Шпаргалка по "Историографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 21:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Историографии"

Вложенные файлы: 1 файл

novye_shpory.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

П.Н.Милюков рассматр. феод-м в рамках теории контрастов. Выделял 2 стороны: родовой феод-м (состояние общ. строя, имевшее место в истории всех народов) и видовой феод-м (обществ. строй своеобразный для каждого народа). За эталон М. брал Французскую модель. Н.Рожков вводит феод-м в схему русской истории как самостоят. период. X век – начало. Внимание к эконом. процессам → смена видов хоз-в → появление феод-ма связано с переходом от кочевничества к земледелию. Выделяет 5 периодов: 1. VI – сер. X в. (период варварства, господство родоплеменного строя, кочевое скотоводство, промыслы, слабая соц. дифференциация об-ва. 2. X – XIII вв. (период феод. революции: появл. частн. собствен., сословий, гос-ва) 3. XIII – сер. XVI в. (период феод-ма: отсталость форм хоз-ния, нет развит. ремесла, период собирания русских земель) 4. сер. XVI - 1724 г. (дворянский период) 5. 1725 – 1825 гг. (господство двор-ва во всех сферах) 6. 1825 – 1860 гг. (смена дворян. порядка буржуазным) 7. 1860 – 1905 гг. (период развития произв. капитализма) 8. 1905 – 1915 гг. (революция).

53. Складывание и развитие  советской историографической науки  в 1917 – 1938 гг. Основные направления  исторических исследований. Историческая наука становится важнейш. средством госуд. воздействия на обществ. сознание. История тесно связана с политикой. Перестройка историч. науки после 1917 г. шла в направлении создания проф. центров по подготовке историков-марксистов; закрытие старых и открытие новых историч. журналов; изменение теории и методологии историч. исследований. Наука зависит от госуд-ва через финансирование, систему соц. заказов (изучение обществ. движений, класс, борьба) Постепенно забывается направления изучения дореволюц. историч. науки. Значительно возрастает контроль за историч. наукой. Руководство историч. наукой осуществлял Нарком просвещения (Луначарский). + особый отдел в структуре партии (Историческая партийная комиссия) + Агитпроб., Совнарком, и партия. Изменение в историч. периодике: идет «просвещение и окультуривание масс». Появление с 1921 г. журнал «Пролетарская революция», 1922 – «Красный архив», 1923 – «Архивное дело», 1924 – «Археология». А также «Ком. интернационал», «Ком. революция», «Большевик», «Историк-марксист». Из дореволюционных журналов остался только «Анналы». Подготовка нов. кадров. Идет создание нов. учебных заведений, но качество подготовки снизилось. 1915 – создание Социалистической Академии (цель – борьба с враждебной идеологией), котор. изучает марксизм. Там взращиваются академики: Покровский, Бонч-Бруевич, Скворцов-Степанов. Идет специализация, дореволюц. подготовка историка была фундаментальна (изучали смежные науки). 1 июня 1925 появляется Историческое общество при Соц. Академии (возглавил Покровский), использ. для подготовки кадров.. Пытались переучивать старых историков до 1929 года. Историч. Общество получает широкую огласку и распространение. 1929 г. – всесоюз. конференция историков-марксистов. С 1928 гонения и критика Покровского. Реорганизация исторического  об-ва: с коммунистич. Академией сливается РАНИОН + Ленинский институт марксизма. Формируется институт истории (в его состав и вошло общество). Суть реорганизации – централизация историч. исследований. 1931 г. – постановление «О работе ком. Академии» (очередной шаг по ликвидации свободомыслия). Новый этап с 1931 г. Методы убеждения сменяются принуждением. Покровский – проводник госуд. идеологии («историческую науку нужно коммунизировать и орабочить»). В 1936 постановлением СНК ком. Академия реорганизовывается (переход в состав АН СССР). Институт красной профессуры. РАНИОН (1924 – 1929 гг.) Утверждение марксизмас принципом партийности, классовости, револ. непримиримости. В рамках новой науч. концепции идеи демократизации науки, всех форм направлений ее существования. Истор. наука должна превратиться в массовый элемент (популяризация истор. знаний). Культурная деградация методов исследования. Стираются границы между научной и популярной формой изложения. Историч. наука заменяет политологию (симбиоз истории и политики). Гос. идеология прошла след. этапы: 1918 – 1920 (идея мировой революции, построение бесклассового общ-ва); идея революции и контрреволюции; конец 20-х – нач. 30-х (объяснение историч. необходимости индустриализации и коллуктивизации) → политизация историч. науки. Перед историками стояли задачи: утверждение марксизма в историч. науки и распространение в массовом сознании пропаганды идей марксизма

54. Дискуссии 20-х –  начала 30-х гг. по проблемам отечественной  истории и их роль в формировании советской исторической науки. В 20-е годы партия активно влияет на ист. науку. На 8-м съезде ВКП (б) рекомендации партии выдвигаются с целью построения коммунизма. В годы НЭПа – перестановка: возрождение некоторых немарксистских течений. На 11, 12-м съезде говорилось об уделении большего внимания марксизму, об улучшении работы марксистских кружков. Сниж. уровня образовательного ценза. На 12-м съезде идея о применении репрессий к немарксистам. Односторонние подходы к оценке истор. явлений. Март 23-го доклад Покровского «Маркс как историк». К 1924 усиливается изучение концепции Ленина (наследие, трактовка империализма). Вульгаризация марксизма. 1931 г. – статья Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма», кот. изменила отношение к ист. наукам (смысл – борьба с троцкизмом). В 29-м в США выход. бюллетени оппозиции, т.е. троцкизм приобретает международный хар-р. Появляется 1-й том Троцкого «Истории русской революции» и готовится труд «Сталинская школа фальсификации». Сталина поддерживает Каганович. Далее политика принуждения. «Краткий курс ВКП (б)» (официальная трактовка ист. подходов и изучения). Позиция Стеклова: диалектика Чернышевского совпадает с диалектикой Маркса. Позиция Покровского: Чернышевский был мелкобурж. демократом, а не революционером. Крайние меры Чернышевский не приветствовал. Представитель допролетарского этапа рев. движения. Утопичный социалист, стихийно двигавшийся к материализму. В 1928 г. дискуссия об издании «Очерков эк. истории Европы» Петрушевского, кот. стоял на позициях неокантианства.  В дискуссиях виден утвержд. принцип передергивания фактов. 1929 – дискуссия о «Нар. Воле». Участвовали Стеклов, Покровский и Крипцов. 1928 – 29 гг. – дискуссия о рев. движении. Утвердилась ленинская периодизация. Далее была дискуссия о методологических основах. Статья Дубровского об Азиатском способе произ-ва. Выделял формации по степени товарного произ-ва. Идет выхолащивание самого предмета познания. Курс русской истории заменен историей СССР. «Киты» сов. ист. науки: идея интернационализма; учение о классовой борьбе, как движущей силе истории. Покровский обвиняет Виппера и Платонова в том, что они не занимаются идеей классовой борьбы. Многих обвиняли в великодержавном шовинизме. Труд Зеленина «Рус. ист. этнография». Его взгляды разошлись со взглядами Покровского.  16 съезд ВКП (б) – резолюция. Тезисы: возлагается обязанность разоблачать великодержавные умыслы. Споры группы Покровского и группы Ярославского, в сер. 29-го переросли в критику, затем в борьбу. Насильств. учреждение марксистской методологии. Использ. миниатюры, археологич. находки как источник. Арциховский указывал на важность изучение миниатюр для изучения материальню истории (с помощью объективно-фактологического анализа; соц.-псих. анализа – особенности восприятия автора соц. действительности. Есть у Арциховского и момент социокультурного подхода. Господствующ. идеологией остается исторический материализм.

55. Проблемы русской истории  в трудах М.Н.Покровского. Его взгляды эволюционировали. Был учеником Ключевского. Увлекался марксизмом и принял трактовку Ленина. Его концепция очень эклектична. Выражался даже внешне (история России с древнейш. времен). Характерна попытка осовременить, политизировать прошлое в угоду партии. Понятие «торгового капитала» и подход к оценке его роли в ист. рус. гос-ва). Покровский гипертрофирует влияние торговли на рус. историю. С XVI в. по Покровскому вся история есть борьба торгового и промышленного капитала. Через эту борьбу оценивает причину войн. С XVI в. возникает условие для капитализма. Истоки всех полит. событий П. склонен искать в экономике. В оценке революции П. придерживается позиции Ленина. «История России не имеет своеобразия, а лишь те же закономерности что и в Европе». Хотя подчеркивал нек. отсталость России. Дискуссии с Троцким (1929 г.). Критика Троцкого авг. 1928 г. – участие делегации совет. ученых в г. Осло (междунар. конгресс). Наши ученые плохо показали себя, во всем виноват П.. Март 1928 г. – 1 всесоюз. конференция советских историков. Май 1929 г. – брошен лозунг «Архивы в массы» (децентрализация архивов). П. был проводником идей партии. В его концепции есть перегибы. Его статья «О рус. феодализме» Здесь он пересмотрел свою старую концепцию. Признал необходимость отказаться от определения сущности рус. самодержавия как торгового капитала мономаховой шапки; независимости надстройки от эк. базиса (надстройка – абсолютизм). Но до конца пересмотреть свою концепцию не успевает.

56. Развитие советской  исторической науки после XX съезда  КПСС. Попытки освобождении от  влияния культа личности Сталина. Период «оттепели». Центральная дата XX съезд. Речь шла о культе личности вообще. Ведь первым борцом против этого стал сам Сталин. Положение «постановления 50 лет КПСС». Здесь провозглашена необходимость искоренения культа личности, о соблюдении коллективного руководства (в том числе и в ист. науке). Сам факт появления этого постановления говорит, что даже изменения проходили под эгидой КПСС. После 53-го доступнее становятся архивы. После 56-го сов. историки получили возможность знакомиться с подходами зарубежной историографии. Дискуссии показали изменения в тематике исследования. Вспомнили темы, кот. ранее не исследовали. Эти темы и стали предметом обсуждения (А раньше «Краткий курс ВКП (б)» и догматизм) Вернулись к ленинской концепции. После 56-го сохраняется настороженное отношение историков (марксистов и немарксистов) Опасения имели под собой основания. В фев. 58-го на сроки осуждены представители кружка истфака МГУ, кот. изучали наиболее актуальные вопросы марксистско-ленинской методологии. Теорико-методологические вопросы решались партией, чиновниками. Основным проводником партийных деректив был журнал «Вопросы истории». Далее его критика за независимое проведение в жизнь идей XX съезда. В итоге конфликта – дискуссия 56-го в МГУ. Разбору подвергнуты не сами статьи, а позиция журнала. Позже журнал критиковали за отход от ленинской трактовки. Идет активная исследовательская работа, публикационная деятельность. Открываются новые журналы по архивному делу, издано Полное Собрание Сочинений В.И.Ленина, дерективы советской власти и многое другое. Публикация этих источников характеризуется единой методикой (пытались определить место источников в истории). Публикация многотомных изданий, таких как энциклопедии. В 60-е особенно изучается методология ист. познания. Академик Федосеев выступил с докладом. Из него видно, что история опять служит политике (историки не занимаются собственно ист. проблемами; не занимаются советской действительностью. В самом секторе кроме теории познания изучали и А.С.П; вопросы соотношения логики и историзма; вопросы лениноведения. Предоставленная историкам свобода была все равно под контролем. В 1969 г. – выходит сборник сектора методологии истории (сборник означал установку на плюрализм подходов. Позже сектор реорганизован, а к 1970 г. – закрыт.

57. Проблема революции  1917 года в советской и российской  историографии. Эта проблема была самой актуальной. Здесь был приемлем только марксистский подход. Ленин стоял у истоков изучения Октября. Его взгляды базировались на марксистском представлении социализма (признаки: общ. собственность, натур. обмен, наличие планов распределения хоз-ва, диктатуры пролетариата перерастающ. в общ. самоуправление, коллективизм частной жизни). Ленин противоречил Марксу тем, что доказывал революция возможна в отдельно взятой стране, сформулировал свою теорию («Империализм как…»). Хороший труд «Гос-во и революция» (его концепция гос-ва). Сущность Октября Ленин определял как соц. революцию; движ. сила – рабочий класс + союзник в виде крестьянства. 1 группа работ – апологетичное направление, 2 группа – нигилистическое направление (эмигрант. литература, иностран. публицистика), 3 группа – конформистское направление. Для Ленина характерна доктринальность. Влияние и следование Марксу. Ист. методика Ленина – использ. известных фактов, но вырванных из контекста (полит. прием) У Ленина идея формационного прогресса (идея абсолютизирована). Способ произ-ва обуславливает соц., полит., и дух. образ жизни. Исторический процесс – рев. способ смены формаций. История – борьба классов. Будущий прогресс связан с исторической миссией пролетариата. Ленин в представлении задач ист. познания настаивал на диалект. подходе. Проблема соотношения научности и партийности в пользу последнего.  В 20-е – проблема Октября. Издаются различные мемуары, ист. публицистика «Хроники рев-ции» (1923), «Рев-ция 17-го года» в шести томах (1923-1930), «Осн. вопросы истории РКП (б)» (1924). Ярославский «Краткие очерки ист. ВКП (б)» (1926) – говорил о двух революциях: бурж.-демократ. в деревне, и соц. в городе. Работы Сталина. Критика концепции двух революций. Мир. рев. начинается с востока с колон. стран. Предпосылки рев. на востоке – соц. и полит., на западе – эк. С XX съезда концепция Октября пересматривается (ведется публикация источников по Октябрю). Создается совет по истории Октября. «История Октября» 3-хтомни (переход от сталинской к ленинской концепции). Богаче стал факт. материал. Расширяется проблематика исследований (история партий, роль средних слоев). Гусев «История партии эсеров» (деятельность комбедов, проблемы объективности революции). В перестроечный период выхолащивание идеи закономерностей ист.. С 1989 – 1991 гг. в проблеме Октября большее внимание уделяют субъективному фактору. Работы Земцова, Булдакова. Рев. 1917 г. связывают с системным кризисом в России.

58. Проблема закрепощения  крестьян в советской историографии. Проблема актуальна с 18 в. Еще с Болтина, кот. задал это направление. В дореволюц. историографии было 2 теории проблемы: указная и безуказная (Милюков, Ключевский). Многие историки счит., что закрепощение видно уже во время «Русской Правды». С 17-18 вв. усиливается. Обнаружение источников – новый импульс к изучению проблемы. 1902 г. – публикация Торонецкой грамоты (1590), где упоминается «заповедное лето». После 1917 г. – разработка марксистской концепции закрепощения крестьян (первый автор – Греков). Греков тяготел к указной теории. Связывает закрепощение с ростом барщины, расширением внутр. рынка, с общим ростом товарного произ-ва. «Барщина отменяет в 17 в. Юрьев день». Этот тезис развивали Корецкий, Тихомиров, Черепнин. В 60-е гг. тезис о барщине начал критиковаться со стороны Шапиро. «Барщина неустойчива для различных территорий страны». У Шапиро монография Аграрные отношения в Сев. части России». Проблема недостатка источников. В 70-е статьи Скрынникова «Крепостничество и становление барщинной системы в России в 16 в.» Считал, что барщинные масштабы нельзя преувеличивать, но и недооцениать. Рост барщины не зафиксирован в массовом источнике. В 1978 г. книга Шапиро «Барщина в России в 6 в.» Выделяет ряд факторов закрепощения: рост налогообложения.  В 1970-80 в полемике участвует Милов. Ведущ. роль в закрепощении играла княж. власть. Нужда их в соц. опоре. Кобрин считал концепцию Грекова несостоятельной, т.к. она не подтверждена документами. Среди причин выд. рост потребностей, увеличение оброка, побег крестьян из хозяйств. Милов выдвигает тезис о роли общины в закрепощ. кр-н. Далее исследователи проявляют интерес к соц. сфере. В 14-16 вв. исчезают холопы, смерды, закупы. Миграции крест. населения. Основ. поселения – хутора. Новоприходцы, создавая хутора, создавали не сильную общину; сразу приходят на землю феодалов; сначала получали льготы, а потом оказывались в зависимости от феодалов. Греков считал старожильцев прообразом крепостных. Милов отмечает, что новоприходцы приходя на землю феодала, воспринимали ее, как феодальную. Милов основ. причину складывания крепостничества видел в общине, ее силе. Феодалы вынуждены были не экономич. методами прикреплять к земле крестьян, а вводить личную зависимость. Веселовский, Корецкий, Скрынников занимались опровежением существования указа 1581 года. Большим доверием у исследователей пользуется Соборное Уложение 1649 года. Роль государства в процессе закрепощения несомненна. Современные тенденции изучения: историки анализируют источники после 1649 года; после 1649 года в крест. среде сохраняются поземельные отношения. Община осталась корпоративным собственником.

59. Проблема феодализма  в советской историографии. Феодализм – господство натурального хозяйства, наличие внеэкономического принуждения, наличие натуральных повинностей (оброк, барщина), наличие системы феодальной иерархии. Советская концепция феодализма складывается в 20-е гг. Появляется две концепции: русского феодализма и западного феодализма. Концепция русского феодализма (Греков), западного (Неусыхин). По Грекову генезис феод. отношений – в появлении вотчин (9-10 вв.), формированием одновременно зависимого населения, возникновением отработочной ренты (барщины). По Неусыхину в зап. истории эволюция феод. связана со становлением круп. зем. собственности + идет процесс разложения общины. Бахрушин. Ряд статей. «Княжеское хоз-во 15-16 вв.». Работа ценна богатым фактич. материалом. Подчеркивал натур. основы феод. хоз-ва + отмечал обеднение удельных князей. Кризис порожден развитием товарно-денежных отношений. Сам Бахрушин пересмотрел статью, приняв марксистскую идеологию. Статья «Феод. порядок в понимании Покровского». Здесь Бахрушин пишет и свои новые взгляды исходя из нового понимания феод-ма. Покровский рассматривал феод. как не экономич., а как юридич. систему. Главной чертой считается раздробление верховной власти, объединение синьорий вассальных иерархий. В 50-е появляется новое направление (развитие гос. зем. собственности). Тихомиров оспорил положения Грекова. Говорил, что Грекову не удалось доказать наличие вотчины в 9-м веке. Об этом можно говорить лишь с 10-го века. Статья Довженко и Бравчевского. В Киевской Руси была распространене продукт. рента (полюдье), про это говорил и Черепнин. Концепция Горемыкина: «Киевская Русь – рабовлад. гос-во, лишь с 12 в. феод. отношения. Концепция Фроянова: 9-11 вв. – затянувшийся период первобытно-общинного строя. С сер до конца 10 в. формируется княж. домен, частная собственность лишь к 11 веку. Дружина – сильное средство в складывании феод. собственности.  В 90-е годыпридерживались концепции госуд. собственности. В 2000-е источники подтверждают в 12 веке формирование феод. гос-ва. Сильно историко-правовое направление, много внимания юридич. категориям и обычному праву. «Переход от преобладания обычного права к постоянно растущему в жизни общ-ва правовых норм. В условиях феод. общ-ва обычно-правовые нормы регулируют отношения общины, а правовые – отношения дружины и поземельной верхушки. Первоначально известные категории круп. землевладения означают категории феод. зависимых крестьян. Земля, как ценность, приобретает значение лишь с развитием товарно-денежных отношений и с их проникновением в деревню.

«Теория возвращенной монархии» - сформулирована Манкиевым: от благополучия российской монархии зависит благополучие русского народа. Волюнтаризм – осуществление деятельности без учета объективных законов ист. процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений. Движущая сила истории – то, что определяет развитие об-ва, его источник. Деизм – религиозно-философское учение (доктрина), признающее Бога как мировой разум, который сконструировал целесообразную «машину» природы и давший ей законы движения, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы и не допускает иных путей познания Бога, кроме разума. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Закон – это познанная закономерность. Закономерность – это объективная, существенная, необходимая, внутренне устойчивая связь между явлениями и процессами. Идеографические науки – (неокант-во) науки об индивидуальном, неповторимом ист. процессе. Осн метод: понимание и интуиция. Историография – 1. Сов-ть истор. иссл-ий по какому-либо периоду, проблеме, вопросу, объед. национальным или идейно-метод. единством. 2. Синоним истор. произведений и сам процесс написания ист. сочинений. 3. Самостоятельная отрасль научного знания, спец-ая истор. дисциплина, изучающая историю ист. знаний, ист. мысли, ист. науки в целом или в отд-ой стране с момента зарождения истор-их знаний через превращение их в науку и до настоящего времени. Историология – теория истор-го познания о сущности и хар-ре ист. процесса. Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных ист. форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Историцизм – (К. Поппер) взгляд на ист. процесс, предполагающий его предопределенность действием определенных, не зависящих от чел-ка сил: либо сверхест-ых, либо объективных законов. Историческая повесть посвящается одному лицу или сюжету; в ней присутствует опора на ист. ист-ики и их указанием, элементы критики ист-ка, психологизм, морализаторство (ист. материал как средство воспитания). Ист. эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой иссл-ся знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно осуш-ся с теорией познания. Ист. портрет – форма худ.-образного осмысления ист. процесса. Категории – наиболее общие и существенные понятия, концентрирующие знания о важнейших свойствах реальности. Класс-ия наук О. Конта – абстрактные науки (цель: открытие объкутивных законов), конкретные науки (цель: максимально описать). Концепция – частный случай теории, сов-ть идей, гипотез об исследуемом предмете, осн-ых на опред-ом теретико-метод. положение, раскрывающая существенные связи и отношения, соответствующие сложившейся системе понятий. Летопись – особый вид ист. иссл-ия, разделенного по годам. Мессианизм – идея богоизбранности народа для выполнения особой, предопределенной роли в судббе мира. Прозвучала в «Слове о законе и благодати» Иллариона (1037). Метод – сов-ть путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследователем задачи. Методика – сов-ть способов целесообразного проведения работы. Методология – 1. Система определенных приемов и способов, применяемых в той или иной сфере деят-ти 2. Учение о методах, приемах и способах познания, направленное на разработку и изучение методов научного познания; общая теория метода. Миссионизм – культурно-ист. миссия, призвание народа. Научное знание – теоретико-логический вид научной деят-ти, которая отражает дейст-ть путем раскрытия органически присущего ей сочетания формы и содержания, явления и сущности, количества и качества. Номотетические науки – (неокант-во) науки о природе, целью которых явл-ся выделение закономерностей. Парадигма – 1. Сов-ть устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деят-ти, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических иссл-ий и интерпретации научных иссл-ий. 2. Система теор-их, метод-их и аксеологических установок, принятых в качестве образца решений научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Подход – один из элементов структуры научного метода, определяющий путь решения поставленной исследователем задачи. Понятие – основной элемент научно-мыслительного процесса, отражающий существенные св-ва, связи и отн-ия предметов и явлений в их противоречии и развитии. Принцип иссл-ия – основное исходное положение какого-либо иссл-ия, выступающее как ср-во объединения элементов теории воедино. Принцип историзма – принцип подхода к изучению дейст-ти как изменяющейся во времени, развивающейся. Включает рассмотрение всех явлений как системы, обладающей особой внутр. структурой, изучение процессов развития, перехода от одного состояния к другому. Принцип партийности – принцип идейной направленности мировоззрения, выражающий интересы определенных классов и социальных групп и проявляющийся как в социальных тенденциях науки, так и в личных позициях. Принцип прагматического изложения ист. событий – принцип изучения ист. событий, основанный на представлении об их причинной связи как рез-те действия чел-ка, а не Бога. Принцип утилитаризма – принцип пользы, выдвинутый моральной фил-ий 18-19 вв., согласно которому действие морально оправдано лишь тогда, когда приносит пользу, счастье наибольшему числу людей. Проблематика иссл-ия – формы и методы постановки и употребления проблем; определяется через трактовку смысла и функции проблемы в иссл-ии. Провиденциализм – мировоззрение религиозно-философского толка, согласно которому развитие чел-го об-ва, его источники, его движение и цели опред-ся некими таинственными внешними силами (Провидением, Богом). Рационализм – фил-ое напр-ие, признающее разум решающим источником истинного знания. Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущение, восприятие) – основа и главная форма достоверного познания. Структура метода – система компонентов, из которых складывается метод: 1) подход и принцип; 2) методика; 3) техника иссл-ия. Теория – сов-ть идей и взглядов, объясняющих явления материального и духовного мира, вскрывающих их причины и закономерности. Теория «длящегося Рима» - распространенная во всех средневековых христ-их странах теория, утверждающая нескончаемость Римской имп-ии вплоть до завершения земной жизни. «Теория русской колонизации» - (Соловьев, Ключевский) теория, согласно которой колонизация – специфический общ.-ист. феномен и движущая сила русского ист. процесса. Фактор ист. процесса – это основа об-ва, определяющая его качества, специфику, хар-р социального строя в определенный ист. период. Хронограф – произведения, в которых рассказывается о событиях всемирной истории с Ветхого завета.

Информация о работе Шпаргалка по "Историографии"