Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат
Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).
Тема 1. Предпринимательство в
1.1. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси
Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).
Неблагоприятные природно-климатические условия, соседство с основными путями миграции кочевых племен с Востока на Запад по степям Прикаспия и северного Черноморья наложили след на формирование хозяйственной культуры восточных славян.
Леса, покрывающие в
тот период основную часть
Среднерусской равнины,
Большое значение в жизни славянских племен играли реки. Они были центрами хозяйственной жизни, на их берегах строились города. Реки давали пищу, служили основными транспортными путями, вовлекая окраинные славянские земли в экономические связи с другими странами.
Южные степи были
во многом враждебны нашим
предкам, так как являлись «
Постепенное продвижение
на север Европейской части,
освоение новых земель, где было
сравнительно короткое лето и
длинная, суровая зима, требовали
определенной
Колонизация огромных европейских пространств славянами не носила агрессивного характера, не сопровождалось грабежами и истреблением соседних народов. Терпимость и миролюбие привело к установлению добрососедских отношений с малочисленными соседями (меря, чудь и др.).
Образование древнерусского
государства в 882 г. во многом было обусловлено
предпринимательским духом
Понятие предпринимательство было введено в обиход Адамом Смитом и означало вид деятельности, направленной на получение прибыли и связанной сриском. Эти главные моменты присутствуют во всех позднейших определениях предпринимательства.
Оно может подразделяться
на: торговое, промышленное, банковское
и прочие виды; быть коллективным или
индивидуальным; по масштабам относится
к мелкому, среднему и крупному. Однако
предпринимательская
Для развитой стадии предпринимательства характерны тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора способа действий, использование при необходимости наемного труда.
В средние века, когда господствовало
натуральное хозяйство, рыночные отношения
были слабыми, существовало внеэкономическое
принуждение, можно наблюдать лишь
начальный этап развития предпринимательства.
Хотя он и сыграл определенную роль
в становлении в буржуазном обществе
предпринимательства в «чистом»
виде. Древнейшим и главным видом
предпринимательской
Формирование классовых
отношений, укрепление
Весной к Киеву приплывали
огромные долбленые лодки из Смоленска,
Чернигова, Новгорода, пока была высокой
вода, дозагружались в Киеве
Взаимоотношения с Византией не всегда были мирными. С IХ по середину ХI вв. киевские князья совершили шесть походов на Константинополь. Они большей частью вызывались стремлением Руси восстановить или поддержать торговые сношения с южным соседом. Походы завершались, как правило, подписанием торговых договоров.
Об особенностях торговли русских купцов в Константинополе свидетельствует, например, договор 907 г., заключенный князем Олегом с византийскими императорами (их было тогда два — Лев и Александр). В нем прежде всего было обусловлено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием. Видимо, в целях предосторожности приезжавшим купцам разрешалось жить только в предместье, у монастыря св. Мамы, но не в самой столице. Они предварительно переписывались греческими властями и могли войти в город только через одни, специально для этого выделенные, ворота. Ставилось также условие, чтобы купцы и их слуги были без оружия; входить в город они могли группой не более 50 человек, в сопровождении «царева мужа», т.е. местного чиновника. Наконец, русским купцам не разрешалось зимовать в пределах Византии. Вероятно, византийцы побаивались прибывших, даже приходивших на законных основаниях.
Уже в этих договорах купцов, торговавших за границей, называли «гости». Эта была элита русского купечества, просуществовавшая до первой четверти XVIII в.
Наряду с Византией, русские
купцы торговали с Хазарским
каганатом, возникшим в VII в.( его
власть простиралась от Крыма и Каспия
до средней Волги; столицей Хазарии
был город Итиль в устье
Волги, рядом с современной
Главными предметами торговли
русского купца являлись хлеб, мед,
воск, меха. Следует заметить, что
меховая одежда была в большой
моде при дворе халифов и у
богатых арабов. Со своей стороны,
восточные купцы предлагали украшения,
вина и пряности, пользовавшиеся устойчивым
спросом на Руси. Кроме того, через
хазар на Русь поступало серебро
и серебряные арабские деньги дирхемы,
которые имели широкое
Примерно в Х I в., ко времени уже довольно широких деловых операций с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через южную Русь еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли пути по средиземноморью и Южной Европе.
В 988 г. Русь приняла православное христианство, это возвысило ее авторитет среди других народов Европы и Азии.
Принятие христианства в
форме византийского
На первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на обширные прицерковные площади. В день ее открытия перед храмом поднимался крест или флаг. Это означало, что торг охраняется церковью или княжеской властью. Непременным участником торга был мытник — сборщик торговой пошлины, называемой «мыто».
Торговля была как ярмарочная
(обычно сезонная), так и базарная
(регулярная, по выходным и праздничным
дням). В самом Киеве насчитывалось
40 церквей и 8 рынков. Рынок — торг,
торжище, торговище — занимал
центральное место в русском
городе. Здесь проходили народные
собрания, делались все важнейшие
сообщения (в том числе закликались
распоряжения князя), узнавались новости.
Торговые операции могли осуществляться
на рынке только при свидетеле
— весовщике, собиравшем весовой
сбор в пользу местного князя. Пользоваться
собственными весами торговцам не разрешалось.
Официальные меры длины (локоть и
т.д.), а так же коромысловые весы
хранились в церквях под
На социальной лестнице представители купечества стояли следом за боярством, дружинниками и чиновниками князей. Согласно «Русской Правде» Ярослава Мудрого их жизнь оценивалась в 40 гривен серебра либо в 10 гривен — по договору Новгорода с немецкими городами 1191 – 1192 гг.
В ХI – XII вв. широкое распространение
получила торговля в кредит, о чем
свидетельствует «Русская Правда».
Кроме того, в Киеве и других
древнерусских городах
С середины XI в. характер купеческой торговли меняется. Половцы и турки- сельджуки перехватили пути на юг и на восток. Торговые связи Западной Европы и Ближнего Востока вновь перемещаются в Средиземноморье. Торговое значение Киева падает, на первое место с усилением значения деловых связей по Балтике и Волге выходят Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-на-Клязьме. На изменение направлений торговой деятельности повлиял и подъем ремесленного производства в русских городах. Видное место в ассортименте купцов, в том числе и гостей, занимают изделия русских мастеров.
На зарубежные рынки
вывозились главным образом
Говоря о торговле в Киевской Руси, нельзя не указать на то, что наши предки пользовались в основном иностранными деньгами. В VIII – Х вв. это были арабские дирхемы, поступавшие из Хазарии, но в конце Х – начале XI вв. их поступление на Русь прекратилось.
Причинами такого прекращения были, во-первых, прекращение торговли по Волге из-за разгрома Хазарского каганата, а, во-вторых, прекращение чеканки серебра на Востоке в XI . («Серебряный кризис»).
Крайне редкими в
этот период были монеты
Первая попытка создать русскую монету была предпринята только в конце Х в. Вероятно, главную роль играли политические мотивы, т. е. провозглашение тем самым суверенитета нового государства. Инициатором был великий князь Владимир I. Это были «злотники» и «серебренники». В ХI в. в обращении появились серебряные монеты князя Ярослава, серебренники Святаполка и др. Они также в основном имели политическое значение.
На златниках и сребренниках Владимира на обратной стороне — его имя и изображение Иисуса Христа, на другой — портрет князя и родовой знак.
Злотники весили 4 грамма.
Этот вес стал потом под
именем золотника единицей
Торговое значение
имели европейские серебряные
монеты, проникавшие в ХI –
в начале XII вв. на территорию Руси
через Литву и Новгород. Это
были серебряные денарии из
германских городов и
На местных рынках долгое время применялись деньги — серебряные слитки, «гривны». Кроме весового понятия гривна постепенно приобретает денежно-счетное значение, то есть начинает приравниваться к определенному числу монет.
Итак, Русь знала гривну — единицу веса, гривну серебра, т.е. кусок серебра в 1/2 фунта весом (новгородская гривна) и гривну кун, т.е. денежную гривну, определенное количество монет. Вес гривны кун со временем менялся, но всегда был меньше фунта. Известно, что гривны кун дробились на более мелкие единицы: 20 ногат, 25 кун, 50 резан. Самой меньшей денежной единицей была векша. Предполагают, что в гривне кун содержалось 100 векш.
Первый рубль появился на свет в ХIII веке. Это был удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 грамм, грубо обрубленный по концам. Разрубленный пополам он стал называться полтина (половина), а деленный на 4 части — четверть. От слова «гривна» позднее образовалось слово «гривенник», т.е. одна десятая доля рубля.
Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси