Французский гражданский кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:24, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе решен казус по Французскому гражданскому кодексу 1804 г. и Германскому гражданскому уложению 1900г.
До решения казуса охарактеризовано французское обязательственное право по Французскому гражданскому кодексу 1804 г., в частности понятие договора, принципы договорного права, принцип свободы договора, соглашение как необходимое условие действительности договоров, пороки соглашения (заблуждение, обман, угроза), убыточность договора, обязательная сила договора, имущественная ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора, "непреодолимая сила", договор найма рабочей силы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ФРАНЦУЗСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ (ФГК) 1804 ГОДА…………………………...4
ГЕРМАНСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ГЕРМАНСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ УЛОЖЕНИЮ 1900 ГОДА………………………………7
ЗАДАЧА………………………………………………………………………….11
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ АФИНСКОЙ И РИМСКОЙ РЕСПУБЛИК…………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Казус.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Должностные лица имели право  налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел  от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кроме  того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.

Характеризуя отдельных  магистратов, следует отметить, что  в рассматриваемый период значение коллегии архонтов заметно упало. В  основном они сохранили за собой  председательствование в судах  и религиозные функции.

На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых  была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту должность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мирные договоры, заключаемые Афинским государством.

Стратеги вели следствие  и председательствовали в судах  по делам о воинских преступлениях (дезертирство, трусость и побег  с поля боя, военная измена, уклонение  от военной службы и т. д.).

Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием (с последним через  пританов) и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.

Другие должностные лица, следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководили обучением молодых людей, следили  за образом жизни женщин и т. д.

В руках магистратов в  Риме, формально выбираемых народными  собраниями, а по существу - назначаемых  сенатом, сосредоточивались функции  управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов  не были точно очерчены законом, и  магистраты были свободны в своих  действиях, но по существу находились в зависимости от сената. Юридически магистратом мог быть любой римский  гражданин, но фактически должности  магистратов замещались почти исключительно  представителями нобилитета.

По общему правилу каждый магистрат избирается на один год, причем на каждую должность (кроме диктатора) выбирается несколько лиц. Но отдает распоряжения каждый магистрат самостоятельно. Однако любой его коллега (а равно  магистрат более высокого ранга) может аннулировать отданное распоряжение. Тем самым ограничивалось личное усмотрение отдельных магистратов и в ряде случаев возникала необходимость предварительного согласования мероприятий. Магистраты не получали вознаграждения. Более того, им приходилось нести значительные издержки, связанные с избирательными кампаниями и с выполнением должности. Но, конечно, эта "безвозмездность" являлась фиктивной: магистратура являлась неисчерпаемым источником всяческих доходов.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат  и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения  наказаний, г) право издавать приказы  и принуждать к их исполнению. В  состав власти, принадлежавшей всем магистратам, входило: а) право издавать общие распоряжения - эдикты, б) право налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

Консулы, избиравшиеся в  числе двух. Являясь верховными магистратами, они осуществляли командование войском. Власть консула во время похода не имела ограничений. Консулы являлись и высшими административными  должностными лицами: созывали сенат  и народные собрания, ведали внутренним управлением и т. п.

Диктатор являлся чрезвычайным магистратом, т.е. назначался лишь в  особых случаях. Диктатора назначал один из консулов по предложению сената. Диктатору подчинялись все магистраты, а плебейский трибун не имел вето в отношении его распоряжений. Действия диктатора не подлежали обжалованию. Но диктатура была ограничена кратким, а именно 6-месячным сроком. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных случаях.

Преторы. Первоначально преторы  являлись лишь заместителями консулов. Они в некоторых случаях командовали  войском и ведали административными  делами. Но постепенно основной функцией претора стало направление судьям для разрешения имущественных дел, причем это направление сопровождалось указанием, как должно быть решено дело в зависимость от того, какие обстоятельства будут установлены.

Цензоры избирались в числе  двух на срок в полтора года. Они  составляли списки сенаторов и распределяли граждан по центуриям и трибам, производя оценку имущества граждан.

Курульные эдилы, избиравшиеся в числе двух, ведали порядком в  Риме, надзором за рынками, организацией зрелищ. Они имели юрисдикцию по делам о продаже на рынках рабов  и скота.

Квесторы имели разнообразную  компетенцию: одни ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги.

Кроме того, был ряд магистратов, ведавших некоторыми судебными делами, надзором за чеканкой монеты, дорогами и т. п. Особые магистраты управляли  провинциями (внеиталийскими землями).

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Полибий (205-125 гг. до н. э.) - один из крупнейших историков древности, грек по происхождению, долгое время проживший в Риме в своих трудах, основанных на огромном фактическом материале подметил следующие особенности образа правления в Римской республике

Консулы, пока не выступают  в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные  дела, ибо все прочие должностные  лица, за исключением трибунов, находятся  в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в  сенат. Кроме того, консулы докладывают  сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, зависящие  от решения народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления  большинства. Далее, они имеют почти  неограниченную власть во всем, что  касается приготовлений к войне  и вообще военных походов, ибо  они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги сколько угодно, так как за ними следует квестор, готовый исполнить каждое их требование...

Что касается сената, то в  его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход, равно как и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия...

Народ же дарует почести  достойным гражданам, а это - лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его и - что самое важное - решает вопросы о войне и мире. Потом народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М., 1994.

2. Батыр К.И., Громаков Б.С. и др. История буржуазного государства и права (1640 - 1917 гг.). - М., 1994.

3. Гражданское уложение Германии (Deutsches Buergerliches Gesetzbuch mit Einfuehrungsgesetz): ввод. закон к Гражд. уложению; пер. с нем. В. Бергман. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Wolters Kluwer Russia, 2008. - 246с.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998.

5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х тт. Т. 2. / О.А.Омельченко. - М.: ТОН - ПРИОР, 1998. - 448с.

6. Раевский С.И. Гражданское право буржуазных стран / С.И.Раевский. -М.: Наука,1988. - 264с.

7. Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии / В.А.Савельев. - М. Юрист, 1994. - 96с.

8. Саитов А. Французский гражданский кодекс 1804 года: история и современность//Журнал ЮРИСТ.- 2004.-№12(42).-С.3-15.

9. Хрестоматия по истории Древнего Рима", под ред. С. Л. Утченко. М.. 1962, стр. 81-83.

1 ФГК/ст. 1101.

2 Гражданское уложение Германии, 2008. - С.27.

3 Всеобщая история государства и права: в 2-х тт. Т. 2. / О.А.Омельченко. - М.: ТОН - ПРИОР, 1998. - С.298..

4 Раевский С.И. Гражданское право буржуазных стран / С.И.Раевский. - М.: Наука, 1988. - С.178..

5 Савельев В.А. Гражданский кодекс Германии / В.А. Савельев. - М.: Юрист, 1994. - С.72..

6 Гражданское уложение Германии, 2008. - С.84..

 


Информация о работе Французский гражданский кодекс