Шпаргалка по "Истории Республике Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 04:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Республике Беларусь".

Вложенные файлы: 4 файла

История РБ шпоры.doc

— 51.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры3.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

К высшим судам относился и Главный суд (Главный литовский трибунал), учрежденный грамотой Стефана Батория от 1 марта 1581 г. Это был выборный коллегиальный орган. Члены этого суда избирались ежегодно на местных соймиках по 2 человека от воеводства и по 2 человека от повета, не имевших воеводства. Заседания Главного суда поочередно проходили в городах Вильно, Новгородке, Менске. Вся территория Великого княжества Литовского была как бы условно разделена на 3 судебных округа, с учетом которых и рассматривались судебные дела в указанных городах.

Главный суд в основном выступал как суд 2-ой инстанции, т.е. апелляционный суд, рассматривая жалобы на решения и приговоры местных судов. Но по некоторой ка-тегориии дел, например, о незаконных действиях местных должностных лиц, он выступал как суд 1-ой инстанции. И если в первом случае действия Главного суда не могли быть обжалованы, то во втором случае жалоба подавалась в Господарский суд.

К местным  судам относились замковый (гродский), земский, подкоморский, магистратский и конный суды. Порядок формирования, стуктура, компетенция и правовой статус их был неодинаков.

Замковый (гродский) суд - это всесословный суд, ежемесячно действующий, но не отделенный от администрации. Он функционировал в двух составах и в силу этого мог осуществляться как воеводой (поветовым старостой) и заседателями, так и в составе подвоеводы (под-старосты), гродского судьи и писаря. В последнем случае рассмотренные дела могли быть пересмотрены воеводой (поветовым старостой) и только после этого подавалась апелляция в высший суд. Компетенция замкового суда была ограничена временными рамками (прошло не более 4-х недель со дня совершения преступления), видами и характером уголовных и гражданских правонарушений. Из уголовных дел ему были подведомственны особо опасные (о нападениях на дома шляхты, о поджогах, разбоях, убийстве, изнасиловании, колдовстве, отравлении) и «горячие учинки» (задержание с поличным; задержание не позднее 24 часов после совершения преступления),

а из гражданских-об истребовании непохожих крестьян, оспаривании  крепостного состояния.

Земский суд, учрежденный ранее и впервые закрепленный Вельским привилеем в 1564 г., был судом более демократичным, т.к. это был суд исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации. Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты.

В его  состав входили 3 человека: земский  судья, земский подсудок и земский писарь, избираемые шляхтой повета из свой среды. Должности были пожизненными. К кандидатам в члены суда предъявлялись требования: сословная принадлежность, гражданство, оседлость, вера (только христианская), образование (хорошее знание местного права и обычаев, умение писать).

Земский суд работал посессионно, проводя 3 каденции (сессии) в год - в январе, июне и конце сентября. Продолжалась сессия суда согласно Статуту 1588 г. «поки справы судовые отсужоны и окончены быти могуть» (арт.46 разд. IV), но на практике чаще всего - 2-3 недели. Суду были подведомственны как уголовные, так и гражданские дела, кроме дел, отнесённых к компетенции Господарс-кого, Главного, гродского и подкоморского судов.

Подкоморский  суд - это особый суд, учреждаемый в каждом повете. Особенность его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден для рассмотрения только одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел - межевых споров; во-вторых, дела рассматри

вались  исключительно в месте нахождения спорной земельной межи; в-третьих, дела рассматривались единолично судьей-подкоморием; в-четвертых, решения суда немедленно приводились в исполнение, хотя могли быть обжалованы в Господарский, а с 1581 г. - в Главный суд. Это был выборный, исключительно шляхетский и отделенный от администрации суд. Должность подкомория была пожизненной.

Магистратский суд (войтовско-лавничий, бурмис-терско-радецкий) был судом для мещан городов, имеющих привилей на магдебургское право. Он действовал в двух указанных составах. Если дела рассматривались бурмистрами и радцами, то по таким делам могла быть подана жалоба городскому войту, который вместе с лавниками (заседателями) рассматривал эту жалобу. Апелляции на дела, рассмотренные войтовско-лавни-чьим судом, подавались уже в высший суд. Но подобный порядок рассмотрения дел в магистратском суде не был единственным. В городах, где должность городского войта была выкуплена мещанами, дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, можно было обжаловать в городскую раду (магистрат), а затем только - в вышестоящий суд. Особый порядок был установлен для рассмотрения дел тех мещан-ремесленников, которые были записаны в цехи. Дела цеховых ремесленников рассматривались первоначально цехмис-трами (цеховыми старшинами) и старшими мастерами, а жалобы подавались в магистрат.

Компетенция магистратских судов была весьма широкой: он рассматривал и уголовные, и гражданские дела.

Жители  городов без магдебургского права  судились городском суде.

Конный  суд - это самый древний коллегиальный  су-1ебный орган, продолжавший функционировать  и в XVI в. )то был судебный орган для сословия простых людей. Членами его были копные мужи и копные старцы, проживающие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15-20 км. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и т.д.). Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10-20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабеж и др.) и мелкие правонарушения (потрава посевов).

Особенностью  копного суда являлось то, что решения (приговоры) его немедленно приводились в исполнение, т.е. практически невозможно было их обжаловать. Но если присутствовавший на копном суде представитель администрации (государственной или панской) усматривал нарушение закона, то он мог потребовать задержать исполнение вынесенного копным судом решения (приговора).

Принимая  во внимание быстроту, с которой  действовал копный суд, феодалы иногда возбуждали дела именно в копном суде.

Каптуровый  суд - высший особый коллегиальный суд, учреждаемый в периоды бескоролевья. Он создавался на основе специального постановления вального сейма Великого княжества Литовского из числа местных судей: воеводы, гродского судьи, земского судьи. 

Асабливасти права Беларуси у  другой палове XVI XVIII

Основным  источником права в Беларуси и  в целом Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой являлся нормативный акт, носящий различные названия: «Статут», «постановление», «грамота» и др. Самым главным нормативным актом, регулирующим большинство общественных отношений, продолжал оставаться Статут 1588 года, хотя много раз делались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Они считали, что статьи, которые запрещали им занимать должности и покупать земли в Великом княжестве Литовском, противоречат акту Люблинской унии. Вопреки их требованиям Статут оставался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лышинский был по приговору сеймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала.

Присоединение восточных районов Беларуси к  России в 1772 г. вызвало необходимость  внести изменения в порядок рассмотрения дел в Главном суде (Трибунале). По сеймовому постановлению 1775 г. Главный суд должен был проводить свои сессии вместо Мснска и Новогрудка только в Вильно и Гродно.

Важнейшим источником права в XVIII в. стал сборник законов, сеймовых постановлений и других правовых актов под названием «Книга законов». Первые 6 томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них было собрано все законодательство Речи Посполитой. Определенное значение имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г. Они издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута в 1786 г. содержался закон об образовании Главного трибунала, а л фавитно-предметный указатель (реестр) и некоторые сеймовые постановления XVIII в.

Наиболее  значительные изменения в праве  произошли во второй половине XVIII в. В этом плане большую роль сыграл 4-х летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию 3 мая 1791 г. В ней были отражены многие буржуазные принципы организации и деятельности государственного аппарата, прогрессивные положения касающиеся основных отраслей права. 
 

Змена у прававым становишчы саслоуяу пасла уключэння  Беларуси у склад  Расийскай эмперыи.

Администратийный  тэратырыальны падзел Беларуси у канцы  XVIII XIX

Дзяржауны лад на тэр Беларуси у канцы XVIII  XIX

Палитика  царызму на Беларуси у першай палове XIX

Грамадска палитычны лад  и права у канцы  XIX XX

Присоединение территории Беларуси к России в результате трех разделов Речи Посполитой повлекло за собой ослабление религиозного и в некоторой степени национального гнета, способствовало прекращению разорительных вооруженных конфликтов между группировками крупных магнатов и в конечном итоге содействовало экономическому развитию.

В первые годы после присоединения Беларуси царское правительство, учитывая тяжелое экономическое положение населения, было вынуждено уменьшать налоги или на определенное время вовсе отменять их. Так, по указу Екатерины II от 13 декабря 1772 г жители Псковской и Могилевской губерний были освобождены от уплаты податей на полгода, а по ее указу от 17 апреля 1773 г. размер налогов, взимаемых с населения этих двух

губерний, был уменьшен. Жители территории, отошедшей к России по второму разделу, полностью освобождались от уплаты налогов на два года.

Размер  посевных площадей увеличивался. Только помещичья пашня к середине XIX в. выросла по сравнению с 70-80-ми годами XVIII в. в среднем в 3-4 раза.

Цодъем  сельского хозяйства способствовал  росту торговли, купечества, городов. Царское правительство выкупало города из частного владения феодалов. Например, г. Рогачев, м. Дрисса были выкуплены и в 1777 г. превращены в уездные города. В каждой губернии Беларуси в год происходило от 50 до 70 ярмарок.

После присоединения  Беларуси к России активно проводится работа по завершению строительства Огинско-го канала, починке старых и строительству новых дорог, мостов и т.д. Уже с 1773 г. на территории Беларуси работало несколько экспедиций Российской Академии наук, которые изучали природные богатства края, климатические условия, быт населения и т.д.

Но вместе с тем на присоединенных к России территориях царское правительство стремилось укрепить феодально-крепостнические отношения, защитить интересы помещиков. Территория Беларуси зачастую служила для царского самодержавия своего рода поощрительным фондом, из которого оно выделяло земли с крепостными крестьянами в награду отдельным лицам за их заслуги перед отечеством. Только с 1773 г. Екатерина II «за усердную и ревностную службу» пожаловала имения 16 лицам, а в 1774 г. и 1775 г. раздача земель увеличилась и достигла 37 лиц каждый год, т.е. за три года

Екатерина II наградила 90 лиц имениями, расположенными в Беларуси. В правление Павла I раздача белорусских земель увеличилась в 5,5 раз в год. Имения в Беларуси получили такие известные лица как Румянцев, Суворов, Завадский и др.

Кроме того, царское правительство, организуя  управление присоединенной территорией, стремилось к тому, чтобы на должности были назначены не местные чиновники, а из других губерний России.

На территории Беларуси неоднократно изменялось административно-территориальное деление, пока, наконец, не было учреждено в 1801 г. пять губерний, которые и просуществовали вплоть до революции 1917 г.

В губерниях  Беларуси была учреждена система местных органов власти и управления, предусмотренная законом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Но царское правительство вынуждено было пойти на определенные уступки местному дворянству-шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 года, некоторые прежние названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкоморий, поветовый хоружий и др.) и судебные органы, внеся лишь некоторые изменения.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Республике Беларусь"