Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:16, шпаргалка
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.
проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных
списков, регистрация кандидатов на выборные должности,проведение голосования, подсчет голосов и определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов. Одним из важнейших этапов выборов в зарубежных странах
является
регистрация избирателей и
избиратель,
раз зарегистрировавшись, более
не обязан являться для регистрации.
Исправления в избирательные
списки вносятся лишь в случае смерти,
а также изменения места
фамилии избирателя.
При периодической системе
Важным этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов в депутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые,
тем не менее, можно свести к следующим.
1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено под-
писями установленного числа избирателей. Например, в Англии для выдвижения кандидата формально достаточно подачи заявления, подписанного несколькими избирателями,
2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей. В Швейцарии предложение о выдвижении кандидатов должно быть подписано 15 избирателями. Система петиций применяется в ряде штатов США на выборах в органы власти штатов и органы местного управления.
3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке,что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами - праймериз. (США)
В США два основных вида праймериз.К открытым праймериз относятся те, для участия в которых либо вообще не требуется установления партийной принадлежности Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать
свою партийную принадлежность. Во всяком случае вопрос о выдвижении кандидатов решается руководством партий. Помимо партии,
гражданин вправе
принять участие в
Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов,обычно осуществляется лично. В некоторых с лучаях законодательство отдельных стран допускает голосование по почте, по
доверенности
(для отсутствующих
избирателя, которьм он волен распорядиться по своему усмотрению. Наряду с этим во многих странах введено обязательное голосование.
Обязательное
голосование позволяет
бежных демократических странах. Исход выборов в значительной степени зависит от того, какими денежными средствами располагают партии и кандидаты. Во многих странах были приняты законы, ограничивающие избирательные расходы. Деньги оказывают значительное, хотя и не решающее влияние на исход выборов.
Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов.
33. Основные избирательные цензы.
В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потен циальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования - предъявляются к кандидатам на выборные должности.
Возрастной ценз — это установленное законом требование,согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.
Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той
или иной местности
в течение определенного
мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.). В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.
Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не распространялось на женщин.
Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих
десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия – в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956,Швейцария-в 1971 году.
Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые
фактически играют ту же роль. Существует целый ряд другихспособов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные мень-шинства.
Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного
избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего для кандидатов на выборные должности повсеместно устанавливается более высокий возрастной ценз При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости иносит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.
34 осоновные полномочия главы государства.
Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.В области государственного управления полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее.Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Полномочия главы государства как верховного главнокомандующего практически представляют собой почетную прерогативу,Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всейстраны или части ее.В законодательной области полномочия главы государствадостаточно обширны. Он обладает правами, по зволяющими ему вслучае необходимости активно воздействовать на парламент.
Глава государства созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условияхсессию парламента. Важнейшим орудием в руках главы
государства является право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента. В случае роспуска парламента или истечения срока его полномочий глава государства назначает
внеочередные или очередные выборы. В ряде случаев президенту или монарху предоставляется в ограниченной форме право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий. Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства. Отказ дать санкцию - вето влечет за собой ряд серьезных правовых последствий. К полномочиям главы государства в области законодательной относится также его право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента. Внешнеполитические полномочия главы государства консти туциями зарубежных стран определяются примерно одинаково, хотя имеется целый ряд частностей и деталей чисто нацио нального характера.Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.Глава государства назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов. Он принимает дипломатических представителей иностранных государств.Главе государства предоставлено право ведения международных переговоров. он заключает и ратифицирует согласия парламента) международные договоры и соглашения.Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуется санкция парламента.Глава государства обычно имеет также право помилования,смягчения или замены наказания, изменения приговора; право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; раво присвоения почетных званий и титулов.Глава государства играет важнейшую роль в различного рода церемониях и празднествах. Конституции зарубежных государств наделяют главу госу-
дарства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры. Институт контрасигнатуры является юридическим оформлением ограничения полномочий главы государства. Разрыв между юридическим и фактическим положением главы государства характерен для всех парламентарных стран.
35. сисетма избрания президента.
В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.
1. Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей
участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама,Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Ю. Корея). Результаты голосования за выдвинутых кандидатов определяются по мажоритарной избирательной системе абсолютного либо относительного большинства. В выборах президента юридически принимают
участие все избиратели, внесенные в списки для голосования.
2.Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США).При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.
3.В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.
1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается.
2. Для избрания президента создается избирательная
коллегия, состоящая из депутатов парламента
и представителей органов честного самоуправления
крупнейших административно-
3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации.Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в
государственной жизни страны.
Анализируя существующие в настоящее время системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания резидента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.
Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран