Существенные ограничения
на частную коммерческую деятельность
накладывало государство, стремившееся
поставить под свой контроль этот
выгодный бизнес. Согласно установленному
порядку, любой ввозимый иностранным
купцом товар предъявлялся специальным
должностным лицам, которые составляли
его опись и отбирали часть
для царской казны. Предполагалось,
что эта часть покупалась государством
и должна была быть полностью оплачена,
однако ввиду многочисленных злоупотреблений
товар чаще оплачивался не полностью.
Оставшаяся часть товара после уплаты
ввозных пошлин допускалась к
свободной реализации. Такой порядок
снижал обороты торговли с иностранцами,
а также побуждал последних к
завышению цен, в которые закладывался
риск потерь.
Значительный ущерб
торговле наносили также многочисленные
привилегии отдельным иностранным
гражданам за особые заслуги,
состоявшие обычно в посредничестве
при установлении связей с
иностранными правительствами, переводах,
участии в посольствах. Так,
в 1653 г. взяли на откуп вывоз
юфти и конопли голландские
купцы Фоглер и Кленк. В 1649
г. смола беспошлинно была отдана
на откуп Виниусу. При этом
нарушались нормальные условия
торговли и использовались методы
недобросовестной конкуренции. Например,
в 1618 г. нидерландский резидент
Исаак Масса доносил своему
правительству, что ему удалось
осрамить англичан перед московским
правительством.
Становление централизованного
государства позволило приступить
к созданию единой системы мер
и весов, необходимой для успешного
развития товарообмена. На Руси меры веса,
объема и длины были самыми разнообразными
и отличались большой неточностью.
Часто, особенно в отдельных регионах,
чувствовалось иностранное влияние,
что объясняет использование
таких единиц измерения, как фунт,
ласт и пр.
(Высшая единица веса
— берковец — содержала 10 пудов,
в пуде (16,38 кг) было 40 гривен (фунтов);
в гривне (409,5 г) — две гривенки
скаловые; в скаловой гривенке (204,8
г) — 48 золотников; в золотнике
(4,266 г) - 25 почек, позднее 96 долей.
Для определения веса
использовались весы, безмены, контари,
терези и скалы. Безмены —
простейшие рычажные или пружинные
весы. Терезями назывались большие
базарные весы для взвешивания
целых возов. Скалами назывались
маленькие аптекарские весы для
взвешивания золота, серебра, драгоценных
камней и аптечных продуктов.
Сыпучие продукты измерялись
по объему, а не весовым способом.
Имелись специальные меры объема
сыпучих продуктов, сохранившие
свое значение вплоть до ХIХ-ХХ
вв.: оковы (бочки), четверти, осьмины и
четверики. Линейные меры составляли версты,
сажени, аршины и локти.
Жидкости измерялись бочками,
котлами, ведрами (12,32 л), жбанами, корчагами,
ендовами, кружками, чарками и т.д.
Эти меры в большинстве своем
были неопределенными. Как сейчас мешок
может составлять 40 кг, а может
— 50 кг, так и тогда котел мог
быть меньше трех ведер, а мог быть
свыше 20 ведер. Так же дело обстояло
с остальными мерами. Поэтому цена
назначалась в каждом конкретном случае.)
Ввиду неточности мер
в расчетах царил беспорядок
и произвол, сделки совершались
в основном на глаз. Купцы обычно
покупали товар возами, лодками,
стругами, целыми складами, не стремясь
к точным подсчетам. Существовало
даже поверье (говорят, позаимствованное
у восточных народов), что точное
измерение вредит торговому счастью.
Этим, кстати, пользовались европейские
купцы, обмеривавшие и обвешивавшие
русских. Плутовали и русские
купцы; порядочность и честность
в совершении сделок, контролировавшиеся
в прошлые периоды церковью, забывались.
Образование централизованного
государства и формирование национального
рынка требовали создания единой
денежной системы. В период
феодальной раздробленности отдельные
княжества иземли самостоятельно
чеканили самые разные денежные
знаки, на денежную систему
Руси оказали существенное влияние
и татарские деньги. Деньга Московского
княжества сохраняла свое значение
и в годы формирования централизованного
государства, хотя постепенно
обесценивалась. При Дмитрии Донском
деньга весила 24 доли (1,06 г), при Иване
III — уже не более 9 долей (менее 0,4 г). К
началу XVI в. монеты потеряли еще примерно
15% своего веса. Новгородская деньга —
новгородка — весила вдвое больше, чем
московская, — московка. В Новгороде к
чеканке денег вообще относились более
строго, чем в Москве, хотя начали ее только
в XV в. До этого в обращении ходили заграничные
денежные знаки. При Иване III из гривенки
(48 золотников серебра, равные примерно
204,8 г) чеканилось 260 монет-новгородок.
Таким образом, монета имела весовое содержание
0,786 г серебра.
Денежную систему упорядочили
только в 1535 г. — во время регентства
Елены Глинской — матери Ивана
Грозного. Были введены стандарты
веса, оформления и соотношения денежных
знаков. Из гривны серебра стали
чеканить 300 денег (вес новой монеты
составлял 0,68 г). На этих монетах было
изображение Георгия Победоносца
с копьем, они стали называться
копейными или копейками. Оставались
в обращении и прежние московки,
на которых сохранилось изображение
всадника с мечом ( мечевые деньги).
Копейки были примерно вдвое тяжелее
мечевых денег, на рубль уходило
приблизительно 16 золотников серебра.
Более мелкие монеты — полушки
— равнялись 0,5 московской деньги и
имели изображение птицы. С появлением
копеек полушки стали составлять
0,25 копейки. С XV в. чеканилась серебряная
монета алтын, которая равнялась 6 московкам,
после реформы она приравнивалась 3 копейкам.
Только в конце XVI в. на монетах начали
чеканить год выпуска "от сотворения
мира".
Развитие внутреннего
и внешнего рынков усиливало
потребность в средствах обращения,
а отсутствие собственных месторождений
благородных металлов вызывало
серьезные затруднения. В этих
условиях государство справедливо
рассматривало в качестве основного
их источника внешнеторговую
деятельность и активно занималось
ею. Доходы от казенных монополий
во внешней торговле и таможенные
пошлины поступали в иностранных
серебряных монетах. С 1654 г., при
Алексее Михайловиче, иностранные
серебряные деньги — иоахимсталеры
(ефимки) — стали перечеканиваться
с выгодой для государства
в русскую монету. При реальном
содержании серебра на 42 копейки
из одного иоахимсталера получали
при перечеканке 64 копейки.(См. Никитина
С.К. История российского предпринимательства.
М.: «Экономика». 2001. с. 75 – 77).
С целью создания
единого всероссийского рынка
и, в то же время, борьбы
с сепаратизмом великокняжеская,
а затем и царская власть
продолжали проводить широкую
переселенческую политику. Как отмечалось
ранее, после присоединения Новгорода
к Московской Руси в центральные
районы страны была переселена
большая группа новгородских
купцов. При Иване Грозном из
Новгорода в Москву выехало
145 семей, через два года —
еще 100 семей. Видимо, из этих
переселенцев и образовалась
в Москве влиятельная «Новгородская
сотня», известная с конца XVI в.
Произведен был также свод, то есть переселение,
из Пскова после присоединения его в 1510
г. к Московскому государству. Эти переселенцы
образовали свой квартал «псковичей»
в районе Сретенки. В 1518 г. ими была поставлена
церковь Введения, которая и сделалась
религиозным центром их поселения. В 1569
г. Иван Грозный свел в Москву еще 500 человек
из Пскова. Среди них были лица очень состоятельные.
Например, псковский человек Гаврило Алексеев
в 1578-1579 гг. пожертвовал Кириллову монастырю
каменную лавку с погребом в наиболее
богатом из московских рядов — суконном.
Наконец, крупное значение имел перевод
в 1514 г. на жительство в Москву большой
группы богатых смоленских купцов, образовавших
здесь особый разряд «смольнян», занимавший
в деловой иерархии Москвы второе место
после гостей.
Переселения не только способствовали
сосредоточению в Москве крупных
капиталов. «Сведенцы» сохраняли деловые
связи с городами, откуда были родом:
двинские везли свои товары и деньги
на Двину, устюжане обогащали своими
вкладами святыню родного Устюга
— Михайло-Архангельский монастырь.
Аналогичные последствия имел перевод
на жительство коренных московских купцов
в другие города. Московские гости
составляли влиятельную колонию
в Новгороде: среди них можно
было встретить представителей таких
богатых купеческих семей, как сурожане
Таракановы и известные своей
строительной деятельностью в Новгороде
Сырковы. Переселенцы из Москвы жили
на торговой стороне в Плотницком
конце. Здесь, на месте старой церкви,
они совместно с новгородскими
торговцами построили в 1536 г. церковь
Бориса и Глеба. После взятия Пскова
Василий III перевел туда на жительство
более 100 иногородних купцов. Были московские
переселенцы и в Твери. Перевод московских
торговых людей в бывшие центры самостоятельных
княжеств и республик имел, несомненно,
и экономическое и политическое значение,
способствуя укреплению связей между
отдельными регионами страны и столицей
и, в конечном счете, формированию всероссийского
рынка. Москва становилась, таким образом,
местом, куда сходились нити деловых отношений
на Руси. Это, в свою очередь, способствовало
складыванию в стране единого хозяйственного
пространства.
Москва XVI в. — это уже
крупный экономический центр, обслуживающий
не только местное население, но и потребности
всего государства. Значительный подъем
переживала московская торговля, центром
которой стал Китай-город. Когда в 1535 г.
была построена китайгородская стена,
появилось распоряжение ввести все торги
в «город». Вдоль Красной площади перед
Кремлем протянулись ряды, каждый из которых
предлагал определенный вид товаров. Оптовая
торговля велась в гостиных дворах, куда
обязаны были свозить свои товары иногородние
и иноземные купцы. Для продажи в рядах
использовались амбары, погреба, лавки,
прилавки, полки, шалаши, столы, скамьи,
рундуки (лари с поднимающейся крышкой).
Торговавшие в отдельном ряду составляли
корпорацию, возглавляемую старостой.
В лавках, принадлежавших посадским жителям,
торговлю вели либо сами хозяева, либо
их сидельцы. Церкви и монастыри, многие
из которых были владельцами пожертвованных
лавок, нередко сдавали их внаем.
Торговля велась также
на ярмарках и рынках. Они могли
быть годовые, еженедельные и
ежедневные (в городах). Первые два
типа были непосредственно связаны
с церковными праздниками и
располагались вблизи монастырей.
Связь деловых отношений с
церковной жизнью наблюдалась
и в специфике торговли съестными
припасами. Широкий спрос на
одни из них, как, например,
рыбные продукты, определялся обычаем
употреблять рыбу во время
многочисленных постов. «Обычай
свято сохранять посты, установленные
церковью, — писал Н. И. Костомаров,
— развил у нас повсеместно
рыбные промыслы и рыбную торговлю.
Не было реки или озерца, где
бы не занимались рыболовством;
не было базара, где бы рыба
не была самым обыкновенным
товаром» (Костомаров Н.И. Очерки
торговли Московского государства
в XVI – XVII столетиях. СПб., 1889. с. 272.)
Подъем московской
торговли вызвал постройку при
Борисе Годунове новых торговых
рядов. Они представляли собой
длинное каменное одноэтажное
здание углом; лавки размещались
под сводчатыми арками, ниже которых
находились кладовые, где купцы
хранили товары. За лабиринтом
тесных и извилистых улочек
Китай-города, застроенных деревянными
и каменными лавками, подымались
здания гостиного двора с помещениями,
отдававшимися внаем приезжим
иногородним и иноземным торговым
людям. В Китай-городе были
расположены и дворы иностранных
купцов.
Тема 1. Предпринимательство в средневековой
Руси ( IX – XVII вв.)
1.3. Российские купцы
и промышленники XVII в.
Новое столетие для русского
государства было связано с тяжелыми
испытаниями, связанными с неурожаями,
крестьянскими восстаниями, польской
и шведской агрессией. В истории
название периода с 1598 по 1613 гг. закрепилось
как «смутное время».
Благодаря мужеству
и патриотизму простого народа
удалось изгнать чужеземцев и
обеспечить умиротворение страны.
Но еще долгие годы пустовали
заброшенные поля, а на дорогах
«пошаливали» шайки разбойников,
грабившие не только торговый
люд, но и всякого проезжего.
Воцарившись в 1613 г.
на русский престол, Михаил
Федорович Романов высказывал
упреки торговым людям за то,
что они не оказывали в трудную
годину должной помощи народному
ополчению К. Минина и Д.
Пожарского. Нередко приходилось
принудительно взыскивать средства
с купечества.
В первые годы правления
Михаила Романова для пополнения
государственной казны производился
сбор чрезвычайных налогов с
торгово-промышленного населения страны.
Однако неудачная Смоленская
война 1632 – 1634 гг. болезненно отразилась
на начавшей возрождаться экономике
страны. Провал «соляной реформы»
1646 г. с возвратом в последующем
налогов за 3 года привели к
разорению малоимущих слоев и росту
недовольства.
После кратковременного
затишья в 1654 – 1667 гг. началась
долгая и изнурительная война с Речью
Посполитой.
«Медный бунт», вызванный
заменой чеканки серебряных денег
медными, был жестоко подавлен. Однако
дальнейшие преобразования типа церковной
реформы патриарха Никона и последовавший
за ним раскол еще больше накалили
социальные противоречия. Завершением
«бунташного века» стала крестьянская
война под руководством Степана
Разина — яркое проявление недовольства
усилившимся закрепощением крестьянства..
Каково же было состояние
купечества к середине XVII в.?
В 1649 г. элита делового мира
России состояла из 13 гостей, 158 человек
гостиной и 116 человек суконной сотен.
Гости, помимо своего богатства (их капиталы
составляли от 20 до 100 тыс. руб.), сохраняли
права на заграничную торговлю, приобретение
вотчин и подсудность непосредственно
царю. Торговые люди, вступавшие в сотни,
освобождались от посадского тягла
и исключались из юрисдикции местных
властей. Однако раз в 2 – 6 лет (в
зависимости от количества членов сотен)
они, как и гости, были обязаны
выполнять правительственные поручения:
в таможенной и налоговой службах,
покупке товаров для казны, управлении
государственными промысловыми предприятиями
и т. д. К концу царствования Алексея
Михайловича численность гостей
составила 30, а людей гостиной и
суконной сотен – 200 человек в каждой.
Черная сотня составляла
низший слой купечества. На одинаковом
положении с черной сотней находились
посадские люди — мелкие городские
торговцы. Особое положение занимали
слободские люди. Так назывались мелочные
торговцы и ремесленники, жившие за
стенами города белыми слободами, объединяясь
в отдельные корпорации по профессиональному
признаку. Первоначально они принадлежали
монастырям и не облагались государственными
налогами и тяглом. Соответственно
жизнь в белых слободах была легче,
и слобожане составляли серьезную
конкуренцию посадским, вызывая
возмущение последних. На основании
Соборного уложения 1649 г. белые слободы
были ликвидированы путем конфискации
их у церкви и передачи городам, а
жители белых слобод и посадов
были уравнены в правах. Посадские
люди и слобожане в отличие
от "крестьян" именовались "людьми"
и занимали более высокое социальное
положение.