П.Н.Милюков рассматр. феод-м в рамках теории контрастов.
Выделял 2 стороны: родовой феод-м (состояние
общ. строя, имевшее место в истории всех
народов) и видовой феод-м (обществ. строй
своеобразный для каждого народа). За эталон
М. брал Французскую модель. Н.Рожков вводит феод-м
в схему русской истории как самостоят.
период. X век – начало. Внимание к эконом.
процессам → смена видов хоз-в → появление феод-ма связано с переходом
от кочевничества к земледелию. Выделяет 5 периодов: 1.
VI – сер. X в. (период варварства, господство
родоплеменного строя, кочевое скотоводство,
промыслы, слабая соц. дифференциация
об-ва. 2. X – XIII вв. (период феод. революции:
появл. частн. собствен., сословий, гос-ва)
3. XIII – сер. XVI в. (период феод-ма: отсталость
форм хоз-ния, нет развит. ремесла, период
собирания русских земель) 4. сер. XVI - 1724
г. (дворянский период) 5. 1725 – 1825 гг. (господство
двор-ва во всех сферах) 6. 1825 – 1860 гг. (смена
дворян. порядка буржуазным) 7. 1860 – 1905
гг. (период развития произв. капитализма)
8. 1905 – 1915 гг. (революция).
53. Складывание и развитие
советской историографической науки
в 1917 – 1938 гг. Основные направления
исторических исследований. Историческая наука становится важнейш.
средством госуд. воздействия на обществ.
сознание. История тесно связана с политикой.
Перестройка историч. науки после 1917 г.
шла в направлении создания проф. центров
по подготовке историков-марксистов; закрытие
старых и открытие новых историч. журналов;
изменение теории и методологии историч.
исследований. Наука зависит от госуд-ва
через финансирование, систему соц. заказов
(изучение обществ. движений, класс, борьба)
Постепенно забывается направления изучения
дореволюц. историч. науки. Значительно
возрастает контроль за историч. наукой.
Руководство историч. наукой осуществлял
Нарком просвещения (Луначарский). + особый
отдел в структуре партии (Историческая
партийная комиссия) + Агитпроб., Совнарком,
и партия. Изменение в историч. периодике:
идет «просвещение и окультуривание масс».
Появление с 1921 г. журнал «Пролетарская
революция», 1922 – «Красный архив», 1923 –
«Архивное дело», 1924 – «Археология». А
также «Ком. интернационал», «Ком. революция»,
«Большевик», «Историк-марксист». Из дореволюционных
журналов остался только «Анналы». Подготовка
нов. кадров. Идет создание нов. учебных
заведений, но качество подготовки снизилось.
1915 – создание Социалистической Академии
(цель – борьба с враждебной идеологией),
котор. изучает марксизм. Там взращиваются
академики: Покровский, Бонч-Бруевич, Скворцов-Степанов.
Идет специализация, дореволюц. подготовка
историка была фундаментальна (изучали
смежные науки). 1 июня 1925 появляется Историческое
общество при Соц. Академии (возглавил
Покровский), использ. для подготовки кадров..
Пытались переучивать старых историков
до 1929 года. Историч. Общество получает
широкую огласку и распространение. 1929
г. – всесоюз. конференция историков-марксистов.
С 1928 гонения и критика Покровского. Реорганизация
исторического об-ва: с коммунистич.
Академией сливается РАНИОН + Ленинский
институт марксизма. Формируется институт
истории (в его состав и вошло общество).
Суть реорганизации – централизация историч.
исследований. 1931 г. – постановление «О
работе ком. Академии» (очередной шаг по
ликвидации свободомыслия). Новый этап
с 1931 г. Методы убеждения сменяются принуждением.
Покровский – проводник госуд. идеологии
(«историческую науку нужно коммунизировать
и орабочить»). В 1936 постановлением СНК
ком. Академия реорганизовывается (переход
в состав АН СССР). Институт красной профессуры.
РАНИОН (1924 – 1929 гг.) Утверждение марксизмас
принципом партийности, классовости, револ.
непримиримости. В рамках новой науч. концепции
идеи демократизации науки, всех форм
направлений ее существования. Истор.
наука должна превратиться в массовый
элемент (популяризация истор. знаний).
Культурная деградация методов исследования.
Стираются границы между научной и популярной
формой изложения. Историч. наука заменяет
политологию (симбиоз истории и политики).
Гос. идеология прошла след. этапы: 1918 –
1920 (идея мировой революции, построение
бесклассового общ-ва); идея революции
и контрреволюции; конец 20-х – нач. 30-х
(объяснение историч. необходимости индустриализации
и коллуктивизации) → политизация историч. науки. Перед историками
стояли задачи: утверждение марксизма
в историч. науки и распространение в массовом
сознании пропаганды идей марксизма
54. Дискуссии 20-х –
начала 30-х гг. по проблемам отечественной
истории и их роль в формировании
советской исторической науки. В 20-е годы партия активно влияет на ист.
науку. На 8-м съезде ВКП (б) рекомендации
партии выдвигаются с целью построения
коммунизма. В годы НЭПа – перестановка:
возрождение некоторых немарксистских
течений. На 11, 12-м съезде говорилось об
уделении большего внимания марксизму,
об улучшении работы марксистских кружков.
Сниж. уровня образовательного ценза.
На 12-м съезде идея о применении репрессий
к немарксистам. Односторонние подходы
к оценке истор. явлений. Март 23-го доклад
Покровского «Маркс как историк». К 1924
усиливается изучение концепции Ленина
(наследие, трактовка империализма). Вульгаризация
марксизма. 1931 г. – статья Сталина «О некоторых
вопросах истории большевизма», кот. изменила
отношение к ист. наукам (смысл – борьба
с троцкизмом). В 29-м в США выход. бюллетени
оппозиции, т.е. троцкизм приобретает международный
хар-р. Появляется 1-й том Троцкого «Истории
русской революции» и готовится труд «Сталинская
школа фальсификации». Сталина поддерживает
Каганович. Далее политика принуждения.
«Краткий курс ВКП (б)» (официальная трактовка
ист. подходов и изучения). Позиция Стеклова:
диалектика Чернышевского совпадает с
диалектикой Маркса. Позиция Покровского:
Чернышевский был мелкобурж. демократом,
а не революционером. Крайние меры Чернышевский
не приветствовал. Представитель допролетарского
этапа рев. движения. Утопичный социалист,
стихийно двигавшийся к материализму.
В 1928 г. дискуссия об издании «Очерков
эк. истории Европы» Петрушевского, кот.
стоял на позициях неокантианства.
В дискуссиях виден утвержд. принцип передергивания
фактов. 1929 – дискуссия о «Нар. Воле». Участвовали
Стеклов, Покровский и Крипцов. 1928 – 29
гг. – дискуссия о рев. движении. Утвердилась
ленинская периодизация. Далее была дискуссия
о методологических основах. Статья Дубровского
об Азиатском способе произ-ва. Выделял
формации по степени товарного произ-ва.
Идет выхолащивание самого предмета познания.
Курс русской истории заменен историей
СССР. «Киты» сов. ист. науки: идея интернационализма;
учение о классовой борьбе, как движущей
силе истории. Покровский обвиняет Виппера
и Платонова в том, что они не занимаются
идеей классовой борьбы. Многих обвиняли
в великодержавном шовинизме. Труд Зеленина
«Рус. ист. этнография». Его взгляды разошлись
со взглядами Покровского. 16 съезд
ВКП (б) – резолюция. Тезисы: возлагается
обязанность разоблачать великодержавные
умыслы. Споры группы Покровского и группы
Ярославского, в сер. 29-го переросли в критику,
затем в борьбу. Насильств. учреждение
марксистской методологии. Использ. миниатюры,
археологич. находки как источник. Арциховский
указывал на важность изучение миниатюр
для изучения материальню истории (с помощью
объективно-фактологического анализа;
соц.-псих. анализа – особенности восприятия
автора соц. действительности. Есть у Арциховского
и момент социокультурного подхода. Господствующ.
идеологией остается исторический материализм.
55. Проблемы русской истории
в трудах М.Н.Покровского. Его взгляды эволюционировали. Был учеником
Ключевского. Увлекался марксизмом и принял
трактовку Ленина. Его концепция очень
эклектична. Выражался даже внешне (история
России с древнейш. времен). Характерна
попытка осовременить, политизировать
прошлое в угоду партии. Понятие «торгового
капитала» и подход к оценке его роли в
ист. рус. гос-ва). Покровский гипертрофирует
влияние торговли на рус. историю. С XVI
в. по Покровскому вся история есть борьба
торгового и промышленного капитала. Через
эту борьбу оценивает причину войн. С XVI
в. возникает условие для капитализма.
Истоки всех полит. событий П. склонен
искать в экономике. В оценке революции
П. придерживается позиции Ленина. «История
России не имеет своеобразия, а лишь те
же закономерности что и в Европе». Хотя
подчеркивал нек. отсталость России. Дискуссии
с Троцким (1929 г.). Критика Троцкого авг.
1928 г. – участие делегации совет. ученых
в г. Осло (междунар. конгресс). Наши ученые
плохо показали себя, во всем виноват П..
Март 1928 г. – 1 всесоюз. конференция советских
историков. Май 1929 г. – брошен лозунг «Архивы
в массы» (децентрализация архивов). П.
был проводником идей партии. В его концепции
есть перегибы. Его статья «О рус. феодализме»
Здесь он пересмотрел свою старую концепцию.
Признал необходимость отказаться от
определения сущности рус. самодержавия
как торгового капитала мономаховой шапки;
независимости надстройки от эк. базиса
(надстройка – абсолютизм). Но до конца
пересмотреть свою концепцию не успевает.
56. Развитие советской
исторической науки после XX съезда
КПСС. Попытки освобождении от
влияния культа личности Сталина. Период «оттепели». Центральная дата
XX съезд. Речь шла о культе личности вообще.
Ведь первым борцом против этого стал
сам Сталин. Положение «постановления
50 лет КПСС». Здесь провозглашена необходимость
искоренения культа личности, о соблюдении
коллективного руководства (в том числе
и в ист. науке). Сам факт появления этого
постановления говорит, что даже изменения
проходили под эгидой КПСС. После 53-го
доступнее становятся архивы. После 56-го
сов. историки получили возможность знакомиться
с подходами зарубежной историографии.
Дискуссии показали изменения в тематике
исследования. Вспомнили темы, кот. ранее
не исследовали. Эти темы и стали предметом
обсуждения (А раньше «Краткий курс ВКП
(б)» и догматизм) Вернулись к ленинской
концепции. После 56-го сохраняется настороженное
отношение историков (марксистов и немарксистов)
Опасения имели под собой основания. В
фев. 58-го на сроки осуждены представители
кружка истфака МГУ, кот. изучали наиболее
актуальные вопросы марксистско-ленинской
методологии. Теорико-методологические
вопросы решались партией, чиновниками.
Основным проводником партийных деректив
был журнал «Вопросы истории». Далее его
критика за независимое проведение в жизнь
идей XX съезда. В итоге конфликта – дискуссия
56-го в МГУ. Разбору подвергнуты не сами
статьи, а позиция журнала. Позже журнал
критиковали за отход от ленинской трактовки.
Идет активная исследовательская работа,
публикационная деятельность. Открываются
новые журналы по архивному делу, издано
Полное Собрание Сочинений В.И.Ленина,
дерективы советской власти и многое другое.
Публикация этих источников характеризуется
единой методикой (пытались определить
место источников в истории). Публикация
многотомных изданий, таких как энциклопедии.
В 60-е особенно изучается методология
ист. познания. Академик Федосеев выступил
с докладом. Из него видно, что история
опять служит политике (историки не занимаются
собственно ист. проблемами; не занимаются
советской действительностью. В самом
секторе кроме теории познания изучали
и А.С.П; вопросы соотношения логики и историзма;
вопросы лениноведения. Предоставленная
историкам свобода была все равно под
контролем. В 1969 г. – выходит сборник сектора
методологии истории (сборник означал
установку на плюрализм подходов. Позже
сектор реорганизован, а к 1970 г. – закрыт.
57. Проблема революции
1917 года в советской и российской
историографии. Эта проблема была самой актуальной.
Здесь был приемлем только марксистский
подход. Ленин стоял у истоков изучения
Октября. Его взгляды базировались на
марксистском представлении социализма
(признаки: общ. собственность, натур. обмен,
наличие планов распределения хоз-ва,
диктатуры пролетариата перерастающ.
в общ. самоуправление, коллективизм частной
жизни). Ленин противоречил Марксу тем,
что доказывал революция возможна в отдельно
взятой стране, сформулировал свою теорию
(«Империализм как…»). Хороший труд «Гос-во
и революция» (его концепция гос-ва). Сущность
Октября Ленин определял как соц. революцию;
движ. сила – рабочий класс + союзник в
виде крестьянства. 1 группа работ – апологетичное
направление, 2 группа – нигилистическое
направление (эмигрант. литература, иностран.
публицистика), 3 группа – конформистское
направление. Для Ленина характерна доктринальность.
Влияние и следование Марксу. Ист. методика
Ленина – использ. известных фактов, но
вырванных из контекста (полит. прием)
У Ленина идея формационного прогресса
(идея абсолютизирована). Способ произ-ва
обуславливает соц., полит., и дух. образ
жизни. Исторический процесс – рев. способ
смены формаций. История – борьба классов.
Будущий прогресс связан с исторической
миссией пролетариата. Ленин в представлении
задач ист. познания настаивал на диалект.
подходе. Проблема соотношения научности
и партийности в пользу последнего.
В 20-е – проблема Октября. Издаются различные
мемуары, ист. публицистика «Хроники рев-ции»
(1923), «Рев-ция 17-го года» в шести томах
(1923-1930), «Осн. вопросы истории РКП (б)» (1924).
Ярославский «Краткие очерки ист. ВКП
(б)» (1926) – говорил о двух революциях: бурж.-демократ.
в деревне, и соц. в городе. Работы Сталина.
Критика концепции двух революций. Мир.
рев. начинается с востока с колон. стран.
Предпосылки рев. на востоке – соц. и полит.,
на западе – эк. С XX съезда концепция Октября
пересматривается (ведется публикация
источников по Октябрю). Создается совет
по истории Октября. «История Октября»
3-хтомни (переход от сталинской к ленинской
концепции). Богаче стал факт. материал.
Расширяется проблематика исследований
(история партий, роль средних слоев). Гусев
«История партии эсеров» (деятельность
комбедов, проблемы объективности революции).
В перестроечный период выхолащивание
идеи закономерностей ист.. С 1989 – 1991 гг.
в проблеме Октября большее внимание уделяют
субъективному фактору. Работы Земцова,
Булдакова. Рев. 1917 г. связывают с системным
кризисом в России.
58. Проблема закрепощения
крестьян в советской историографии. Проблема актуальна с 18 в. Еще с Болтина,
кот. задал это направление. В дореволюц.
историографии было 2 теории проблемы:
указная и безуказная (Милюков, Ключевский).
Многие историки счит., что закрепощение
видно уже во время «Русской Правды». С
17-18 вв. усиливается. Обнаружение источников
– новый импульс к изучению проблемы.
1902 г. – публикация Торонецкой грамоты
(1590), где упоминается «заповедное лето».
После 1917 г. – разработка марксистской
концепции закрепощения крестьян (первый
автор – Греков). Греков тяготел к указной
теории. Связывает закрепощение с ростом
барщины, расширением внутр. рынка, с общим
ростом товарного произ-ва. «Барщина отменяет
в 17 в. Юрьев день». Этот тезис развивали
Корецкий, Тихомиров, Черепнин. В 60-е гг.
тезис о барщине начал критиковаться со
стороны Шапиро. «Барщина неустойчива
для различных территорий страны». У Шапиро
монография Аграрные отношения в Сев.
части России». Проблема недостатка источников.
В 70-е статьи Скрынникова «Крепостничество
и становление барщинной системы в России
в 16 в.» Считал, что барщинные масштабы
нельзя преувеличивать, но и недооцениать.
Рост барщины не зафиксирован в массовом
источнике. В 1978 г. книга Шапиро «Барщина
в России в 6 в.» Выделяет ряд факторов
закрепощения: рост налогообложения.
В 1970-80 в полемике участвует Милов. Ведущ.
роль в закрепощении играла княж. власть.
Нужда их в соц. опоре. Кобрин считал концепцию
Грекова несостоятельной, т.к. она не подтверждена
документами. Среди причин выд. рост потребностей,
увеличение оброка, побег крестьян из
хозяйств. Милов выдвигает тезис о роли
общины в закрепощ. кр-н. Далее исследователи
проявляют интерес к соц. сфере. В 14-16 вв.
исчезают холопы, смерды, закупы. Миграции
крест. населения. Основ. поселения – хутора.
Новоприходцы, создавая хутора, создавали
не сильную общину; сразу приходят на землю
феодалов; сначала получали льготы, а потом
оказывались в зависимости от феодалов.
Греков считал старожильцев прообразом
крепостных. Милов отмечает, что новоприходцы
приходя на землю феодала, воспринимали
ее, как феодальную. Милов основ. причину
складывания крепостничества видел в
общине, ее силе. Феодалы вынуждены были
не экономич. методами прикреплять к земле
крестьян, а вводить личную зависимость.
Веселовский, Корецкий, Скрынников занимались
опровежением существования указа 1581
года. Большим доверием у исследователей
пользуется Соборное Уложение 1649 года.
Роль государства в процессе закрепощения
несомненна. Современные тенденции изучения:
историки анализируют источники после
1649 года; после 1649 года в крест. среде сохраняются
поземельные отношения. Община осталась
корпоративным собственником.
59. Проблема феодализма
в советской историографии. Феодализм – господство натурального
хозяйства, наличие внеэкономического
принуждения, наличие натуральных повинностей
(оброк, барщина), наличие системы феодальной
иерархии. Советская концепция феодализма
складывается в 20-е гг. Появляется две
концепции: русского феодализма и западного
феодализма. Концепция русского феодализма
(Греков), западного (Неусыхин). По Грекову
генезис феод. отношений – в появлении
вотчин (9-10 вв.), формированием одновременно
зависимого населения, возникновением
отработочной ренты (барщины). По Неусыхину
в зап. истории эволюция феод. связана
со становлением круп. зем. собственности
+ идет процесс разложения общины. Бахрушин.
Ряд статей. «Княжеское хоз-во 15-16 вв.».
Работа ценна богатым фактич. материалом.
Подчеркивал натур. основы феод. хоз-ва
+ отмечал обеднение удельных князей. Кризис
порожден развитием товарно-денежных
отношений. Сам Бахрушин пересмотрел статью,
приняв марксистскую идеологию. Статья
«Феод. порядок в понимании Покровского».
Здесь Бахрушин пишет и свои новые взгляды
исходя из нового понимания феод-ма. Покровский
рассматривал феод. как не экономич., а
как юридич. систему. Главной чертой считается
раздробление верховной власти, объединение
синьорий вассальных иерархий. В 50-е появляется
новое направление (развитие гос. зем.
собственности). Тихомиров оспорил положения
Грекова. Говорил, что Грекову не удалось
доказать наличие вотчины в 9-м веке. Об
этом можно говорить лишь с 10-го века. Статья
Довженко и Бравчевского. В Киевской Руси
была распространене продукт. рента (полюдье),
про это говорил и Черепнин. Концепция
Горемыкина: «Киевская Русь – рабовлад.
гос-во, лишь с 12 в. феод. отношения. Концепция
Фроянова: 9-11 вв. – затянувшийся период
первобытно-общинного строя. С сер до конца
10 в. формируется княж. домен, частная собственность
лишь к 11 веку. Дружина – сильное средство
в складывании феод. собственности.
В 90-е годыпридерживались концепции госуд.
собственности. В 2000-е источники подтверждают
в 12 веке формирование феод. гос-ва. Сильно
историко-правовое направление, много
внимания юридич. категориям и обычному
праву. «Переход от преобладания обычного
права к постоянно растущему в жизни общ-ва
правовых норм. В условиях феод. общ-ва
обычно-правовые нормы регулируют отношения
общины, а правовые – отношения дружины
и поземельной верхушки. Первоначально
известные категории круп. землевладения
означают категории феод. зависимых крестьян.
Земля, как ценность, приобретает значение
лишь с развитием товарно-денежных отношений
и с их проникновением в деревню.
«Теория возвращенной
монархии» - сформулирована Манкиевым: от благополучия
российской монархии зависит благополучие
русского народа. Волюнтаризм – осуществление
деятельности без учета объективных законов
ист. процесса, на основе субъективных
желаний и произвольных решений. Движущая сила истории
– то, что определяет развитие об-ва, его
источник. Деизм – религиозно-философское
учение (доктрина), признающее Бога как
мировой разум, который сконструировал
целесообразную «машину» природы и давший
ей законы движения, но отвергает дальнейшее
вмешательство Бога в самодвижение природы
и не допускает иных путей познания Бога,
кроме разума. Детерминизм – философское
учение об объективной закономерной взаимосвязи
и причинной обусловленности всех явлений. Закон – это познанная
закономерность. Закономерность – это
объективная, существенная, необходимая,
внутренне устойчивая связь между явлениями
и процессами. Идеографические науки
– (неокант-во) науки об индивидуальном,
неповторимом ист. процессе. Осн метод:
понимание и интуиция. Историография – 1. Сов-ть
истор. иссл-ий по какому-либо периоду,
проблеме, вопросу, объед. национальным
или идейно-метод. единством. 2. Синоним
истор. произведений и сам процесс написания
ист. сочинений. 3. Самостоятельная отрасль
научного знания, спец-ая истор. дисциплина,
изучающая историю ист. знаний, ист. мысли,
ист. науки в целом или в отд-ой стране
с момента зарождения истор-их знаний
через превращение их в науку и до настоящего
времени. Историология – теория
истор-го познания о сущности и хар-ре
ист. процесса. Историософия – концепция
философии истории, созданная как целостное
постижение вариативности и преемственности
конкретных ист. форм с точки зрения раскрытия
в них универсального закона или метаисторического
смысла. Историцизм – (К. Поппер)
взгляд на ист. процесс, предполагающий
его предопределенность действием определенных,
не зависящих от чел-ка сил: либо сверхест-ых,
либо объективных законов. Историческая повесть
посвящается одному лицу или сюжету; в
ней присутствует опора на ист. ист-ики
и их указанием, элементы критики ист-ка,
психологизм, морализаторство (ист. материал
как средство воспитания). Ист. эпистемология – философско-методологическая
дисциплина, в которой иссл-ся знание как
таковое, его строение, структура, функционирование
и развитие. Традиционно осуш-ся с теорией
познания. Ист. портрет – форма худ.-образного
осмысления ист. процесса. Категории – наиболее
общие и существенные понятия, концентрирующие
знания о важнейших свойствах реальности. Класс-ия наук О. Конта
– абстрактные науки (цель: открытие объкутивных
законов), конкретные науки (цель: максимально
описать). Концепция – частный случай
теории, сов-ть идей, гипотез об исследуемом
предмете, осн-ых на опред-ом теретико-метод.
положение, раскрывающая существенные
связи и отношения, соответствующие сложившейся
системе понятий. Летопись – особый вид
ист. иссл-ия, разделенного по годам. Мессианизм – идея богоизбранности
народа для выполнения особой, предопределенной
роли в судббе мира. Прозвучала в «Слове
о законе и благодати» Иллариона (1037). Метод – сов-ть путей и
принципов, требований и норм, правил и
процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих
взаимодействие субъекта с познаваемым
объектом с целью решения поставленной
исследователем задачи. Методика – сов-ть способов
целесообразного проведения работы. Методология – 1. Система
определенных приемов и способов, применяемых
в той или иной сфере деят-ти 2. Учение о
методах, приемах и способах познания,
направленное на разработку и изучение
методов научного познания; общая теория
метода. Миссионизм – культурно-ист.
миссия, призвание народа. Научное знание
– теоретико-логический вид научной деят-ти,
которая отражает дейст-ть путем раскрытия
органически присущего ей сочетания формы
и содержания, явления и сущности, количества
и качества. Номотетические науки
– (неокант-во) науки о природе, целью которых
явл-ся выделение закономерностей. Парадигма – 1. Сов-ть устойчивых
и общезначимых норм, теорий, методов,
схем научной деят-ти, предполагающая
единство в толковании теории, в организации
эмпирических иссл-ий и интерпретации
научных иссл-ий. 2. Система теор-их, метод-их
и аксеологических установок, принятых
в качестве образца решений научных задач
и разделяемых всеми членами научного
сообщества. Подход – один из элементов
структуры научного метода, определяющий
путь решения поставленной исследователем
задачи. Понятие – основной элемент
научно-мыслительного процесса, отражающий
существенные св-ва, связи и отн-ия предметов
и явлений в их противоречии и развитии. Принцип иссл-ия – основное
исходное положение какого-либо иссл-ия,
выступающее как ср-во объединения элементов
теории воедино. Принцип историзма – принцип
подхода к изучению дейст-ти как изменяющейся
во времени, развивающейся. Включает рассмотрение
всех явлений как системы, обладающей
особой внутр. структурой, изучение процессов
развития, перехода от одного состояния
к другому. Принцип партийности –
принцип идейной направленности мировоззрения,
выражающий интересы определенных классов
и социальных групп и проявляющийся как
в социальных тенденциях науки, так и в
личных позициях. Принцип прагматического изложения
ист. событий – принцип изучения ист.
событий, основанный на представлении
об их причинной связи как рез-те действия
чел-ка, а не Бога. Принцип утилитаризма
– принцип пользы, выдвинутый моральной
фил-ий 18-19 вв., согласно которому действие
морально оправдано лишь тогда, когда
приносит пользу, счастье наибольшему
числу людей. Проблематика иссл-ия –
формы и методы постановки и употребления
проблем; определяется через трактовку
смысла и функции проблемы в иссл-ии. Провиденциализм – мировоззрение
религиозно-философского толка, согласно
которому развитие чел-го об-ва, его источники,
его движение и цели опред-ся некими таинственными
внешними силами (Провидением, Богом). Рационализм – фил-ое напр-ие,
признающее разум решающим источником
истинного знания. Сенсуализм – направление
в теории познания, согласно которому
чувственность (ощущение, восприятие)
– основа и главная форма достоверного
познания. Структура метода – система
компонентов, из которых складывается
метод: 1) подход и принцип; 2) методика;
3) техника иссл-ия. Теория – сов-ть идей
и взглядов, объясняющих явления материального
и духовного мира, вскрывающих их причины
и закономерности. Теория «длящегося Рима»
- распространенная во всех средневековых
христ-их странах теория, утверждающая
нескончаемость Римской имп-ии вплоть
до завершения земной жизни. «Теория русской колонизации»
- (Соловьев, Ключевский) теория, согласно
которой колонизация – специфический
общ.-ист. феномен и движущая сила русского
ист. процесса. Фактор ист. процесса –
это основа об-ва, определяющая его качества,
специфику, хар-р социального строя в определенный
ист. период. Хронограф – произведения,
в которых рассказывается о событиях всемирной
истории с Ветхого завета.