праславянского
народа следует считать стихийную интеграцию более
или менее родственных племен. Хотя, несомненно,
имело место и естественное размножение и
колонизация новых пространств. То есть, по словам
Рыбакова, создало славянский народ не размножение
одного единственного племени. Говоря о причинах
обособления славянского народа от индоевропейской
группы, Б. А. Рыбаков называет, например, такое
общеевропейское событие: На рубеже 3-4
тысячелетий до н.э. в северной половине Европы (от
Рейна до Днепра) усиливалось скотоводческое
пастушеское хозяйство, быстро возникает
имущественное и социальное неравенство. Крупный
рогатый скот становится символом богатства (в
старом русском языке " скотница" - казна) , а легкость
отчуждения стад ведет к войнам и неравенству
племен и вождей, тем самым нарушается
первобытное равенство. Начавшаяся повсеместно
борьба за стада и пастбища привела к широчайшему
расселению пастушеских племен не только по
Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до
Средней Волги. Расселение велось отдельными,
самостоятельно действующими племенами.
Важно отметить, что в момент расселения
(первая половина 2 тысячелетия) еще не было ни
славянской, ни германской, ни балтийской общности;
все племена перемешивались и меняли соседей по
мере постепенного движения.
"Примерно к 15 веку до н.э. расселение
прекратилось, "- утверждает Рыбаков. Вся зона
европейских лиственных лесов и лесостепей была
занята индоевропейскими племенами. Началась
новая, оседлая жизнь, в ходе которой складывались
различного рода связи между соседствующими
племенами, а также особенности развития отдельных
племен. Впервые на таком большом пространстве
начали складываться новые родственные друг другу
языки.
В научном поиске древнейших судеб славянства
новое место принадлежит лингвистике. Лингвисты
определили: 1. что отделение праславянских племен
от родственных или соседних индоевропейский
племен произошло около 4000-3500 лет назад; 2. по
данным языка лингвисты установили, что соседями
славян из индоевропейских народов были германцы,
балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты и т.д.
3. судя по общим всем славянским народам
обозначениям элементов ландшафта, праславяне
проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где
были поляны, озера, болота, но не было моря; где
были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких
гор.
Однако тут следует обратить внимание на то,
что природные зоны, отвечающие этим
лингвистическим определениям, размещены в Европе
шире, чем можно предполагать славянскую
прародину. Праславяне занимали лишь часть того
пространства, которое отразилось в их древних
наречиях.
В настоящее время родиной славян признается
область, простирающаяся к северу от Карпат. Но при
ближайшем определении ее границ ученые весьма
существенно расходятся между собой. Например,
один из основоположников славяноведения, чешский
ученый Шофарик проводил границу славянской
прародины на западе от устья Вислы к Неману, на
севере - от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на
востоке - до Дона. Далее она, по его мнению, шла
через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы
и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю.
Один из представителей русского
языковедения академик А. А. Шахматов искал
прародину славян в бассейне западной Двины и
нижнего Немана, откуда, по его мнению, славяне
позже передвинулись на Вислу, а затем уже
расселились по разным направлениям и затем
области, в которых сформировались современные
славянские народы.
Первая версия получила название висло-
одерского варианта. Польский археолог Стефан
Носек, сторонник этого варианта, предложил
обратиться к археологическим материалам того
времени, когда славянский народ отсоединился от
основной группы индоевропейских племен. Внимание
археологов привлекла тишнецкая культура 15-12
веков до н.э., которая была хорошо известна на
территории Польши между Виспой и Одером.
Однако другой польский археолог Александр
Гардавний, а также ряд украинских археологов
установили, что тишнецкая культура
распространяется и на пространство восточнее
Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на
левый его берег.
Таким образом, на основе объективных
археологических материалов спор был решен в пользу
объединения обоих вариантов. Хотя окончательно
вопрос о точных границах прародины праславян по-
прежнему не решен.
В своих лекциях " Происхождение славян " М. И.
Артамонов говорил о том, что наиболее
разработанным является вопрос о западной границе
праславянской территории, которую проводят от
моря по Одеру до реки Варты и далее по этой реке и
Висле и по ней до реки Сала. На севере праславяне