Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 21:48, реферат
Актуальность данной темы бесспорна. До сих пор не прекращаются споры по данному вопросу. По этому поводу написана масса книг и научных статей. Казалось, что такой срок, как почти 350 лет, прошедшие со времени раскола в русской православной церкви, произошедшего при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и определения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причины раскола русской православной церкви, и по сей день, еще не целиком раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
Введение.
Истоки назревания церковной реформы.
Кружок «ревнителей благочестия».
Возвышение Никона.
Церковные реформы патриарха Никона.
Падение Никона.
Раскол.
Заключение.
Церковные реформы Никона. Раскол.
План.
Введение.
Церковные реформы патриарха Никона сыграли важную роль не только в развитии русской духовной культуры, но и во всей истории России в целом.
Актуальность данной темы бесспорна. До сих пор не прекращаются споры по данному вопросу. По этому поводу написана масса книг и научных статей. Казалось, что такой срок, как почти 350 лет, прошедшие со времени раскола в русской православной церкви, произошедшего при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и определения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причины раскола русской православной церкви, и по сей день, еще не целиком раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
У этих церковных реформ были сторонники и противники их проведения. Такое же отношение сохранилось и в наше время. Каждая из сторон выдвигает свои доводы для доказательства своей правоты, и по-разному интерпретирует события тех дней. Сторонники реформ утверждают, что проведение этих реформ поспособствовало устранению различий в церковных делах, которые существовали между греческой церковью и русской, устранению путаницы в русских церковных книгах и обрядах. Они указывают также на неминуемость данных реформ, которые, по их мнению, были бы проведены любым другим патриархом, оказавшемся на месте Никона. Противники же утверждают, что развитие церкви в России шло своим путем, и ставят под сомнение истинность греческих церковных книг и обрядов, которые были взяты Никоном за образец. По их мнению, нужно было греческой церкви учиться у русской, а не русской у греческой. Никона же они считают разрушителем истинной русской православной церкви, которая находилась, по их мнению, в то время на подъеме.
Конечно, больше всего преобладает сторонников реформ Никона. Среди которых и нынешняя русская православная церковь. Поэтому сейчас больше исторических источников, написанных приверженцами этих реформ. Необходимо попробовать разобраться среди существующих взглядов на церковную реформу Никона и прояснить истинную ситуацию, существовавшую в то время. Для этого необходимо уяснить причины предпосылок данных реформ, выяснить какие силы поспособствовали ее проведению, изучить саму фигуру Никона, как патриарха-реформатора, выявить причины его возвышения и падения, узнать обстоятельства, приведшие к расколу русского общества. После решения поставленных задач можно будет сделать вывод по данному вопросу.
Истоки назревания церковной реформы.
Церковная реформа патриарха Никона – важнейший исторический факт культурного наследия России. Данная реформа призвана была уничтожить все разночтения в церковных книгах и разногласия по проведению церковных обрядов. В том, что реформа необходима, понимали и патриарх Никон и его будущий противник протопоп Аввакум.
К середине XVII века окончательно утвердилось представление, что Русская Православная церковь является единственной преемницей православия в мире. До XV века считалось, что Русь – духовная наследница Византии, откуда она получила крещение. Но в начале XV века Византия стала все больше подвергаться набегам турецких полчищ, которые серьезно подрывали экономику страны. Именно, эти набеги стали причиной обращения греческого императора за помощью к главе Римско-католической церкви. И чтобы Римский Папа, несомненно, оказал содействие, было также предложено объединить католическую и православную церкви, причем с явными уступками католицизму. В 1439 году в итальянском городе Флоренции был подписан документ Флорентийская уния, которая закрепила соглашение об объединении. Византийский наместник митрополит Московский Исидор также подписал данное соглашение. Данное действие вызвало в Москве острое негодование, и было воспринято как измена православию. На место свергнутого Исидора собор иерархов избрал русского митрополита. В 1453 году Византийская империя пала и на ее месте возникла Османская империя. В России данный факт был воспринят как свершившееся наказание божье за отступничество Византии от православия.
В условиях укрепления российской самодержавной монархии все острее вставал вопрос о приоритете государственной власти над церковной. Исстари православное духовенство играло ведущую роль в жизни государства. Именно, благодаря русской православной церкви удалось освободить Русь от татарского ига и объединить в единое централизованное государство. Еще большую роль православная церковь сыграла в преодолении Смуты и утверждении на престол династии Романовых. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах. Русь приняла христианство не через апостольскую проповедь, ее крестителем стал не архиерей, не священник, не монах, а князь. Так с самого начала авторитет царской политической власти на Руси был выше церковной.
Одними из первых церковных реформ были проведены по инициативе царя и митрополита в 1551 году. Эти реформы были приняты на основе решений Собора русской церкви. Собор русской церкви получил название Стоглавого по количеству глав в сборнике, в котором были закреплены его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила – каноны – для церковной живописи. Также было заявлено о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников. Собор осудил распутство, пьянство и бродяжничество монахов. На церковь было возложено устройство школ для мирян.
Собором было рассмотрен вопрос о церковном землевладении. Было решено оставить имеющиеся в наличии земли за церковью, но впоследствии принимать в дар земли только с разрешения царя. Вскоре Московским правительством в 1580 году было принято постановление, которое запрещало давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще запрещало церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли.
Русская православная церковь до того возвысилась и упрочилась, что получила патриаршество. Вместо московских митрополитов стали в ней всероссийские патриархи (с 1589 г.). Патриаршество способствовало еще большему расцвету Русской церкви. Москва получила право именоваться Третьим Римом. Так патриарх Константинопольский Иеремия II в 1595 году писал русскому царю Федору Иоанновичу (1561-1582): «По истине в тебе, благочестивый царь, пребывает Дух Святый, и от Бога такая мысль тобою будет приведена в дело, ибо Древний Рим пал Аполлинариевой ересью, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок: твое же великое Российское царство, III Рим, превзошло всех благочестием, и все благочестивыя царства собрались в твое царство, и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей вселенной у всех христиан»1. Введение патриаршества увеличило авторитет главы церкви и вошло в противоречие с авторитетом царя как «помазанника Божия».
Благотворно повлияло на русскую православную церковь преобразования патриарха Филарета (в миру – Федор Никитич), отца царя Михаила Романова. В правление Михаила Романова Филаретом были упорядочены налоговые платежи, сокращены податные льготы монастырей, проведен учет земельных ресурсов, укреплено судопроизводство, обузданы произвол и волокита местной воеводской администрации.
К середине XVII века коренные изменения, происходящие в обществе и государстве, вызванные стремлением укрепить централизацию русской церкви и усилить ее роль в деле объединения с православными церквами Украины и балканских народов, настоятельно требовали проведения новой церковной реформы. Непосредственным же поводом для церковных преобразований являлась необходимость исправления богослужебных книг. Накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской православной церкви. Особенно горячие споры возникли еще в пятнадцатом веке об «аллилуйе» и «посолонном хождении» (от слова «посолонь» - по солнцу). А в шестнадцатом веке было с очевидностью замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах, особенно в переводах богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие - русский. Множество ошибок было допущено малограмотными монахами-переписчиками, которые переписывали церковные документы.
В 1645 г. царь Михаил Фёдорович и патриарх Иосиф, чтобы получить основательное подтверждение этих несоответствий, послали на Восток для осмотра святых мест и описания чинов греческой церкви Арсения Суханова, сведущего в посольских делах и знающего греческий язык.
Смута пошатнула устои власти. Предстояло реставрировать и укрепить самодержавие. Во внешней политике первостепенное значение для государственной власти приобрел вопрос воссоединения Украины с Россией и войны с Речью Посполитой. Это было связано с началом в 1648 г. освободительной войны украинского народа против власти шляхетской Польши (уже в 1649 г. в Москву прибыл представитель Б. Хмельницкого С. Мужиловский с предложением принять Украину под власть России). Приступать к решению этих вопросов, не устранив религиозно-обрядовых расхождений между русской и греческой церквами и не преодолев отрицательного отношения русских православных иерархов к церкви Украины, было, по меньшей мере, неосторожно. Однако события 1649 - 1651 гг. в церковной сфере и особенно ухудшение взаимоотношений между светской и церковной властями сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было то, что царь Алексей Михайлович (сын Михаила Федоровича) и его ближайшее светское окружение почувствовали сложность и грандиозность перемен, которые предстояло осуществить в религиозной области, и невозможность проведения такого рода реформы без теснейшего союза с церковной властью. Алексей Михайлович понял также, что недостаточно иметь во главе церкви сторонника такой реформы. Успешное осуществление преобразования церковной жизни России по греческому образцу было доступно только сильной патриаршей власти, обладавшей самостоятельностью и высоким политическим авторитетом и способной централизовать церковное управление. Это определило последующее отношение царя Алексея к церковной власти.
Кружок «ревнителей благочестия».
Церковная реформа по части упорядочения книг и обрядов уже готовилась, но кружок «ревнителей благочестия», обсуждавший ее принципы, составился не при патриаршем дворе, а при царе. В кружок входили и провинциальный протопоп Аввакум Петров – в будущем мученик за старую веру, и столичный архимандрит Никон – будущий патриарх-реформатор.
Главой кружка был протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. Помимо Никона и Аввакума в кружок входили: царь Алексей Михайлович, любимец царя и его постельничий Ф. М. Ртищев, сестра постельничего А. М. Ртищева, дьякон Благовещенского собора Федор Иванов. Также в него входили провинциальные ревнители благочестия: священники Иван Неронов, Даниил, Лазарь, Логгин и другие. Начинания кружка поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе которых был воспитатель царя боярин Б. И. Морозов.
Члены кружка добивались устранения прямых нарушений богослужебного чина, в частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения проповедей, поучений и издания религиозной литературы для чтения, устранения разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравственного уровня духовенства, в том числе и носителей церковной власти.
Вера в возможность
Кружок ревнителей благочестия оказал значительное влияние на деятельность московского Печатного двора. В 1645-1652 гг. увеличилось количество изданных книг, и среди них помимо богослужебных появились книги религиозного содержания, предназначенные для чтения.
Одну группу составили провинциальные ревнители благочестия - протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь и Логгин, а также дьякон Благовещенского собора Федор Иванов. Их сторонником был первоначально и Никон. Они придерживались традиционного для русского духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали, что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских является показателем утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков «безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской» («еретической») римской церковью. Они считали также, что вследствие реформы Петра Могилы (киевский митрополит с 1632 по 1647 г.) истинную веру утратила и украинская церковь.
Вторую группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже к ним присоединился Никон. Они отказались (в известной мере - по политическим мотивам) от традиционной оценки греческой церкви, как уклонившейся от истинной веры. Новую ее оценку они выразили в «Книге о вере», изданной в 1648 г. по инициативе Стефана Вонифатьева, в частности в положении о том, что и в «нынешнее время в неволе турецкой християне веру православную целу соблюдают, ...да заградятся всякая уста глаголющих неправду ...на смиренных греков». Эта группа ревнителей благочестия считала необходимым устранить расхождения в богословской системе и церковно-обрядовой практике между церквами на основе греческого образца.