Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:27, реферат
Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания.
Источник: Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.:Академический проект, 2001.
[править]
Литература
Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге.
Известен также шумеро-
[править]
Религия
Основная статья: Шумеро-аккадская мифология
Шумерская богиня
Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царём. Ассамблея состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинхурсаг), море (Энки), воздух (Энлиль). Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. правила Мэ:
энство
истина
царская власть
закон
искусство
Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.
Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землёй между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землёй, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.
Шумеры считали, что они созданы для служения богам, между ними и богами существует очень тесная связь. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать также, как и шумеры без богов.
[править]
Библиография Шумер на Викискладе?
Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001 (ISBN 5-85803-161-7).
http://blogs.mail.ru/
Шумеры как родоначальники всемирной истории
http://manger.ru/vsem/shum.htm
Список царей ШумераСодержание [убрать]
1 Список
1.1 Ранний Династический I
1.2 Ранний Династический II
1.2.1 Первая Династия Киша
1.2.2 Первая Династия Урука
1.2.3 Первая Династия Ура
1.2.4 Ранний Династический III
1.2.5 Первая Династия Лагаша
1.2.6 Аван
1.2.7 Вторая Династия Киша
1.2.8 Династия Хамази
1.2.9 Вторая Династия Урука
1.2.10 Вторая Династия Ура
1.2.11 Династия Адаба
1.2.12 Мари
1.2.13 Третья Династия Киша
1.2.14 Династия Акшака
1.2.15 Четвертая Династия Киша
1.2.16 Династия Уммы
1.2.17 Третья Династия Урука
1.2.18 Династия Аккаде
1.2.19 Четвертая Династия Урука
1.2.20 Гутии
1.2.21 Вторая Династия Лагаша
1.2.22 Пятая Династия Урука
1.2.23 Третья Династия Ура
1.2.24 Первая Династия Исина
1.2.25 Династия Ларсы
Древний Шумер
Следы самого первого в
истории государства —
О природе Междуречья можно прочитать в книге Л.Воронковой «След огненной жизни»: «Уходя от Армении, горный хребет Тавр поднимается все выше и выше. Здесь, в горной стране, возникают могучие реки Тигр и Евфрат. То сближаясь, то отходя друг от друга, мчат они свои глубокие бурные воды через всю равнину Месопотамии до самого Персидского залива.
Горный хребет с вершиной Загрос стоит над обширной равниной Междуречья. Равнина эта жаркая, сухая. Дождей почти нет. Солнце палит свирепо и неотвратимо. И если бы не эти две реки — Тигр и Евфрат, широко несущие свои воды,— если бы не эти реки, спасающие равнину разливами и плодородным илом, здесь была бы пустыня, гибель и смерть...
Реки разливались широко,
удобряя поля. Вода поднималась на
двадцать локтей до уровня высоких
берегов и на двадцать локтей сверх
берегов. Каналы, которыми была изрезана
равнина, наполнялись водой и
потом долго светились ярко-
Во время разлива воду
накапливали в больших
Урожаи были такие обильные, такие богатые, что хватало зерна и людям, и скоту, и на продажу, и на обмен. Хлеб меняли на металлы, на камень, на дерево, потому что ни металлов, ни камня, ни дерева в Междуречье не было.
Разводили скот — овец, ослов, коров. Стада их бродили по склонам гор, по болотам и низинам, где земля не засевалась. Пастушьи поселки давали стране молоко, масло, творог. Искусные мастера-кожевники выделывали кожи.
По берегам рек селились рыбаки. Улов рыбы был обильным. Рыбу сушили, перемалывали в муку, кормили ею скот, продавали...
Высокий густой тростник, щедро растущий по берегам рек, был незаменим в жизни народа. Тростник был и топливом, и подстилкой скоту. Из тростника плели корзины. Делали горшки для варки пищи — плели из тростника и покрывали глиной. Тростником, мелко нарубленным, кормили скот. Даже дома строили из тростниковых вязанок, складывали стены и обмазывали глиной для крепости. Покрывали дома тоже тростником. Или просто строили из тростника шалаши».
Шумер не был единым, в
нем существовали соперничавшие
между собой города-
«В центре на искусственной платформе стоял храм в честь бога — покровителя города. Возведение искусственной платформы было связано с поклонением богам на вершинах гор. Так со временем возникла ступенчатая башня — зиккурат, на верху которой возвышалось жилище богов. В главной части храма, похожей на длинный двор, помещалось изображение божества. По одну сторону от него находился алтарь, а по другую — стол для жертвоприношений. В шумерском храме были жилые помещения для жрецов и их семей, а иногда и правителя города-государства, комнаты для слуг, различные хозяйственно-административные постройки.
Недалеко от храмовой территории располагался дворец, дома знати, жилища горожан. От нападения врагов защищали крепостные стены. За ними тянулись поля, сады, пастбища, домики земледельцев. Это пригород, называвшийся по-шумерски «внешний город». Бойкая торговля разнообразными товарами шла вблизи пристани. Этот район, вместе с примыкающими домами и лавками, принадлежащими чужеземным купцам, которые не имели права жить в городе, составлял самостоятельное поселение со своим управлением. Улицы в шумерских городах представляли собой унылую картину: узкие и кривые, с глухими стенами, а за ними — дома с прорезями вместо окон на втором этаже. Еще более неприглядно города выглядели в период дождей, когда дороги размокали и превращались в непролазную грязь.
Дом горожанина среднего достатка был двухэтажным с прихожей, в которой стоял кувшин с водой для омовения. Кроме того, в прихожей можно было задержать неожиданных гостей, чтобы женщины могли удалиться на свою половину. На первом этаже размещались кухни, кладовки, помещения для слуг, комнаты для гостей и умывальни. На втором — жила семья хозяина. В жилых помещениях прорези на улицу закрывали ставнями, сплетенными из тростника, стены штукатурили и белили. Белый цвет, по мнению шумеров, приносил счастье. Двери, выходящие во двор, ставили обязательно узкие, и открывались они внутрь.
Во главе города-государства стоял правитель — энси. Частые войны между шумерскими городами-государствами привели к усилению власти правителей. Со временем они стали царями и основали свои династии».
В той же книге можно прочитать и о том, как выглядели жители древнего Шумера: «Изображения, дошедшие до нашего времени, рисуют шумеров крепкими, приземистыми, склонными к полноте, с короткими шеями, круглолицыми, с сильно выступающими носами. А вот какой могла быть парадная одежда знатной дамы: на ней одета туника, заколотая спереди длинной булавкой и подвязанная поясом. На голове очень большой парик, поддерживаемый широкой золотой лентой. На нем уложены три венка, сделанные из тонких золотых листьев. Первый свисал на лоб, над ним — второй и, наконец, — третий, представляющий собой собранные в пучок золотые листья, украшенные камнями. Все эти венки перевязывались нитками бус. Сзади прикреплялся золотой гребень. С боков парика свисали кольца, сделанные из золотой проволоки, а снизу прикреплялись нитки больших бусин. В ушах серьги, свешивающиеся до самых плеч. Представляете, какой сложный и, конечно, нелегкий головной убор носили шумерские дамы.
Мужчины на голову надевали золотые обручи или серебряные цепочки с длинными бусинами. Шумеры придавали большое значение одежде. Их отношение к внешнему виду человека нашло отражение в пословице: «Хорошо одетому всегда рады».
Население на берегах росло и благоденствовало, города процветали. Оттуда к нам пришло умение писать и считать, наблюдать за звездами и еще многое другое, например кирпичное строительство. А причиной этого изобретения послужило почти полное отсутствие в Междуречье камня и дерева. Главным строительным материалом служила глина, тем более что была она вокруг в изобилии. Шумеры считали, что даже самый первый человек был сотворен из глины. Из нее, то есть из сырцовых и обожженных кирпичей, строили дома, дворцы и храмы, делали предметы домашней утвари. И на ней же стали впервые писать. Изобретение письма было еще одним важным достижением шумеров. Значительную роль в жизни Шумера играли ремесленники и торговцы. Именно шумерские мастера изобрели способ литья расплавленного металла в разливные формы. Об искусстве ювелиров, гончаров свидетельствуют прекрасные изделия, найденные при археологических раскопках.
В III тысячелетии до н. э. шумеры
основали небольшое поселение, получившее
название «Врата божьи». Прошли столетия,
и маленькое поселение
Из книги М.Фигули «Вавилон»: «За полями голубеет Евфрат и колышутся на волнах финикийские корабли с товарами для вавилонских купцов. За ними с севера на юг медленно плывут плоты кедрового дерева с Ливанских гор. Вдоль берегов трепещут сети рыбаков, и высокие пальмы самовлюбленно глядятся в зеркало вод.
На царской дороге появились караваны, идущие из далеких краев. Верблюды кричат и вытягивают длинные шеи в сторону реки. Проводники не позволяют им останавливаться, потому что до вечера надо успеть в столицу царства — Вавилон. Все стремятся туда. Словно все дороги идут в одном направлении и у всех людей — одна цель.
Чем выше поднималось солнце, тем больше пешеходов появлялось на улицах. И наконец, наступал час, когда просыпались и избранные жители Вавилона. Откидывались тяжелые занавесы на дверях, впуская в роскошные покои потоки утренней прохлады. В струях проникшего света сверкали стены просторных залов, выложенные плитами из мрамора и алебастра, металла и дерева, где почивали и благоденствовали их обитатели…
Над всеми зданиями Вавилона возвышался Храмовый Город, который назывался Эсагилой. Эта часть Вавилона была отделена от прочих кварталов толстой стеной. Среди храмов выделялась Этеменанки, легендарная семиэтажная башня, в которой пребывал божественный Мардук, покровитель столицы мира, названный «Бабилу», то есть «Воротами божьими», потому что именно здесь, у священного Евфрата, боги спускались на землю.
Эсагила расположилась на самом высоком холме Вавилона, уже этим одним словно желая подчеркнуть, что именно она властвует не только над столицей державы, но и над всей Вавилонией, что перед ней должен склониться даже царь, которому по закону принадлежит первое место после богов. Верховный жрец бессмертного Мардука каждый раз во время новогодних празднеств публично провозглашает царя Вавилона священным наместником богов на земле. Но тот же самый верховный жрец люто ненавидит своего повелителя и ведет с ним тайную борьбу не на жизнь, а на смерть».
И Шумер, и Вавилон историки считают началом цивилизации потому, что именно тогда и появились самые первые города. От латинского слова «civitas», обозначающего город, и происходит слово «цивилизация».
Пройдемся еще по Вавилону вместе с М.Альбедиль и ее книгой «Рассказы по всемирной истории»: «Иноземным послам и купцам Вавилон казался гигантским не только по занимаемой площади, но и по количеству населения. В Вавилоне жили около полумиллиона человек. Перед глазами чужестранцев представала неприступная крепость, окруженная рвом шириной 12,5 метров. За ним поднималась внешняя стена толщиной 3 метра. Затем шла вторая стена. На них через каждые 20 метров возвышались выдвинутые вперед прямоугольные башни.