Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".
Тема 1. Введение. История как наука
История как наука. Предмет исторической науки
Понятие
«история» в переводе с греческого
означает «повествование о том, что
узнано». Наука о прошлом делится
на две большие части: история
природы и история
Предметом
изучения Отечественной истории
являются закономерности политического
и социально-экономического развития
Российского государства и
2 Функции курса истории
Выделяются следующие функции исторического знания:
- познавательная, интеллектуально-развивающая;
- практическо-политическая;
- мировоззренческая;
- воспитательная.
Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог — теоретического обобщения исторических фактов. Таким образом, познавательная функция состоит в изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.
Практическо-политическая функция, выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами.
Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
Воспитательная функция состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Принципы научного исследования истории
Ставя перед собой задачу всестороннего освоения истории, необходимо опираться на основные принципы научного исследования истории:
объективность;
историзм;
социальный подход;
всесторонность изучения проблемы.
Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой, изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий. Этот принцип обязывает учитывать реалии конкретного исторического периода.
Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
Методы изучения истории
Выделяют следующие методы изучения истории:
- хронологический;
- хронологически-проблемный;
- проблемно-хронологический;
- метод периодизации;
- сравнительно-исторический;
- ретроспективный;
- статистический;
- метод социологических исследований.
На практике, как правило, применяется несколько методов, причем часто только те или иные элементы каждого из них.
Суть хронологического метода состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении хроник событий, биографий, развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт.
Хронологически-проблемный метод предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Этот метод применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории.
Проблемно-хронологический
Метод периодизации основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании. Одним из таких критериев могут быть кардинальные изменения в социально-политической структуре общества.
Сравнительно-исторический метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления, как общих закономерностей, так и различий.
Ретроспективный метод исследования основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.
Суть статистического метода изучения истории состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные. При применении данного метода требуется наличие научно разработанной методики составления статистических сведений.
Метод социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Источники изучения истории
Под историческим источником понимают письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие ход исторического процесса и дающие возможность изучать прошлое человечества (памятники материальной культуры, языка, обычаи, обряды и т.п.). Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Ниже дается примерная классификация источников:
Археологические источники.
Летописи и летописные своды.
Этнографические источники.
Архивные документы.
Документы
государственных органов и
организаций Российского государства.
Документы политических партий и движений России.
Произведения государственных и общественных деятелей России.
Периодическая печать.
Мемуарная литература.
Музейные документы.
Фото-, фоно- и кинодокументы.
Электронные средства информации.
Тема 2. Этнокультурные процессы в восточном славянстве.
1. Проблема этногенеза восточных славян
Понятие этнос (от греческого племя, народ) означает естественно сложившийся, на основе оригинального стереотипа поведения, коллектив людей. Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
На
территории России было обнаружено значительное
количество археологических памятников
каменного века. Однако большинство
исследователей не усматривают прямой
связи между ними и последующими
древнеславянскими
В
середине I тысячелетия до н. э. среди
славян началось распространение железа.
К этому же периоду относится
постепенное разложение родового строя.
Именно тогда отчетливо выделились
бытовые, религиозные и культурные
особенности славянских племен в
сравнении с другими
Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.
В процессе этногенеза восточных славян сложился целый комплекс факторов, оказавших долгосрочное влияние на формирование и развитие самобытной Российской цивилизации. В первую очередь, безусловное значение имело то обстоятельство, что восточные славяне заселили территорию, где цикл сельскохозяйственных работ составлял лишь 4—6 месяцев в отличие от 8—9 месяцев в Западной Европе. Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности. Сильного государства и сильной власти требовала и постоянная военная опасность.
2. Хозяйственно-бытовой уклад восточных славян
Главной отраслью хозяйства восточных славян было земледелие. Примерно с V в. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Помимо злаковых (рожь, пшеница и т.п.) и огородных (репа, капуста и т.п.) культур, выращивались и технические культуры (лен, конопля). С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. Ремесло отделилось от земледелия в VI—VIII вв. Особенно активно развивались гончарное дело, железная и цветная металлургия. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий. Видное место в хозяйстве восточных славян занимали также промыслы и торговля. Главные торговые пути проходили по рекам Волхову — Ловати — Днепру («из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Славяне вывозили в основном меха, оружие, воск, хлеб. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности. Важнейшее место в числе источников существования занимала военная добыча. Дани, выкупы и откупы, рабы для торговли — таковы были главные цели походов славян в сопредельные и дальние земли.
Славяне жили в больших избах — клетях по 30—35 человек. Несколько таких домов составляли поселение, а число построек в нем достигало 200—250.
3. Социально-политическое устройство восточных славян
Социально-политическое устройство восточных славян представляло собой военную демократию. Она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма. Вервь (соседская община) являлась главной ячейкой общества. Все важные вопросы жизни общины решались общим советом — вече, на которое сходились домохозяева округи независимо от того, выходцами из каких племен и родов они были. Для ведения общих дел на вече избирался совет старейшин. По мере накопления богатств у отдельных членов общины они начинали играть более весомую роль в ее жизни.