6. Физическое состояние
документа. Этот критерий — вспомогательный
и применяется в отдельных
случаях. Один из случаев применения
этого критерия — наличие сильно
поврежденных документов, например,
были залиты водой и слиплись,
повреждены плесенью так, что
часть текста почти или совсем
нечитабельна. В этих случаях, как
правило, устанавливается, относятся
ли эти документы к основным в
конкретном учреждении или к вспомогательным.
Те дела и документы, утрата которых обеднит
комплексы документов за определенный
период, не даст возможности в будущем
историкам всесторонне изучать какую-то
серьезную проблему, передаются на реставрацию.
Те же документы, которые хоть и содержат
полезную информацию, но не являются основными,
могут быть выделены для уничтожения согласно
критерию физического состояния.
Экспертная комиссия.
Экспертиза ценности документов
в учреждениях проводится под руководством
экспертной комиссии, действующей постоянно.
В крупных учреждениях со сложной структурой
действуют центральные экспертные комиссии,
которые объединяют и координируют работу
экспертных комиссий структурных подразделений.
Порядок организации работы центральной
экспертной комиссии и функции определены
в «Основных правилах работы ведомственных
архивов». Экспертная комиссия создается
приказом руководителя их числа наиболее
квалифицированных работников, имеющих
большой опыт работы и хорошо знающих
отрасль, а также в состав комиссии включаются
представители архивов разных уровней.
Возглавлять комиссию должен один из руководящих
работников организации. Обычно комиссия
состоит из 3–5 человек.
В основные задачи центральной
экспертной комиссии входит:
- рассмотрение проектов номенклатур
дел учреждений и его структурных подразделений;
- организация ежегодного отбора
документов на хранение и уничтожение;
- рассмотрение годовых разделов
описей дел постоянного хранения и описей
дел временного хранения (свыше 10 лет,
в том числе и по личному составу);
- рассмотрение актов о выделении
к уничтожению документов и дел, срок хранения
которых истек;
- подготовка и внесение на рассмотрение
экспертно – проверочных комиссий соответствующих
учреждений государственной архивной
службы предложений об установлении и
изменении сроков хранения документов
- участие в подготовке и рассмотрении
проектов нормативно – методических материалов
по делопроизводству и архивному делу:
типовых и примерных номенклатур дел,
перечней документов с указанием сроков
хранения, инструкций по делопроизводству
и т.п.;
- проведение инструктажа, консультаций,
методического руководства и контроля за деятельностью центральной экспертной комиссии структурных подразделений и экспертной комиссии подведомственных организаций;
- Разработка перечня документов,
образующихся в деятельности учреждения,
организации, предприятия с указанием
сроков их хранения.
Экспертные комиссии являются
коллегиальным органами, их заседания
протоколируются. Протоколы подписывает
председатель и секретарь комиссии и утверждает
руководитель организации.
Экспертиза научной и практической
ценности документов должна проводиться
систематически. В течение года члены
экспертных комиссий должны проверять
правильность заведения дел в соответствии
с номенклатурой. В начале года сотрудники
структурных подразделений, ответственные
за формирование и хранение дел, просматривают
и отбирают документы для дальнейшего
хранения, а с истекшими сроками хранения
– к уничтожению.
Члены экспертных комиссий
проверяют правильность проведения этой
работы. При этом они должны просматривать
не только описи и акты о выделении дел
к уничтожению, но и обязательно полистно
проверять наиболее важные дела и документы,
срок хранения которых вызывает какие-либо
сомнения.
Проведение процедуры
экспертизы ценности документов
основывается на выработанных
теорией и практикой архивного
дела принципах историзма, комплексности
и всесторонности оценки документов и
критериях происхождения, содержания
и внешних особенностей документов.
Государственным архивом разработан
перечень. Он устанавливает сроки хранения
документации, типичной для большинства
учреждений, организаций, предприятий
и отражают общие функции и вопросы их
деятельности (руководство, контроль,
планирование и так далее).
В процессе проведения экспертизы
могут быть использованы несколько видов
типовых перечней:
- перечень типовых документов,
образующихся в деятельности госкомитетов,
министерств, ведомств и других учреждений,
организаций и предприятий с указанием
сроков хранения (составлен в соответствии с Положением о Государственном архивном фонде СССР (ГАФ СССР), утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 4 апреля 1980 г. N 274);
- перечень документов, подлежащих
приему в государственные архивы;
- перечень научно-технической
документации, подлежащей приему в государственные
архивы.
В зависимости от значимости
документов сроки их хранения устанавливаются
постоянные или временные: один год, три
года, пять лет, десять лет, пятнадцать
лет и т.д. Срок хранения исчисляется с
1 января года, следующего за годом окончания
дела.
Если при просмотре дела обнаружено,
что вместе с документами постоянного
хранения в нем значительное количество
документов временного хранения, дело
реформируется, и документы постоянного
храпения отделяются от документов временного
хранения.
Если в деле содержатся документы
временного хранения, но различной ценности
и, следовательно, с разными сроками хранения,
срок хранения всего дела устанавливается
для наиболее ценной документации.
В процессе экспертизы ценности
документов выделяется четыре группы
дел: постоянного хранения, подлежащие
в последующем передаче в государственный
архив; длительного хранения в архиве
учреждения (свыше лет); временного хранения
(до 10 лет); подлежащие уничтожению в связи
с истечением сроков хранения.
Дела с постоянным и долговременным
сроками хранения готовят к сдаче в архив
учреждения.
В небольших учреждениях, не
сдающих свои документы на государственное
хранение и самостоятельно решающих вопросы
хранения и уничтожения дел с согласия
вышестоящих организаций, составляется
акт о выделении к уничтожению документов,
не подлежащих хранению. Их уничтожение
проводится только после составления
годовых разделов сводных описей дел по
личному составу за соответствующий период
и их утверждения руководителем данной
организации. Организация обязана систематически
описывать документы по личному составу
и документы временного хранения (свыше
10 лет), обеспечивая их сохранность и учет.
Заключение
Экспертиза ценности документов
является одной из важнейших функций специалистов
архива, так как итогом экспертизы осуществляется
полноценное комплектование архива организации
и государственного архива и в конечном
счете, определение состава Архивного
фонда Российской Федерации.
Оценка ценности документов
необходима для предотвращения утраты
документов, подлежащих государственному
хранению.
Сохранение документальной
информации – важнейшая задача любого
предприятия, так как информационные ресурсы,
наряду с трудовыми и материальными ресурсами
относятся к основным ресурсам государства.
Список литературы
Источники:
Федеральный закон от 22 октября
2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской
Федерации"
ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
ГОСТ 6.10.2-75. Унифицированные
системы документации. Термины и определения.
Государственная система документационного
обеспечения управления. Основные положения.
Общие требования к документам и службам
документационного обеспечения. М., 1991.
Перечень типовых управленческих
документов, образующихся в деятельности
организаций, с указанием сроков хранения.
М., 2000.
Учебная литература:
Альбрехт Б.В. Архивы коммерческих
организаций. – М.: МЦФЭР, 2005.
Жукова М.П. Экспертиза ценности
документов и комплектование архивов
(вчера, сегодня, завтра) // Отечественные
архивы. 2004. №4. с. 37-44.
Илюшенко М.П., Кузнецова Т.В., Лившиц Я.З. Документоведение. Документ и системы документации: Учеб. пособие. М., 1977.
Подольская И.А., Санкина Л.В.
Методика и практика стандартизации и
унификации документов: Учеб. пособие. М., 1987.
Сергазин Ж.Ф. Основы обеспечения сохранности документов: Учебн. для вузов. – М.: Высшая школа, 1986.
Янковая В.Ф. Терминология документационного обеспечения управления // Делопроизводство. 1999. №1. с. 41-44.
Пособия и методические указания:
Делопроизводство (организация
и технология документационного обеспечения управления): учебник для вузов /Под ред. Т.В. Кузнецовой. – М.,
2000.
Зиновьева Н.Б. Документоведение: Учебн.-метод. пособие. М.: Профиздат, 2001.
Кушнаренко Н.Н. Документоведение: учебник. – 7-е изд., стер. – К.: Знамя, 2006.
Интернет - ресурсы:
Гречихин А.А. Общая библиография
[электронный ресурс]: учебник для вузов.
М.: МГУП, 2000. – Режим доступа: www.hi-edu.ru/e-books/cb/index.htm
Приложение 1
Приказ о создании Центральной экспертной
комиссии (ЦЭК) Министерства культуры
Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 мая 2010 года N 292
О создании Центральной экспертной комиссии
(ЦЭК) Министерства культуры Российской
Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об
архивном деле в Российской Федерации" и
в целях рассмотрения нормативно-методических
документов в области архивного дела и
делопроизводства, организации работ
по экспертизе ценности, и включению в
состав Архивного фонда Российской Федерации
документов Министерства культуры Российской
Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать Центральную экспертную комиссию
(ЦЭК) Министерства культуры Российской
Федерации согласно приложению № 1.
2. Утвердить согласованное с
Федеральным архивным агентством
Положение. о Центральной экспертной
комиссии (ЦЭК) Министерства культуры
Российской Федерации(приложение N
2).
3. Контроль за выполнением настоящего
приказа возложить на заместителя Министра
А.Е.Бусыгина.
Приложение 2
Положение о Центральной
экспертной комиссии Министерства культуры
Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Постоянно действующая Центральная
экспертная комиссия Министерства
культуры Российской Федерации (ЦЭК)
создается в целях:
- организации и проведения методической
и практической работы по экспертизе
ценности документов, образовавшихся
в деятельности Министерства
культуры Российской Федерации
и его структурных подразделений
по отбору и подготовке к
передаче на постоянное хранение
документов Архивного фонда Российской
Федерации, включая управленческую,
научно-техническую, кино-, фото-, фоно-,
видео-, а также творческую документацию;
- осуществления методического
руководства и координации деятельности
экспертных комиссий (ЭК) организаций,
подведомственных Министерству культуры
Российской Федерации.
1.2. Постоянно действующая ЦЭК является
совещательным органом при руководстве
Министерства культуры Российской Федерации.
Решения комиссии вступают в силу после
их утверждения руководством Министерства
культуры Российской Федерации. В необходимых
случаях решения ЦЭК вступают в силу только
после их согласования или утверждения
Центральной экспертно-проверочной комиссией
(ЦЭПК) при Федеральном архивном агентстве
(п.2.7 настоящего Положения) или экспертно-проверочными
комиссиями (ЭПК) Российского государственного
архива литературы и искусства (пп.2.8, 2.9 настоящего Положения) и Государственного
архива Российской Федерации (п.2.10 настоящего Положения).
1.3. Персональный состав ЦЭК назначается
приказом Министерства культуры
Российской Федерации.
1.4. В состав ЦЭК входят председатель
комиссии, его заместитель, секретарь
комиссии, представители делопроизводственной
службы, а также наиболее квалифицированные
сотрудники основных структурных
подразделений, представитель РГАЛИ
или Федерального архивного агентства.
Председатель ЦЭК назначается
из числа заместителей Министра.