Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа
Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.
Введение ..........................................................3
Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7
Глава 2. Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников ....16
Глава 3. Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21
Заключение………………. ………………………………...31
Список литературы ………………………………...33
После смерти Павла Овчинникова дело продолжили его сыновья. На выставке 1900 года в Париже они представили серебряные изделия, которые привлекли внимание «ввиду новизны выставляемых этой фирмой работ по расписной эмали и технических трудностей при выполнении этих работ». Фирма Овчинникова просуществовала до 1917 года.
Таким образом, фирма Павла Акимвича Овчинникова, основанная в 1853 году была центральной среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок. Развитие производства шло быстрыми темпами, изделия фирмы охотно покупались.
Отличительная особенность фирмы состояла в том, что для создания изделий П.А. Овчинников использовал модели известных скульпторов, архитекторов, художников и рисовальщиков.
Можно
сказать, что Павел Овчинников
поставил свое производство на
высокую ступень
Глава 3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЮВЕЛИРНОЙ ШКОЛЫ К. ФАБЕРЖЕ
Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье покинувших Францию гугенотов, родом из местечка Ла-Бутей на севере страны. Густав Фаберже, отец Карла, родился в 1814 году. В конце 20-х годов XIX века в Петербурге он начал учиться ювелирному мастерству и в 1841 году получил квалификацию мастера-ювелира. В 1842 году на Большой Морской улице в Петербурге Густав Фаберже открыл небольшую, но доходную ювелирную фирму в доме Жако. В те времена Большая Морская улица и Невский проспект были самыми модными торговыми улицами Санкт-Петербурга. В 1860 году, по неизвестным причинам, семья переехала в Дрезден, где Карл Фаберже получил коммерческое образование. Приблизительно в 1863 году отец отправил его в путешествие по Европе, и Карл некоторое время жил во Франкфурте, Флоренции и Париже. В 1864 году молодой Фаберже вернулся в Санкт-Петербург и начал учиться ювелирному делу у Хискиаса Пендина, Августа Хольмстрема и Вильгельма Раймера - известных ювелиров в мастерских своего отца. В 1868 году финский ювелир Эрик Коллин поступил на работу к Фаберже, а в 1872 году, когда Карл Фаберже возглавил ювелирную фирму отца, он назначил Коллина ведущим мастером.14 В первые годы фирма выпускала только традиционные ювелирные изделия, которые мало отличались от работ французских ювелиров. Главный дизайнер фирмы Франц Бирбаум позднее писал: “Большим спросом пользовались в то время оправы резных крупных сердоликов и других пород агатов в виде брошек, колье и т.д. Оправы эти делались из матового высокопробного золота в виде ободков из мелких бус, шнурков, перемежающихся с резным или филигранным орнаментом.”15
В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке «Русского художественного и промышленного искусства», где получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму и за ряд других ювелирных изделий. Через год, когда фирма впервые получила заказ от императорского двора, она, фактически, стала поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году Александр III заказал пасхальное яйцо в подарок императрице Марии Федоровне – это было первое яйцо из серии 54 декорированных пасхальных яиц, созданных фирмой. 16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоенно звание ювелира Его Императорского двора, и он получил право включить императорского двуглавого орла в свой фирменный знак. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. В это же время фирма Фаберже прекратила выпускать копии древних украшений и перешла на выпуск ювелирных изделий с эмалями.16
1882 год стал знаменательным
для ювелирного дома также
тем, что 20-летний Агафон
Именно в это десятилетние впервые возникает большинство “тем и сюжетов” Фаберже: создаваемое для царской семьи и императорского двора пасхальные яйца, фигурки животных - “полезные предметы” - и другие поделки из самоцветов или драгоценных металлов. Бирбаум в своих мемуарах пишет, что именно с Агафоном Фаберже в фирме начались перемены: “...по характеру более живой и впечатлительный, он искал и находил вдохновение повсюду в античности, в искусстве Востока, которое тогда еще не было изучено, или в природе. Сохранившиеся его рисунки - свидетельство постоянного и непрекращающегося поиска. Нередко можно встретить до десятка разработок одной темы.” 17
Оба брата Фаберже много
К 90-м годам Фаберже обошел своих конкурентов по “крупным вещам” и серебру. Болин сохранял лидерство по ювелирным изделиям, лишь в Москве его оборот в 1896 г. составил 500 тыс. рублей. Тем не менее, именно ожерелье из жемчуга и бриллиантов Фаберже ценой 166 500 рублей было выбрано в 1894 году цесаревичем Николаем как обручальный подарок его будущей жене, принцессе Алике Гессен-Дармштадтской. В свою очередь, коронованные родители Николая заплатили Фаберже самую высокую цену, которую ему когда-либо удавалось получить, 250 тыс. рублей - за другое колье, предназначенное в подарок их будущей невестке. В 1896 г. оборот Московского отделения Фаберже, основанного в 1887 г. для того, чтобы справляться со всевозрастающим спросом, достиг 400 тыс. рублей. Основу деятельности фирмы здесь составляли крупные дорогие серебряные сервизы и настольные украшения ценой по 50 тыс. рублей.
Швейцарский ювелир Франц Петрович Бирбаум поступил к Фаберже в 1893 году, и после смерти Агафона Фаберже в 1895 г. он стал главным дизайнером фирмы. Он был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и замечательно чертил. Его приход совпал с переориентацией Фаберже на стиль Art Nouveau, или модерн, и постепенное вытеснение из работ фирмы стиля Людовика XV, или, как его еще называли, “петушиного стиля,” который должен был уступить место стилям более классическим - стилю Людовика XVI и ампиру.19 Роль Ф. Бирбаума должна была быть весьма велика: по его утверждению, он создавал дизайны большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора после 1900 г: “Таких яиц было исполнено 50-60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна.”20
К началу века дело Фаберже стало самым значительным в своей отрасли в России. Приходилось открывать новые автономные мастерские, которые работали по рисункам и моделям фирмы. В 1900 г. фирма приняла в большом размере участие на Всемирной Выставке в Париже. Карл Густавович Фаберже был избран членом жюри. Французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона, со стороны же Русского правительства он никакой награды удостоен не был.
После успеха на Парижской выставке 1900 г. Фаберже приобрел широкую международную известность, для него были открыты все двери. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. Его магазины и выставочные залы привлекали десятки и сотни российских аристократов.
В 1900 годы Фаберже был завален заказами. За десять лет между 1907 и 1917 годами у него лишь в Лондоне было продано свыше 10 тыс. вещей. Триста мастеров работали в Санкт-Петербурге и двести - в Москве.
С 1901 года посредством торговых поездок фирма распространила сбыт своих изделий на Лондон, а в 1903 году был основан собственный магазин в Лондоне, где торговля с каждым годом развивалась и где в числе постоянных покупателей состоял весь Великобританский Королевский Дом. 21
Периоду Генрика Вигстрема, последнего старшего мастера Фаберже, который работал в фирме с 1903 по 1917 года недоставало яркости и изобретательности его предшественника. Исчезло буйство линий и красок стиля модерн, дизайн Фаберже стал суше и классичнее. И, хотя качество остается великолепным, уже само использование в нынешних работах Фаберже заранее заготовленных деталей стало накладывать на них отпечаток промышленной эры. Новинки , что было характерно для фирмы - регулярно появлялись каждый год. Некоторые изделия Фаберже получили ярко выраженный геометрический дизайн и как бы возвестили приближение нового нарождающегося стиля Art Deco.22
С объявлением войны в 1914 году эра Фаберже, проходившая для него под знаком императорской щедрости и покровительства, должна была завершиться. После эйфории первых побед пришли крупные поражения и потери, для всех наступили трудные времена. Начиная с сентября 1915 года, мастерские Фаберже начали в связи с мобилизацией ощущать недостаток квалифицированных мастеров.
Росло число незавершенных заказов. Московское отделение фирмы, занимавшееся работами по серебру, перешло на производство ручных гранат и гильз для артиллерийских снарядов. В Одессе из 35 мастеров в отделении фирмы остались лишь специалисты.
6 ноября 1916 года Фаберже - в качестве
меры предосторожности в
1917 год принес крушение старого
мира: последовали Февральская
Карл Фаберже был воспитан
на классических образцах, поэтому
в силу своей личной
Еще одна особенность ювелирного дома заключалась в том, что мастера имели свои клейма, которые, вместе с другими, помогали установить подлинность работы и дату. Личное клеймо Фаберже на изделиях, созданных в Петербурге, отличалось от московского. На произведениях из Петербурга стоит полное имя Фаберже, написанное кириллицей, без инициалов, которые писались лишь на миниатюрных произведениях этого отделения. На изделиях московского отделения стояли: «К.Фаберже», написанное кириллицей, и двуглавый орел. Императорский орел также присутствует на произведениях из серебра, сделанных или проданных в петербургское отделение мастерских Андреса Невалайнена, Юлиуса Раппопорта, Стефана Вакевы и Первой серебряной артели. Изделия, предназначенные для сбыта в Европе, носили имя Фаберже или его инициалы латинскими буквами. Большинство из них также имело инвентарный номер, выгравированный на металле. 24
Также различия в работах петербургских и московских мастеров были в том, что московские мастера торгового дома никогда не ставили собственные клейма на свои произведения, а в петербургском отделении мастера, отвечающие за изделия, ставили свое личное клеймо, даже на изделии отсутствовало клеймо самого Фаберже. Кроме того, клеймо Фаберже стояло далеко не на всех произведениях. На некоторых изделиях, как правило, на фигурках каменных животных, клеймо не ставилось, чтобы не повредить материала.
Это можно было считать своего рода рекламным подходом продвижения бренда Фаберже.
В 1880-е годы Фаберже изготовлял, за исключением пасхальных яиц с сюрпризами, главным образом ювелирные изделия и впоследствии, судя по счетам, эта продукция занимала значительную часть в деятельности фирмы. Она обеспечивала финансовую основу предприятия. В 90-е годы все чаще появлялись изделия с поделочными камнями и эмалями.
Высокое качество изделий было основным требованием Фаберже. Оно зависело не только от высокого профессионализма рабочих и мастеров, но и талантливости художников, модельеров, скульпторов. В первые десятилетия основными проектантами были сами братья Фаберже, после смерти Агафона его место занял Франсуа Бирбаум, который стал главным художником фирмы. В конце 90-х гг. в связи с сильно возросшим объемом предприятия и выпускаемых изделий на фирму пришли молодые дизайнеры, лучшие выпускники Училища художественного и промышленно-технического рисования барона Штиглица. Среди них Иван (Ян) Либерг, Федор Грюнберг, Оскар Май, Лейзер Стрих, Евгений Якобсон, Василий Зуев.