Разделение '' регулярных граждан
'' на две гильдии положило начало
становлению гильдейского купечества,
и одновременно позволило государству
жестко контролировать его деятельность.
Первую гильдию составляли крупные
купцы, ростовщики, ювелиры, горожане ''интеллигентных''
профессий — живописцы, иконописцы,
доктора, аптекари; во вторую были включены
торговцы мелочным товаром и ремесленники.
Отказавшись от сохранения искусственно
замкнутых старинных разрядов ( гости,
гостиная сотня, суконная сотня), государство
взяло курс на расширение зажиточной
части посадского населения, поощрение
крупного купечества, хотя не вывело его
из тяглого состояния. Уже в конце
первой четверти 18 столетия гильдейские
купцы с торговым оборотом, превышающим
500 рублей в год, получили значительные
льготы.
В начале 18 в. российское
купечество значительно расширяет
объем и масштабы торговых
операций как внутри страны, так
и на внешнем рынке. (Тенденция
расширения торговли действовала
на протяжении всего 18 в. и
была характерна не только
для России, но и для других
стран Европы, дав основания для
последующего названия этого
столетия ''веком торговли'').
Развитию торгового
предпринимательства в России
способствовало расширение купеческого
кредита, сближавшегося, несмотря
на специфику, с ростовщичеством.
Высокий процент выплат по
торгово – заемным операциям,
достигавший порой 2/3 прибыли,
тормозил рост торгового капитала
купцов, его сближение с производством,
но побуждал купцов – коммерсантов
в целях своевременного возврата
денег, взятых в кредит, вновь
и вновь вкладывать их в
торговлю, обеспечивавшую быстрый
оборот капитала Внутренняя торговля
петровской эпохи также как
и в 17 в. осуществлялась на
нескольких уровнях. В небольших
городах и сельских уездах
торговые операции осуществлялись
периодически на торгах и мелких
ярмарках; в торговых рядах Москвы
и других крупных городов велась
ежедневная торговля; оптовая торговля
крупного купечества проводилась
на ежегодных ярмарках всероссийского
значения. В целях развития внутренней
торговли в первой четверти 18
столетия государством был предпринят
ряд шагов: начинается строительство
речных каналов, предназначенных для
соединения между собой водных путей различных
речных бассейнов; расширяется купеческое
самоуправление в городах; в Петербурге
почти сразу по основании города в 1703 г.
была учреждена биржа как место регулярных
собраний купечества для заключения торговых
сделок, информации о товарах и ценах.
В годы правления
Петра 1 еще большую роль в
жизни страны стала играть
внешняя торговля. Пристальное внимание
к внешней торговле было характерно
для меркантилистских концепций,
которыми в 18 в. руководствовались
европейские государства и которые
разделял Петр1. Не случайно годы
его правления стали апогеем
меркантилистской политики.
Меркантилизм — это экономическая
политика эпохи первоначального накопления
капитала, отражающая интересы торгового
капитала.
Меркантилисты считали, что
прибыль создается в сфере
обращения, а богатство нации
заключается в деньгах, поэтому
меркантилистская политика была направлена
на привлечение в страну возможно
большего количества золота и серебра.
Особая роль в активизации торгового
баланса, привлечении денег в
казну принадлежала внешней торговле,
первоочередная ориентация на которую
оставалась неизменной в экономической
политике России 18 столетия. В этих
условиях выход России к морским
торговым путям осознавался как
важнейшая национальная задача. Однако
активизация внешней торговли не
могла быть решена только путем военного
прорыва к морским торговым путям.
Для ее решения необходимо было обеспечивать
условия и для накопления капиталов
отечественными коммерсантами, и для
овладения русскими купцами современными
формами заграничной торговли, и
для развития торгового судоходства,
и для ускорения интеграции России
в складывающийся мировой рынок.
Пока же торговля с европейскими государствами
почти полностью находилась в
руках иностранных купцов. (На долю
русского купечества приходилось не
более четвертой части экспорта
страны). Огромное значение правительство
уделяло торговле со странами Западной
Европы. В целях ее развития важное
значение имело и строительство
Петербурга; и переориентация главного
внешнеторгового направления с
Белого моря на Балтику (путь из Петербурга
в Англию и Голландию — страны,
которые были главными торговыми
партнерами России, — был много
короче, чем из Архангельска); и административные
меры правительства на ускорение
развития торговли Петербурга (указ 1713
г., предусматривающий торговлю рядом
''заповедных товаров'' только через
Петербург и указ 1721 г., запрещающий
подвоз товаров к Архангельску с
внутреннего рынка). В результате
этих мер Петербург быстро превратился
в важнейший внешнеторговый порт
страны. Одновременно обеспечивалось
возрастание значения прибалтийских
портов — Риги, Ревеля, увеличивающих
торговые потоки в западном направлении.
Расширялись и торговые
связи с Востоком — Китаем,
Ираном, Турцией, Средней Азией.
В первой четверти 18 в. быстро
росло число русских консульств
за границей, государство способствовало
образованию русских купеческих
торговых компаний.
Положение предпринимателей,
действовавших в сфере торговли
в петровский период, было далеко
не простым .Постоянная потребность
государства в финансовых средствах,
особенно возросшая в период
неудач в ходе Северной войны,
порождала жесткую фискальную
политику по отношению к тяглому
населению, и в первую очередь
к купечеству. Резко возросли
прямые и косвенные налоги; государство
увеличивало доходы казны путем
монетных операций (установление
монополии государства в монетном
деле сопровождалось понижением
пробы серебра, уменьшением веса
монеты при сохранении ее номинала,
заменой мелкой серебряной монеты
медной). В целях повышения доходов
казны торговля рядом пользующихся
спросом товаров ( икра, рыбий
жир, табак, поташ, ревень, смольчуг,
смола, соль, свиная щетина, льняное
семя, юфть) была объявлена монополией
государства. Некоторые монополии
предоставлялись знатным дворянам,
приближенным к царю лицам,
часто иностранцам (порой они
откупались ими у казны); иногда
отечественные купцы также откупали
у казны или у представителей
дворянства (вторичные откупа) право
на торговлю тем или иным ''заповедным
товаром'' и сами становились монополистами.
Но в массе своей русское
купечество было лишено возможности
вести торговлю ходовыми товарами,
что негативно сказывалось на
развитии внутреннего рынка. Часто
государство вводило твердые
(подчас сильно заниженные) цены
на поставляемые купцами в
казну (в том числе и по
подрядам) товары. Насильственным путем
купцы объединялись в различного
рода компании, призванные обеспечить
соединение торгового капитала
с производством, (привлечение купеческих
капиталов к созданию частных
мануфактур). Многие купцы Москвы,
Архангельска в целях укрепления
северной столицы по указу
Петра 1 (часто вопреки их желанию)
переселялись в Петербург, теряя
при этом привычные рынки и
сложившиеся деловые связи; увеличивалось
число разного рода казенных
служб, отрывавших отечественных
коммерсантов от торговли. Государство
жестко регламентировало деятельность
купечества.
Правда, когда миновал
драматический период в ходе
Северной войны, близилось ее
окончание, шаги правительственной
политики смягчились. Государство
переходило к последовательному
осуществлению принципов протекционизма
(экономическая политика, направленная
на ограждение национальной экономики
от иностранной конкуренции) и меркантилизма.
В ходе осуществления этой политики большинство
торговых монополий было отменено, государство
пошло на значительное сокращение пошлин
на вывозимые товары, отменена была монетная
регалия, значительно сократилось количество
государственных служб для купечества..
Накопление торгового
капитала в стране создавало
условия для развития промышленной
деятельности, но само по себе
не обеспечивало ''плавного перетекания
капитала торгового в капитал
промышленный''. Однако острая потребность
в развитии крупного производства
— металлургической, текстильной,
суконной, кожевенной отраслей промышленности,
призванных обеспечить боеспособность
армии, ведущей напряженную Северную
войну за выход страны к
морю, определила активное участие
государства в развитии экономики,
его глубокое проникновение в
различные области хозяйственной
жизни. Необходимость развития
промышленности диктовалась не
только военно — политическими
задачами, но и хозяйственными
— стремлением к развитию эффективной
внешней торговли, к достижению
ее активного баланса, к привлечению
в страну золота и серебра
(главная задача политики меркантилизма).
Уже в первое десятилетие 18
в. правительством Петра 1 были
предприняты энергичные меры
по созданию казенных мануфактур,
обслуживающих нужды армии и
флота ('' железные'' и ''медные'' заводы
в Тульском, Каширском, Олонецком
районах, а также на Урале;
верфи, селитренные заводы, пильные
мастерские, парусно- полотняная
и суконная промышленность, кожевенные
заводы и т.д.). Одновременно именным
указом Петра 1 крупные купцы
явочным порядком объединялись
в компании, которым вменялось
в обязанность создание необходимых
с точки зрения государства
мануфактур. (Купеческие капиталы, накопленные
ранее торговлей, энергично привлекались
Петром 1 к промышленному производству).
В последующие годы (второе десятилетие
18 в) в условиях перелома, а
затем и близкого окончания
Северной войны налаживается
казенное производство и потребительских
товаров (возникают полотняные, шелковые,
писчебумажные, стекольные производства);
возрастает участие в промышленном
строительстве частного капитала
купцов, ремесленников, разбогатевших
крестьян. Частные предприниматели,
вкладывавшие средства в устройство
мануфактур, разработку недр, поддерживались
казной (освобождались от государственной
службы; получали беспроцентные
ссуды, пошлинные и податные
льготы, в некоторых случаях монопольные
права на выпуск определенного
вида продукции, льготные условия
снабжения инструментами и оборудованием,
возможность обеспечить выучку ''
работных людей'' на казенных заводах,
разрешение искать руды, не стесняясь
правами землевладельцев). В целях
поощрения частного предпринимательства
расширялась практика передачи
казенных предприятий в частные
руки. Начало такой практики положила
передача во владение Никиты
Демидова в 1702 г. Невьянского
металлургического завода на
Урале в обмен на обязательства
поставки в казну черного металла
и продукции из него в счет
погашения затрат на строительство
завода. (Именно с этого завода
началось создание “грандиозной
металлургической империи'' Демидовых
на Урале, насчитывающей к середине
столетия 26 железоделательных и
медеплавильных заводов. К моменту
получения Невьянского завода
Н. Демидов (сын кузнеца Демида
Антуфьева) был известен и как
талантливый оружейник, и как
предприниматель, основавший новые
заводы в Тульском районе, где
железоделательное производство
было основано еще в 17 в.
голландцем Виниусом. Покровительством
Демидова одно время пользовался
и родоначальник семьи горнозаводчиков
Баташевых — Иван Баташев,
усилиями которого был построен
липецкий чугуноплавильный завод,
ряд железоделательных заводов
в Тульском уезде.) Правда, предприятия
передавались частным владельцам
или компаниям на ''арендных'' условиях,
которые определялись и изменялись
государством и давали ему
право на конфискацию предприятия
в случае неисполнения предпринимателями
принятых на себя обязательств.
Часть предприятий
в первой четверти 18 в. основывалась
и без помощи правительства, ''капиталом''
самих владельцев. При этом доля
частного капитала (особенно купеческого)
в промышленном предпринимательстве
страны неуклонно возрастала. Видными
представителями промышленного
мира России становятся купцы
Евреиновы, Марковы, Павловы, Старцевы,
Затрапезновы и другие
В результате предпринимаемых
усилий страна осуществила огромный
рывок в экономическом развитии.
Петр 1 принял страну, в которой
было около 30 мануфактур, а оставил
после себя более 200 предприятий
мануфактурного типа. Сосредоточив
усилия на создании крупного
производства, Петр 1 вместе с тем
предпринял попытку перестройки
и ремесленного производства. В
соответствии с его указом 1722
г. городские ремесленники были
объединены в цехи. Создание цеховой
организации ремесла в России
происходило тогда, когда в
Европе эта организация уже
разрушалась, поэтому русские
цехи во многом отличались
от западноевропейских. Тем не
менее их создание позволило
усилить государственный контроль
за деятельностью ремесленников;
направить ремесленное производство
на изготовление изделий, необходимых
армии и флоту; превратить цехи
в своеобразную школу подготовки
кадров для крупной промышленности.
Создавая крупное производство
в стране, Петр 1 стремился защитить
отечественное предпринимательство
от конкуренции со стороны
иноземных товаров, поэтому правительство
придерживалось твердой политики
протекционизма. Специальными указами
запрещался ввоз той или иной
продукции из-за рубежа, производство
которой уже налаживалось в
России. Твердая и последовательная
политика протекционизма предопределила
введение таможенного тарифа 1724
г., который стал весьма эффективным
инструментом торгово-промышленной
политики и путем установления
гибкой системы ввозных и вывозных
пошлин содействовал установлению
активного торгового баланса.
Решающую роль в
форсированном развитии крупного
производства играло государство,
контроль которого распространялся
не только на казенное, но и
на частное предпринимательство.
Государство определяло велечину
казенных заказов, преимущественно
оборонного значения, регулировало
цены, осуществляло жесткий контроль
за деятельностью предприятий,
их устройством, технологией производства,
качеством продукции, не делая
различий между казенными и
частными предприятиями. (Руководство
промышленностью, контроль за
деятельностью предприятий, помощь
частному предпринимательству осуществлялись
сначала приказами, а позже
созданными Мануфактур-коллегией
и Берг-коллегией). Жесткая опека
государства была одновременно
и ''благом'' и ''проклятием'' для
отечественного предпринимательства.
С одной стороны, предпринимателям
обеспечивался сбыт продукции
и стабильный доход; но, с другой
стороны, ''благо'' оборачивалось ''проклятием'',
ибо отсутствие подлинного рынка,
здоровой конкуренции становились
тормозом на пути технического
прогресса и повышения качества
продукции.