Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:16, шпаргалка

Краткое описание

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 156.08 Кб (Скачать файл)

Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую

деятельность  как профессию. В этих партиях  существует организационная связь  между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется  всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.

Партии, относящиеся  к данной группе, представляют собой, как правило, относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Они стро-

ятся на принципах бюрократического централизма. Как правило, в этих партиях огромные полномочия принадлежат общенациональному руководству и непосредственно лидеру. Указанные партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как органическое дополнение к членству индивидуальному.

К числу таких  партий (по данным на 1989 г.) можно было отнести либерально-демократическую  партию Японии, Христианско-демократический  союз ФРГ, Австрийскую народную партию, партию центра Швеции, ИНК и некоторые  другие.

Организационно  неоформленные партии характеризуются  тем, что у них отсутствует  институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют  партийных билетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийная дисциплина.

Отсутствие  официального членства в партиях  этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийной политики. Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к «улавливанию голосов избирателей». Основная задача данных партий - добиться победы на выборах.

Типичным  примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США - республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Организационная структура аппаратов республиканской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом она приспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы.

Общая тенденция  к бюрократизации и централизации, свойственная политическим партиям, находит свое выражение в том, что количество организационно неоформленных партий неуклонно сокращается. Организационно оформленное членство с обязательной уплатой партийных взносов и обязанностью под-

чиняться партийной дисциплине становится обязательным атрибутом организационной структуры политических партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Институализация политических партий.

В зарубежных странах особую важность в современную  эпоху приобретает институализация политических партий. Речь идет

прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. Длительное

время это  было вне пределов правового регулирования  государства. Политические партии рассматривались  государствен-

ной властью  как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положение изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.

В настоящее  время можно выделить два основных метода регулирования правового  статуса и порядка деятельности политических партий - внешний и внутренний.

Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся

политических  партий. Степень детализации и  определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту  современного конституционализма.

В ст. 49 конституции  Италии 1947 года сказано: «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики». В более консервативной конституции Японии 1947 года о политических партиях в ст. 21 сказано менее определенно:"Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений». Согласно ст. 21 основного закона ФРГ, партии «содействуют формированию политической воли народа».

Конституционные положения представляют собой основу для законодательной регламентации деятельности политических партий. Наиболее типичным примером в этом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года.

Различного  рода законы, касающиеся деятельности политических партий, были приняты в США (закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954 года, законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг., закон о федеральных избирательных кампаниях 1974 года), хотя в конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на

создание  и деятельность политических партий. Однако следует заметить, что в  конституциях и избирательных законах  отдельных штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации  и деятельности политических партий.

К числу актов  внешнего регулирования организации и деятельности политических партий относятся решения судов, обладающих правами конституционного надзора, что особенно типично для США и ФРГ.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особьм пред-

метом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий - съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам

организационной структуры и партийной деятельности. Издаваемые в этом порядке партийные  нормы не носят, конечно, правового  характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипар-

тийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания,

отказ в выдвижении в кандидаты и пр.). Любопытно  отметить, что даже такие классические организационно неоформленные партии, как республиканская и демократическая в США, за последние

годы приняли  меры к укреплению своих партийных  организаций. С этой целью в 1974 году был принят устав демократической  партии, а в 1976 году национальный конвент  республиканской партии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепления организационной структуры и партийного единства.

Для современного этапа характерна тенденция к  более тесным контактам между  аппаратом политических партий и  государ-

ственным аппаратом. Сейчас в политичских системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических

партий, усиливается  их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Понятие конституции юридической  и фактической.

В науке конституционного (государственного) права понятие  «конституция» применяется в  двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической

конституции обстановка меняется. Появляются новые  учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, складывается на практике такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова.

Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться.

В некоторых  странах политическая элита стремится  править помимо конституции. Этот процесс  сопровождается как офици-

альным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости   и   целесообразности   внеконституционного правления. Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г. Эбрегэма: «Конституция - это

рама или  шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и

система двигателя  могут быть модифицированы без изменения  самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным  изменениям работающих механизмов правительства». Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстанов^р политических сил в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Основные черты зарубежных конституций.

В настоящее  время насчитывается более ста  действующих конституций. Некоторые  из них приняты свыше ста лет  назад. Наиболее старыми являются конституции  США 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины 1853 года,

Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство  конституций появилось после  второй мировой войны. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.

1. Все конституции  в той либо иной форме провозглашают  лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как  старые, так и новые конституции. Конституция США (преамбула): «Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем

и устанавливаем  настоящую конститцию...». В преамбуле перечисляются «цели образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее носителях. Конституция Бельгии 1831 года: «Все власти исходят от народа. Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 25).

2 Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности.

3. В конституциях  обычно воспроизводятся и закрепляются  основные принципы теории разделения  властей. В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская)  концепция разделения властей  не выражена семантически точно,

она как бы подразумевается, из нее исходят. В  других (американская, датская, японская) принципы разделения властей

четко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и проти-

вовесов», положен в основу американской конституции.

4. Все конституции  устанавливают и закрепляют форму  правления соответствующего государства  - республику или мо-

нархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона. Так, конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму

правления...» (Глава IV, ст. 4).

5. Конституции  устанавливают и закрепляют форму  государственного устройства - унитаризм  или федерацию, хотя в самом  тексте основного закона могут  отсутствовать прямые предписания  об этом (Франция, Япония). В этом  случае как бы

предполагается, что само умолчание о форме  государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее

распространенного способа национально-политической организации территории страны.

6. Все конституции  в той либо иной форме провозглашают  и устанавливают демократические свободы граждан и подданных.

Обычно в  самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран