Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ костюмного комплекса удмуртов, установление связи между культурой и костюмом удмуртов. В своей работе хотелось бы проанализировать и охарактеризовать особенности удмуртов, населяющих Кировскую область, изучить женский, мужской и детский варианты костюмов, выявить отличия между костюмными комплексами удмуртов, проживающих на разных территориях ( в данном случае это Удмуртия и Кировская область).
Задача работы заключается в изучении костюмного комплекса удмуртов Кировской области, подробное его описание, выяснение функций, которые костюм выполняет в жизни людей. А так же хотелось бы обратить внимание на орнамент,который чаще всего встречается в той или иной местности.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФнов.docx

— 3.42 Мб (Скачать файл)

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан из клетчатой домотканины, поверх которого надевался фартук без  грудки. С зимней одеждой женщины  надевали четырёхугольный платок, сшитый из двух полос домотканины. Если говорить об обуви, то летом надевались лыковые  лапти (кут), а зимой валенки (гынсапег).

Женские головные уборы представляют собой набор платков. Нижний платок был либо  белый холщовый, либо красный из покупных тканей. На него надевалось головное полотенце: оно  обматывалось вокруг головы, концы  его перекрещивались сзади и  завязывались узлом надо лбом.

Кроме того выделяется Калмезский костюмный комплекс. Территория распространения такого костюма – Кильмезский, Унинский, частично Малмыжский , Вятско-Полянский района Кировской области, и многие районы Удмуртской республики. Женская одежда делится на зимнюю и летнюю. Рубаха зимняя отличалась тем что шилась из клетчатой домотканины красных тонов, а летняя – из белой льняной домотканины. Оба варианта рубахи украшались вышивками.

Итак, женский костюмный  комплекс в Кировской области  представлен Нижнечепецким и  Верхнечепецким вариантами. В Нижнечепецком  костюмном комплексе в свою очередь  выделяются слободской и косинский  группы костюмов. Эти группы отличаются друг от друга покроем одежды, некоторыми элементами – орнаментом, цветами,  фасоном.

 

 

2.2 Мужской костюм

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного  кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным  поясом, пестрядинными штанами на кожаном или шерстяном поясе. На голову надевали валяную шляпу или овчинную шапку (см. приложения фото 6), а на ноги – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба. Это значит что костюм состоял не только из одежды, но и дополнялся всевозможными аксессуарами, украшениями – например вышивкой, плетениями.

Если же рассматривать  деление костюма на северный и  южный, то для южного костюмного комплекса  характерно использование узорной  домотканины: клетчатой или полосатой. Но исключение составляет одежда для  молений – она шилась из белой  домотканины. Белый цвет – это  символ очищения, духовной чистоты. Как  уже было сказано, Мужская одежда включала в себя рубаху (пиосмурт дэрем) из красной мелкоклетчатой домотканины. Для штанов использовалась продольнополосатая ткань синих тонов. Зимние штаны  шили из полушерстяной домотканины. Кафтан – верхняя одежда. Его  шили из льняной полушерстяной и  шерстяной домотканины, из овчины –  сукман, дукес, тулуп. Мужчины обычно носили на голове войлочные или всё  так же сшитые из домотканины шляпы  и шапки (изьы) из овчины. Традиционной обувью являлись конечно же лапти. Но удмуртские лапти  существенно отличались от русских. Для плетения лаптей как  правило использовалось лыко. На удмуртских лаптях личико узкое, приподнятое, на русских – более широкое, опущенное, краёв подошвы не видно. Они так же отличались формой и плетением и заканчивались острым носком, который в праздничных лаптях украшался гусиными перьями, полосками из черной клеенки и жести. Праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, будничные - из 7 и 5. для крепости добавляли конский волос. Удмуртские лапти украшались еще и яркими многоцветными, сплетенными из шерсти завязками, опоясывавшими щиколотку ноги. Направляясь в дальнюю дорогу, путник не забывал положить в лапоть солому, чтобы ноге было мягче шагать. В осеннее-весеннюю распутицу к подошвам лаптей подшивали лыком дощечки: «Две коротки — под носок и пятку, или одну длину — во всю подошву». Так ноги меньше подвергались простуде, и лапти дольше носились. Удмуртские лапти имели острый приподнятый носок треугольной формы с прямым переплетением лык. Мужские онучи (бинялтон) длиннее и шире, чем женские, зимние были из полушерстяной домотканины. Сапоги были праздничной обувью и носились летом. Зимой же носили валенки. В книге С.Х. Лебедевой говорится: «В рабочее время поверх верхней одежды мужчина надевал широкий ремень из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора».10

Так же выделяется завятский  костюмный комплекс, территория его  распространения – Малмыжский район  Кировской области, Мари-Турекский  район республики Марий-Эл, а так  же некоторые районы республики Татарстан. Мужская одежда имела некоторые  отличительные черты. Рубаха шилась из красной мелкоклетчатой домотканины, штаны – из продольнополосатой. В прохладное время летом мужчины  и молодые люди надевали приталенный  кафтан без рукавов и белый  фартук. На голову надевали валяную  шерстяную шляпу. Традиционной обувью так же являлись лапти, в праздники  и летом – сапоги, а зимой  – узорные кукморские валенки. «В мужской одежде есть и специфичная  рубаха из белого холста. Рукава её выполнены  из полосатого холста (узкие красные  поперечные полоски). Верхняя одежда представлена суконными кафтанами  «дукес», овчинными шубами (Лебедева, Христолюбова, 1993; 130)». 11

Так же М.Г Иванова в  книге пишет: « В украшении  мужского костюма организующим центром  был кожаный пояс, оформленный  чаще железными, изредка – бронзовыми и серебряными накладками. К поясу привешивались с одной стороны – топор, с другой – ножны с ножом или кинжалом, рядом с ножнами часто обнаруживается специальный кошелёк с кресалом, кремнями и некоторыми другими предметами.

В большинстве мужских  захоронений в области груди  находят круглые монетовидные подвески разного диаметра, разнообразные  лунницы, пришиваемые на кожаный  шнурок;  в одном (так же на груди) рядом с монетовидной найдена крупная птицевидная привеска с остатками кожаного шнура. По-видимому, верхняя одежда скреплялась бронзовой фибулой, которая, как правило, носилась в области груди, ниже подвесок. Довольно часты в мужских захоронениях височные подвески и серьги, изредка  встречаются железные браслеты, бронзовые подвески-колбочки, которые могли использоваться в качестве как украшений, так и застёжек.»12

Удмуртская мужская одежда отличается скромностью. Рубахи шились из пестряди, традиционного кроя, имели  прямой длинный рукав. Штаны же шились из тёмно-синего холста в узкую белую  полоску. Аналогично мужским шились рубашки и мальчикам.

Итак, мужской костюм состоял  из рубахи, штанов, причём во многих вариантах  фасон  рубашки и штанов был  схож с русским крестьянским костюмом. Рубаха подвязывалась поясом. По мере необходимости мужчины носили аксессуары – шляпу, обереги,  сумку, которая  предназначалась для хранения и  удобной транспортировки необходимых  вещей. Обязательным элементом мужского костюма был передник с грудкой из белого холста, который носили и в будни, и в праздники.

Мужчина выполнял так же и функцию  жреца. Для совершения ритуалов, священных обрядов требовалась  особая одежда. Для ритуальных обрядов удмуртами использовалась в основном одежда белого цвета. Молельный костюм так же использовался как погребальный(см.приложения фото 7,8).

В книге С.Х. Лебедевой  «Удмуртская народная одежда»  говорится: «Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной  кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной. В обычное время мужчина подпоясывался узким плетёным или тканым пояском, на моление он надевал широкий тканый пояс путо, его мог завязывать только женатый мужчина. В приданом невесты обязательно должен был быть такой пояс для будущего мужа».13 С чем же связано такое почитание белого цвета в одежде?  Во-первых, белый цвет символизирует чистоту как телесную, так и духовную. Примером может служить тот факт, что на моление или жертвоприношение отправлялись, обязательно помывшись в бане, цвет ритуальной одежды — белый. Обязательным атрибутом  жреца был  головной убор, частью одежды жрецов являлись березовые ветви, спускавшиеся с плеч, они были частью молитвы и являлись символом связи человека с природой. Так же  Инмару (главному Богу, Богу-создателю)  жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей).

В отличие от священных  ритуалов, посевные работы иногда проводились  без одежды, так как дмурты считали, что если лен, коноплю сеять без одежды, то урожай будет хорошим.

Следует сказать и о  мужском поясе. Они играли большую роль в мужском костюме: из сыромятной кожи с медной пряжкой (е), тканый или плетеный домашнего производства из разноцветных шерстяных ниток (кускерттон); широкий шерстяной фабричного производства , чаще красный в полоску (путо). В рабочее время поверх верхней одежды мужчины носили широкие ремни из сыромятной кожи сбоку с железной скобой для топора. Отличалась одежда для молений. Нательную рубаху и распашной кафтан шили из белой льняной домотканины. Его покрой: передние полы прямые, спина приталена, воротник небольшой, отложной. С чем же связана такая популярность пояса у удмуртов?

 

 

 

 

2.5 Праздничная одежда

 

Конечно же, не может жизнь  удмурта обходится без праздников. Удмуртские праздники – это всегда необычные и захватывающие зрелища, которые завораживают своей непредсказуемостью, красочностью, гостеприимством. Да –  да! Именно гостеприимством! Удмурты  – очень радушная нация, каждый из удмуртов очень любит гостей, дружеские  посиделки. Даже тот факт, что Удмуртия вошла в состав России по собственному желанию, без политических противоречий, говорит о том, что удмурты  – очень миролюбивая нация.

Каждый праздник отмечается удмуртами в особой манере. Есть у удмуртов как свои праздники, присущие только удмуртам, так и праздники, которые отмечаются по всей России. Одним из национальных праздников является Гербер (Гырон Быдтон, Гершид). Этот праздник отмечался удмуртами после  окончания весенней пахоты. Определённой даты, дня его официального празднования нет. Но это один из главных праздников – моление о хорошем урожае. Гырон Быдтон проводится на лугу в период цветения, тогда, когда на лугу бывает очень красиво, ярко и солнечно.  В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае. В честь такого события удмурты надевали праздничную одежду, в которой присутствовало много белого и красного цветов. Можно сделать вывод, что белые одежды надевались по причине того, что в конце праздника совершались молитвы о грядущем урожае, и вышивка так же символизировала многое. Но об этом речь пойдёт чуть попозже.

В учебнике «История и культура Вятского края» отмечено: «Оригинальные костюмы для Нового года компоновались из будничной  одежды; в частности, парни надевали широкие женские одежды, лица закрывали  белым и при этом молчали, двигались  без звуков». 14 Это говорит о том, что костюм играл немаловажную роль не только в повседневной жизни людей, но и в праздничные дни. Так, например он выполнял маскировочную функцию в Новый Год, на Гербере он служил выражением всеобщей радости, каждый человек являлся хоть и маленькой, но незаменимой частью этого праздника.

Праздничная одежда северных удмуртов изготовлялась из отбеленной домотканины, украшалась вышивкой. Праздничный и свадебный костюмы богато украшались вышивкой.

 

Удмуртские народные узоры. Орнамент

Часто предметы быта, одежда, архитектурные сооружения украшаются орнаментом – узором из одинаковых повторяющихся фигур. Однако в древности орнамент имел не столько функцию украшения, сколько служил оберегом, защитой человека от злых сил.

Что же такое орнамент? Слово  «орнамент» буквально переводится  с латыни как «украшение». Орнаментом называется узор, составленный из повторяющихся  элементов. Орнамент – одна из тех  форм, с которых начиналась в древности  изобразительная деятельность человека. Орнамент предназначался (и сейчас предназначается) для украшения  бытовых предметов, одежды, зданий, произведений прикладного искусства. В зависимости от того, какие мотивы использовались при создании орнамента  выделяют несколько типов орнамента. Например геометрический, животный, растительный, антропоморфный и некоторые другие. Часто встречаются смешанные  узоры, в которых переплетаются  различные типы орнамента.

Орнамент относится к  одним из древних видов удмуртского  народного искусства. Наиболее самобытен удмуртский традиционный орнамент в народном костюме.      Удмуртский костюм издревле богато украшался вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы... Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже  встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой (см. приложения, фото 10 -12 ).

Для орнамента удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое  количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись  сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с  серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала  более полихромной, они ввели  зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние  соседних тюркоязычных народов. Орнаментация выполнялась без всяких вспомогательных средств. Мотивы наносились непосредственно на холст по счету нитей. Узорное ткачество южных удмуртов отличается значительно большей многоцветностью и разнообразием орнаментальных мотивов по сравнению с северным. Однако в южных геометрический орнамент крупнее, силуэты отдельных фигур проще в контуре, ослабевает графическая четкость. Мотивы выглядят живописнее и шире. 

Удмуртские узоры на национальной одежде говорят о принадлежности человека к определенному роду или  племени. Символика орнамента удмуртов включает в себя символ “человеко-птицы” – этот главный элемент республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- “толэзе”, уходит корнями в  далекое прошлое. Кроме того удмуртская символика включает в себя звезду, попавшую на герб республики. Этот орнамент — «тол эзье» или «шудо кизили»  — «счастливая звезда», является у удмуртов оберегом от бед и несчастий. Ещё один символ – символ Солнца (шунды) распространён в орнаментах удмуртских деревень (на одежде, на воротах  и наличниках). Одним из самых  лирических образов является италмас, удмуртское название цветка купальницы – это образ девушки, матери, родины. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. – гудырисяська, переводится  как “громовой цветок”, поскольку  во многих фольклорных произведениях  повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной  мощных природных сил. Есть в символике  удмуртов и зеленое кольцо, как  образ удмуртского луга, поскольку, по мнению некоторых исследователей, слово “удмурт” означает “луговой человек”.

Информация о работе Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области