Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:20, реферат

Краткое описание

Задача исследования. Теоретический анализ государственного строя Франции в периоды: феодальной раздробленности, сословно-представительной монархии и абсолютной монархии.
Объект исследования. Объектом исследования в данном реферате является государственный строй средневековой Франции.
Цели исследования. В соответствии с темой данного реферата, а также поставленной целью был сформулирован ряд задач:
Проанализировать сущности государственного строя средневековой Франции в период феодальной раздробленности.
Проанализировать сущности государственного строя средневековой Франции в период словесно-представительной монархии.
Проанализировать сущности государственного строя средневековой Франции в период абсолютной монархии.
Подвести итог результатов выполненной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Смольников игпзс.docx

— 71.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Вопрос о периодизации истории феодального государства и права является весьма сложным. В Европе гибель рабовладельческого строя произошла между III и VII вв. н. э.

Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи (843г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в.

История средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды: период феодальной раздробленности – IX - XIII вв., период сословно-представительной монархии - XIV - XV вв., период абсолютной монархии - XVI - XVIII вв. Государственный строй Франции в эти периоды времени мы и рассмотрим в данном реферате.

Задача исследования. Теоретический анализ государственного строя Франции в периоды: феодальной раздробленности, сословно-представительной монархии и абсолютной монархии.

Объект исследования. Объектом исследования в данном реферате является государственный строй средневековой Франции.

Цели исследования. В соответствии с темой данного реферата, а также поставленной целью был сформулирован ряд задач:

    1. Проанализировать сущности государственного строя средневековой Франции в период феодальной раздробленности.
    2. Проанализировать сущности государственного строя средневековой Франции в период словесно-представительной монархии.
    3. Проанализировать сущности государственного строя средневековой Франции в период абсолютной монархии.
    4. Подвести итог результатов выполненной работы.

Структура работы. Данный реферат состоит из введения, двух глав, которые включают в себя восемнадцать параграфов, заключение и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

 

§1. Основные этапы Великой Французской революции

Французская буржуазная революция началась14 июля 1789 года. В этот день парижане штурмом взяли королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Политическая власть перешла в руки буржуазии и либерального дворянства. Законодательная инициатива была отдана в учредительное собрание.

11 июля 1789 года был принят первый декрет революции "Об уничтожении феодальных прав и привилегий". Он отменил крепостное состояние (серваж) и "личные повинности" крестьян (пешая и конная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины, сбор с ярмарок и т. п.). Важные феодальные повинности (шамнар, барщина, ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянство сохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земли крестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса, что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей.

Рядом декретов и регламентами правительственных лиц, изданными в течение 1789-1792 гг. были отменены внутренние пошлины на провоз товаров, цеховой строй, всякого рода феодальные стеснения промышленности и торговли, наконец, ненавистный налог на соль - габель (1790г.).

В августе 1789 года Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина - программный документ революции.

Эта Декларация, в ясной, общей форме выразила политико-правовые взгляды просвещения, энциклопедистов: Вольтер, Дидро, Руссо, Гольбаха и других, Но большее влияние на его содержание, были отражены в политических взглядах Монтескье в его работе "О духе законов".

Декларация официально объявила принципы демократического правового государства, правовой системы. Установлено, взаимосвязанность этих принципов: фундаментальные права человека, обеспечение их под власть демократически организованного государства ("государственный союз"), на основе принципов народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая является главной задачей государства, является в виде защиты "неотъемлемых" прав.

Влияние физических и юридических теорий ощущается и в осуществлении декларации различия между правами человека, которые заложены в нем от природы как "естественных и неотъемлемых" и полученные права гражданина от государства1.

  • Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Закон может запрещать только те действия, которые вредны для общества. "Все, что не воспрещено законом, то дозволено" (ст. 4-5).
  • Официально оглашалось, что закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его создании лично или через депутатов. Все граждане равны перед законом: всем открыт доступ к замещению государственных должностей (ст. 6).
  • Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву:

а) никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом;

б) никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом.

  • Статья 9 формулировала "презумпцию невиновности". В ее основу был положен старый принцип процессуального права, известный с древнейших времен: сомнение толкуется в пользу обвиняемого.
  • Установление виновности было признано функцией суда: она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе.
  • Декларация провозгласила свободу мнений, мыслей, слова и печати; права граждан участвовать в определении налогов и требовать отчета должностных лиц (ст. 10-11, 14-15).
  • Статья 17 объявляла право собственности неприкосновенным и священным. Предполагалась равная защита собственности богатого и бедного, капиталиста и рабочего.

Конституция 1791 года также была разработана Учредительным Собранием.

  • По ней в стране устанавливалась конституционная монархия.
  • Высшим органом законодательной власти стало однопалатное Национальное собрание. Оно не могло быть распущено королем. Конституция наделила депутатов Собрания правом неприкосновенности: для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.
  • Каждый депутат объявлялся представителем все нации, а не отдельной избравшей его группы населения. Отсюда вытекает важное положение, типичное сейчас для любой буржуазной конституции: депутат не ответственен перед избирателями и независим от них.
  • Исключительными полномочиями Народного собрания объявлялись:
    • составление и утверждение бюджета;
    • решение вопросов войны и мира;
    • определение численности и содержания армии;
    • ратификация договоров с иностранными государствами;
    • учреждение и упразднение государственных должностей;
  • Устанавливались основные принципы законодательной процедуры: законопроект, принятый Национальным собранием, подлежал утверждению королем; - королю предоставлялось право отлагательного вето. Если отвергнутый монархом законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Собрания, он приобретал силу закона2.

Исполнительная власть вручалась королю. Ему вверялось назначения и увольнения министров. Король вел вооруженные силы, назначал часть офицеров, одобрял назначение высших должностных лиц, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.

Король мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура - распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение.

Король мог действовать только в рамках законов, принятых Ассамблеей. Введена контрасигнатура - приказы короля приобретают юридическую силу только после их подписания соответствующим министром, который несет ответственность за это решение.

Избирательная система. Депутаты Национального собрания избираются на основе двухстепенных выборов, которые только могли участвовать активные граждане. Ими признавались граждане от 25 лет, на сумму доходов, которые, в зависимости от места проживания колебался от 100 до 200 рабочих дней. Или значение нанятого или арендованного имущества не была ниже стоимости 400 рабочих дней. Конституция закрепила новое административное деление страны отделов, дистрикты и коммун. Управление на местах полагались на выборные органы, действующие под руководством и контролем соответствующих министров.

Судебная власть вручалась выбранным на срок судьям. Для рассмотрения уголовных дел был образован суд присяжных. Был создан также суд кассационной инстанции. Предусматривал формирование Верховного суда, предназначенного для рассмотрения правонарушений министров и преступлений, угрожающих безопасности государства3.

§2. Жирондистская республика

В 1792 году политическая борьба во Франции начинает оказывать ощутимое влияние внешнеполитической ситуации. Сформирована антифранцузская военная коалиция из крупнейших европейских монархий. Королевский двор находился в центре монархического заговора и подталкивал страну к войне.

Увеличивается значение Парижской коммуны - самоуправление столицы. В ее состав вошли представители секций (административных единиц) Парижа. Каждый раздел послал к Коммуне трех избранных членов.

10 июля 1792 года, парижане, возглавляемые Коммуны, пошли на вооруженное восстание. Власть фельянов была свергнута, Людовик XVI арестован. Конституция 1791 года утратила силу. Высшим органом объявлен Национальный конгресс, который должен был быть избран на основе нового избирательного закона. Избиратели могли быть все французы 21 года, проживающие в области, сроком на один год, имеющие доходы или трудовой заработок и не находящиеся в личном услужении.

Правительство, состоящее из министров короля, было смещено. Вместо него создан Временный исполнительный Совет, состоящий в основном из жирондистов.

Однако жирондистское правительство не решило самый главный вопрос революции - полная ликвидация феодальных отношений в деревне. Крестьянские восстания не затихали. Обострилась Продовольственная проблема. Положение жирондистов стало критическим.

§3. Якобинская республика

02 июня 1793 году правительство жирондистов было свергнуто якобинцами, возглавляет Комитет восстания Парижской Коммуны. 03 июня 1793 года якобинский Конвент принял закон о льготной продажи земли крестьянам, захватил короля, дворяне-роялисты и церкви.

Законом 17 июня 1793 года были ликвидированы все феодальные права землепользования и платежей. Освобождение крестьян от феодальных повинностей, продажи национального земельного фонда, раздел общинных земель привели к появлению в деревне многочисленного класс мелких производителей, являясь оплотом нового буржуазного режима во Франции.

Декларация прав человека в 1793 году чтобы воспроизвести основные положения Декларации 1789 года, но отличается от него более демократичным, более радикальным, в духе подхода Руссо к проблеме политических свобод и прав4.

Декларация исходит из того, что "цель общества является общее счастье". Правительство должно обеспечить человеку использовать свои естественные и неотъемлемые права, среди которых включены: равенство, свобода, безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме, деление граждан на активных и пассивных отклонялись.

Провозглашен более широкий круг демократических свобод:

  • свобода печати, слова, собраний (ст. 7);
  • свобода совести (ст. 7);
  • свободно заниматься каким угодно трудом: земледелием, промыслом,
  • торговлей (ст. 17);
  • право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32).

Ответственность общества провозгласила обеспечение средства к существованию нетрудоспособности. Запрещает рабство и все виды феодальной зависимости.

Конституция 1793 года Франция была провозглашена республикой. Высший законодательный орган объявлялся законодательный орган (Национальный конвент).

Правом голоса были наделены все граждане 21 года, имущественный ценз был отменен.

Обсуждение и принятие законов объявлено делом народа: Ассамблея приняла законопроект, отправлен всех первичных собраний, которые формируются в области (коммун), состоящий из 200-600 человек5. Если через 40 дней после рассылки проект получает одобрение большинства собраний, он становится законом.

Непосредственное управление были переданы на рассмотрение Исполнительного совета. Встреча избирателей в каждом отделе выдвинуть одного кандидата на совете.

Тем не менее, наиболее важные положения конституции носили формальный характер. На самом деле, постепенно формируется механизм якобинской диктатуры. Реальная власть сосредоточена в руках чрезвычайных органов, созданных в соответствии с Конвенцией. Это Комитет общественной безопасности, Комитет общественной безопасности, специальная комиссия.

Информация о работе Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв