Этноконфессиональная карта Боснии и Герцеговины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в изучении формирования этноконфессионального состава Боснии и Герцеговины в сложных исторических условиях. А также в рассмотрении ключевых исторических событий и конфликтов, многие из которых возникали на религиозной или национально-этнической почве и на данный момент имеют существенный интерес для сопоставления их с текущей сложной ситуацией в Боснии и Герцеговине. Цель работы заключается в изучении влияния западноевропейского и ближневосточного фактора на формирование этноконфессиональной карты Боснии и Герцеговины на протяжении обширного временного периода с древних времен и до конца XIX - начала XX в.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Формирование этноконфессиональной картины Боснии с древности до XV в. 5
1.1 Историко-культурное развитие Боснии до 1180 года. 5
1.2 Босния в период укрепления государственности (конец XII – конец XIV вв.) 8
1.3 Вторжение турок на Балканский полуостров 10
Глава 2. Боснийские земли под властью турецкого государства 13
2.1 Особенности влияния османской культуры на раннем этапе нахождения Боснии в составе турецкого государства 13
2.2 Ослабление власти турецкого правительства 15
Глава 3. Европейские державы и ситуация в Боснии и Герцеговине во второй половине XIX – начале XX в. 20
3.1 Первые национально-освободительные движения в Боснии и Герцеговине 20
3.2 Внешнеполитический курс Великобритании на Балканах 21
3.3 Французская внешняя политика на Балканах 24
3.4 Особенности политики Австро-Венгрии на Балканах. Отношение России к ситуации на Балканах 26
Заключение 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

наконец-то4.docx

— 73.05 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

Балканский полуостров и государства, располагающиеся на нем, имеют сложную и противоречивую историю. Этноконфессиональный состав данного региона также весьма разнообразен, причиной этому явились все те же сложные исторические процессы и влияние могущественных государств на данные территории за весь изучаемый период с древних времени до XX в.

Босния и Герцеговина, пожалуй, является ярчайшим примером данных культурных метаморфоз, ведь формирование ее этноконфессиональной карты проходило на фоне столкновений и взаимопроникновения различных культур, порой в корни отличающихся друг от друга. Как следствие историко-культурное развитие, и прежде всего разнообразие конфессий и этносов, проживающих на территории данного государства, их представляет собой существенный интерес для исследования.

Именно на территории Боснии и Герцеговины в конце XX в. вспыхнул самый ожесточенный региональный конфликт, который имел место после распада СФРЮ. Эти события повлекли за собой реакцию всего мирового сообщества и прежде всего западноевропейских и ближневосточных стран.

И по сей день процессы происходящие на маленьком в планетарном масштабе участке Земли, вызывают международные волнения, что ярко показал нам Балканский кризис и гражданская война в Боснии и Герцеговине в конце XX в.

 

Актуальность темы заключается в изучении формирования этноконфессионального состава Боснии и Герцеговины в сложных исторических условиях. А также в  рассмотрении ключевых исторических событий и конфликтов, многие из которых возникали на религиозной или национально-этнической почве и на данный момент имеют существенный интерес для сопоставления их с текущей сложной ситуацией в Боснии и Герцеговине.

 

Цель работы заключается в изучении влияния западноевропейского и ближневосточного фактора на формирование этноконфессиональной карты Боснии и Герцеговины на протяжении обширного временного периода с древних времен и до конца XIX - начала XX в.

Задачами данной работы являются:

  1. Анализ истории Боснии и Герцеговины, с точки зрения выделения этапов формирования ее этноконфессионального состава.
  2. Рассмотрение воздействия соседей данного государства и крупных западноевропейских и ближневосточных игроков на ход ее истории.
  3. Выявление уровня влияния крупнейших мировых религий (христианство и ислам) на формирование этноконфессиональной структуры Боснии и Герцеговины
  4. Анализ деятельности дипломатии великих держав в XIX в., оценка последствий их решений для данного региона в социальном, политическом и культурном плане.

Объектом исследования является многогранный процесс  формирования этноконфессиональной карты Боснии и Герцеговины.

Предмет данной курсовой работы – влияние западноевропейского и

ближневосточного факторов на формирование культуры и  этноконфессионального состава Боснии и Герцеговины.

Хронологические рамки: Курсовая работа охватывает временной промежуток: с древних времен и до конца XIX – начала XX вв.

При написании курсовой работы мною были использована научная литература по истории и археологии данного региона отечественных и зарубежных исследователей (Wilkes J.J, Illyrians, Фрейдзон В.И., История Хорватии, Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С. История южных и западных славян в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.)). Исторические документы и летописи, позволяющие провести глубокий анализ внешнеполитической деятельности государства в Средние века (Ильинский Г.А., Грамота Бана Кулина),а также рассмотреть историко-культурную составляющую региона (Константин Багрянородный. Об управлении империей). Кроме того при изучении данного вопроса мною была использована литература по истории международных отношений во второй половине XIX в. (Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000), публикации на тему народных движений (Виноградов В.Н. Великобритания на страже османского владычества на Балканах) и восстаний на Балканах, а также статьи, помогающие осветить различные этапы и курсы во внешней политике стран Западной Европы и Ближнего Востока и их влияние на формирование этноконфессиональной карты Боснии и Герцеговины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Формирование этноконфессиональной картины Боснии с древности  до XV в.

 

1.1 Историко-культурное развитие Боснии до 1180 года.

 

Район центральной Боснии был одним из регионов Европы, в котором уже в эпоху неолита появилось керамическое искусство. Следы художественной и материальной культуры того времени были обнаружены возле Бутмира (близ Сараево), поэтому неолитическую культуру Боснии принято называть бутмирской.

В III тысячелетии до н.э. ряд племен, владевших железными орудиями и оружием, вторглись в этот район и разрушили бутмирскую культуру. Тем не менее очень мало известно о прошлом Боснии до появления в ней в гальштатскую эпоху (II и I тысячелетия до н.э.) иллирийских племен1. Иллирийцы были основными жителями этих земель до IV в. до н.э., когда с севера сюда переселились кельты (370-360)2. В I в. до н.э. нынешнюю территорию Боснии и Герцеговины заняли римляне. Последнее восстание иллирийско-кельтских племен против них состоялось и было зафиксировано в 9 г н. э.3 Римская империя превратила нынешнюю территорию Боснии и Герцеговины в часть крупной провинции Иллирия (II век до н. э)4. С приходом римлян стала стремительно развиваться сеть дорог и римских поселений, которые использовались не только для нужд армии, но и для торговли золотом, серебром и свинцом, залежи которого в то время находились в Восточной Боснии5. За появлением инфраструктуры последовали и глубокие изменение в социальной жизни. На данные территории стало интенсивно проникать христианство (первые епископства упоминаются еще в I в. в Среме в Паннонии – в нескольких километрах от северо-восточной границы современной Боснии). На территории самой Боснии было найдено, по меньшей мере, 20 ранних римских базилик.6 Также в дальнейшем иллирийцами частично комплектовали римские легионы.

Такое влияние Римская империя оказывала на иллирийские земли вплоть до вторжения готов, а затем и славянских племен. Стоит заметить, что Лингвистическая карта Балкан в целом и Боснии и Герцеговины в частности приобрела свой современный вид в VI и VII вв. связано это как раз с воздействием вторгнувшихся славянских племен, главным образом хорватов и сербов. Они захватили западные части Балканского полуострова, принадлежавшие Восточной Римской (Византийской) империи, оставив ей укрепленные адриатические города, а затем славянизировали иллирийское население.

Политическая история Западных Балкан с VII по XI вв. была сложной и противоречивой с чередой завоеваний и сменой верховного господства. Первой свой контроль на Балканах установила Византийская империя. Однако к IХ в. она потеряла былое воздействия на эти земли, хотя формально господство Византии сохранялось и поддерживалось оно с прибрежных городов и островов Далмации. В конце VIII – начале IX северные территории Хорватии и большая часть северной и северо-западной Боснии были завоеваны франками Карла Великого и оставались под их контролем до 870 г.  Вероятно, в это время старый племенной строй в Боснии и Хорватии стал отчасти трансформироваться в форму западноевропейского феодализма7.

В это же время на территориях, где теперь располагаются современная Герцеговина и Черногория установился контроль сербов. Самая восточная группа сербов в течение второй половины XI на современном юго-западе Сербии собралась в первое сербское княжество, получившее международное признание сначала под названием Дукля, а затем Зета.8

В начале X в. в  Хорватии установился временный период независимости при короле Томиславе. При его правлении большая часть северной и западной Боснии входит в состав его царства. После его смерти (928 г.) территория Хорватского королевства была охвачена междуусобной войной, и в течение короткого периода (930-960 гг.) большая часть Боснии перешла под власть мощных сербских княжеств, признавших верховенство Византии.9

Само название Босния впервые упоминается в труде императора Византии К. Багрянородного «Об управлении империей», там она отмечается как особая географическая и территориальная единица10. Босния во времена Багрянородного включала в себя только центральную часть появившегося позже Боснийского государства – так называемую Врхбосну.

Данный период в истории Боснии и Герцеговины охарактеризован высоким уровнем нестабильности, господство над данными территориями постоянно переходило из рук в руки вплоть до того момента как данный регион попал под контроль Римской империи, чье влияние оказалось наиболее значительным.

 

 

1.2 Босния в период укрепления государственности (конец XII – конец XIV вв.)

 

Средневековая история Боснии довольно сложна и многогранна. Чтобы рассмотреть состояние Боснийского государства этого времени и влияние других стран на данную территорию стоит для начала обратить внимание на 3 ключевые личности. Это правители данной земли, руководство которых действительно выделяется своей важностью для дальнейшего исследования, а именно: Бан Кулин (правил с 1180 по 1204 гг), Бан Степан II Котроманич (1322-1353) и бан, а с 1377 г. король Твртко I (1353-1391). При Степане II Котроманиче Босния расширилась и включила в себя провинцию Хум (сегодняшняя Герцеговина), а при Твртко I стала самым могущественным государством западных Балкан, распространив свое влияние также на большую часть побережья Далмации.

Обратим внимание на окружение Боснии в начале XII в. – самым сильным ее соседом в то время являлась Венгрия, под ее контроль тогда переходит Хорватия (1102 г.)11.

Бан Кулин является очень значимой фигурой, как для средневековой Боснии, так и для современной. Этим правителем гордится боснийское население, так как при нем государство процветало, а население жило в мире. За 24 года правления Кулин развил Боснию в экономическом плане: подписал торговый договор с Дубровницкой республикой в 118912. Также Кулин установил дружеские отношения с правителем провинции Хум.

Однако отношения с Венгрией были менее дружественными, нежели с Дубровницкой республикой и Хумом; Венгрия считала себя единственной обладательницей права на контроль над Боснией и как следствие оккупировала часть её (включая долину реки Рамы). Венгерский король получил титул «Ramae rex» (король Рамы) и назначил банов (наместников короля) для управления провинцией (Кулин по одной из версий ученых признал власть Венгрии).

Здесь также стоит отметить влияние Римской католической церкви на ситуацию в регионе. С XIII в. на территории Боснии появляется так называемая патаренская ересь, которая в источниках встречается под названием «Боснийской церкви». «Боснийская вера» - еретическое  учение дуалистического типа, обычно отождествляемое с распространенным на Балканах богомильством и итальянским патаренством. Боснийская ересь давала повод католическому миру для вмешательства во внутриполитическую жизнь государства. История Боснии ХIII в. наполнена постоянными феодальными междоусобицами, в которых самое активное участие принимала католичекая церковь13.

Венгерские правители, исходя из вышесказанного, искали религиозного оправдания для вторжения в Боснию. По одной из точек зрения современных авторов интервенция состоялась в конце 1230-х годов, к 1238 г. венгры овладели территориями на юге центральной части Боснии и попытались установить на данных землях представительство доминиканского монашеского ордена. Боснийскому бану Нинославу удалось сохранить некоторые территории, связано это было с тем, что Венгрия готовилась встретить монгольское вторжение и войска венгров были переброшены на север.14

В период правления представителя уже боснийской династии — Степана II Котроманича (1322—1353) — произошло значительное расширение и укрепление Боснийского государства. Являясь католиком, он стремился поддерживать хорошие отношения с «еретиками-патаренами» и пользовался доверием у венгерского короля. Степан II выгодно использовал династические войны в Сербии и присоединил к Боснии область Хум. В результате все Адриатическое побережье от Дубровника до Омиша оказалось в его руках. Приобретение этих территорий имело очень большое значение для экономического развития Боснии и расширения ее торговых связей.

Экономический расцвет усилил политические амбиции боснийских банов и аристократов. Твртко I Котроманич (1353–1391)15 начал свое правление как бан и вассал Венгрии, но в 1377 короновался королем Сербии и Боснии. При сербском короле Уроше V, Твртко провел обширные завоевания (захватил Травунию, Канавле, Драчевичу, часть Далмации)16.

Политика бана Кулина, Степана II Котроманчиа и короля Твртко I действительно вывела Боснию и Герцеговину на совершенно новый уровень существования. Им удалось создать действительно крепкое и влиятельное государство в очень сложных условиях, ведь могущественные соседи Боснийского государства всегда устремляли свои взоры на эти богатые природными ресурсами земли.

 

1.3 Вторжение турок на Балканский  полуостров

 

В конце 1380 – начале 1390-х годов наступает новый поворотный период в истории Западных Балкан. Турецкие армии двигались в западном направлении через Болгарию, где в 1371 г. сербские войска встретили их на территории Болгарии и были разбиты. Вскоре османские войска добрались и до Герцеговины.

В 1389 г. старый сербский союзник Твртко – князь Лазарь отказался признать власть Турции и запросил военную помощь у Боснии. В ответ Твртко отправил большую группировку войск под командованием воеводы Влатко Вуковича, которая сражалась вместе с войсками Лазаря в битве на Косовом поле в июне 1389 г.

Войска обоих сторон понесли большие потери в этом сражении, погибли и предводители двух противоборствующих сторон - Турецкий  султан Мурад был убит в начале битвы, а князь Лазарь был захвачен в плен и был казнен после нее. Остатки турецкой и сербской армии отступили. К 1392 г. все сербские территории, за исключением Хума (подконтрольного Боснии), признали власть Турции.

После смерти Твртко I (1391 г.) в Боснии наступил длительный политический  и социальный кризис. Знать с сильной властью на местах начинает вести междоусобные конфликты.

Король Твртко II (1421—1443) пытался противостоять туркам, ориентируясь на Венгрию, однако протурецкая оппозиция была настолько сильна, что вскоре он был вынужден начать выплату дани султану. Его преемник Степан Томаш (1443—1461) в период своего правления начал самым жестоким образом расправляться с патаренами, надеясь найти опору в папской курии Венгрии. Он призвал духовенство боснийских еретиков и предложил им на выбор: обращение в католицизм или выдворение из Боснии. Согласно папским источникам, две тысячи выбрали обращение, и только сорок человек сбежали в Герцеговину.17

Информация о работе Этноконфессиональная карта Боснии и Герцеговины