Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:16, шпаргалка

Краткое описание

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 156.08 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ  ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

1.Понятие конституционного права его сущность и назначение.

2.0сновные виды государственно-правовых  отношений.

3 .Источники конституционного  права зарубежных стран.

4.0сновные виды партийных  систем.

5. Функции политических  партий.

6.Институализация политических  партий.

7.Группы давления в  политике.

8. Организационная структура  политических партий.

9.Понятие конституции  юридической и фактической.

10. Соотношение конституции  и конституционализма.

11 .Основные черты зарубежных конституций.

12. Классификация конституций  и их внутренняя структура.

13 .Порядок принятия конституций.

14. Функции и виды конституционного  надзора.

15. Соотношение личности  и гражданина.

16. Содержание и способы  определения объема правосубъектности гражданина.

17 Основные социально-экономические  нрава и свободы.

18. Основные политические  права и свободы.

19.Личные права и свободы.

20.Основные формы государства.  Характеристика и особенности.

21 .Основные особенности  и характеристика президентской  республики.

22.Характеристика федеративной  формы государственного устройства.

23. Понятие и характеристика  унитарной формы государственного  устройства.

24. Основные особенности  и характеристика парламентской  республики.

25. Понятие политического  режима. Основные виды политических  режимов.

26. Понятие , сущность, основные признаки политического режима демократии.

27. Основные теории демократии.

28. Признаки .признаки и сущность авторитарного режима.

29. Характеристика , особенности и виды мажоритарной избирательной системы.

30. Особенности пропорциональной  избирательной системы.

31 .Понятие и виды референдума.

32.Организация и порядок  проведения выборов в зарубежных  странах.

33. Основные избирательные  цензы.

34. Основные полномочия  главы государства.

35. Системы избрания президента.

36.Виды права вето.

37.Порядок формирования  парламентов и статус депутатов.

38. Понятие и элементы  правового статуса депутата парламента.

39.Классификация парламентов.

40.Внутриполитические и  внешнеполитические полномочия  парламентов.

41.Виды контрольных полномочий  парламента.

42. Основные этапы законодательного процесса.

43. Классификация парламентских  комитетов.

44.Место правительства  в политической системе зарубежных  государств.

45.Основные способы формирования  правительств в зарубежных странах.

46.Компетенция и функции  правительства.

47.Внутренняя структура  правительства.

48.Характеристика и содержание  нормоустанавливающей деятельности

правительства.

49. Особенности и роль  местного самоуправления и его  органов в механизме

государства.

50. Основные функции и  полномочия органов местного  самоуправления.

51 .Порядок формирования  и особенности структуры органов  местного

управления.                    ^

52. Система отношений органов  местного управления и центральной  власти.

53 Виды авторитарных режимов.

54.Фашизм понятие, сущность .причины появления.

55.Монархия понятие, признаки, сущность.

56.Роль монархии в развитых  странах.

57. Понятие и источники  избирательного права.

58.Глава государства. Понятие,  основные признаки и виды.

59.Теория "разделения властей"  как принцип организации власти

и построения системы государственных  органов.

60.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конституционного  права его сущность и назначение.

Предметом науки  конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное (государственное) право закрепляет также

механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное (государственное) право есть основная от-

расль права страны, представляющая собой совокупность юридичеких норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, опреде-

ляющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управ-

ления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет  государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.  Подразделение конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран.

Предметом правового  регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно- (государственно-) правовыми. Конституционно- (государственно-) правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане

и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений  могут быть центральные и местные  пар-

тийные органы. В обществе существует множество видов конституционно- (государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

 

3. Источники конст.права зар.стран.

Источники конституционного государственного) права чрезвычайно  разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.

Основным  источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает «выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно». Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших  источников государственного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые хотя и не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях

Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других.

Не менее  важное значение в качестве источников государственного права меют органические законы, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содежащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т. д. Таких бланкетных

норм во французской  конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы  государственного права содержатся и в обычных парламентских  законах, которые иногда вступают в  противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена - Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено). Государственно-правовыми по своему характеру являются закон о превентивном тюремном заключении и закон об обороне Индии, так как они внесли существенные коррективы в констшуционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного государственного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции президентские ордонансы, юридически приравненные по своей

обязательной  силе к парламентским актам, играют роль важнейших источников государственного права. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная униноминальная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а  также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

 

Значительное  место в государственном праве  зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении ана-

логичных  вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод.

Наиболее  широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран.

До сих  пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников государственного права зарубежных стран следует назвать также  акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. В англосаксонских и многих

других странах  акты толкования законов являются широко распространенными источниками права. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом

толкования  могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения  конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы государственного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

Достаточно  сослаться на государственную практику США, где произвольное толкование президентом  актов конгресса порой становится одной из разновидностей нормоустанавливающей деятельности исполнительной власти.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного государственного) права являются мнения и высказывания выдающихся ученых государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве докт-

ринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. На наш взгляд, высказывания этих авторов

могут приниматься  в качестве аргументов в спорах по государственно-правовым вопросам, но никак не более.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные виды партийных систем.

Партийные системы  зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Для этих стран при демократическом режиме характерно наличие нескольких политических партий.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран