Юридическая сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Определить юридическую сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предпосылки распада СССР и возникновения СНГ 6
1.1 Государства-союзники провозглашают свою независимость 6
1.2 Статус государств-участников Содружества 9
Глава 2. Учредительные документы Содружества Независимых Государств 12
2.1 Роль Деклараций союзных республик о суверенитете 12
2.2 Алма-Атинское соглашение 15
Глава 3. Международный статус Республики Казахстан, как государства-преемника 19
3.1 Внешнеполитические задачи и принципы Республики Казахстан 19
3.2 Внешнеэкономические задачи Республики Казахстан 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Правопреемство после СССР[1]. КазГУ.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

         Подобную ситуацию международное  право оценивает как разделение (распад) государства, в результате  которого его государствами-преемниками,  т.е. носителями прав и обязательств  государства-предшественника становятся  новые субъекты международного права, образовавшиеся на территории последнего. Соответственно, такими правопреемниками были все государства - бывшие союзные республики. Однако так не считали прибалтийские республики5. Первыми (ещё в августе 1991 года) провозгласив свою независимость, они ещё до создания СНГ (в ноябре 1991 года) утверждали, что «юридически они не входили в состав СССР и поэтому не являются государствами-преемниками». Исходя из этих и других позиций они полностью отмежевались от всех структур, действовавших в то время. Мы не собираемся судить, насколько была правильной, мы бы сказали даже правомерной, такая позиция прибалтийских государств - это другой вопрос. Следствием этого было то, что наследие бывшего СССР должны были принимать на себя 12 бывших союзных республик, из которых 11 фактически, но не юридически, стали учредителями СНГ (Грузия только в декабре 1993 года стала участником, а точнее - членом Содружества Независимых Государств, однако присоединилась ко всем основным соглашениям, касающимся правопреемства, подписанным в рамках СНГ).

         Итак, статус государств-преемников  в учредительных документах СНГ  был юридически закреплён за 11-ью  государствами - бывшими союзными  республиками. Это вытекало, в первую  очередь, из общего положения:  государства-участники Содружества гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

         Безусловно, было понятно, что  одним лишь таким положением  невозможно было всё договорное  наследие СССР с внешним миром,  весь объём прав и обязанностей бывшего СССР перенести на 11 государств-участников СНГ. Это было лишь началом длительного процесса правового регулирования вопросов правопреемства, принципиальное отношение к которым уже было выражено. Решением Совета Глав государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года (г. Алма-Ата) юридически и окончательно был решён лишь один вопрос из этого комплекса: государства Содружества поддержали Россию «в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях». В остальных же вопросах из всей совокупности проблем правопреемства, возникших в результате юридического исчезновения СССР, из-за отсутствия действующих договорных норм (Венские Конвенции 1978 и 1983 годов о правопреемстве государств не вступили в силу), возникла опасность образования своеобразного «юридического вакуума».  

 

     Глава 2. Учредительные документы Содружества Независимых Государств

     2.1 Роль Деклараций союзных республик о суверенитете

       В середине 80-х годов в состав  СССР входили 15 союзных республик:  Армянская, Азербайджанская, Белорусская,  Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская,  Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек--представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

     Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с  обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера6. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

     В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина русского по национальности, первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

     Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских  государств и из западных районов  Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

     В 1988 г. начались военные действия между  Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев – таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

     Декларации  союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании  Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

     В апреле – мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

     Публикация  и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках7. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

     2.2 Алма-Атинское соглашение

     Алма-Атинская декларация, Алма-Атинское соглашение — декларация о целях и принципах СНГ было подписано 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате. В итоге к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

     Грузия  присоединилась к СНГ в октябре 1993. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.

     В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей  трех суверенных государств – России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ--Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

     Это соглашение гласит:

     «Независимые Государства

     - Азербайджанская Республика, Республика  Армения, Республика Беларусь, Республика  Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

     - стремясь построить демократические  правовые государства, отношения  между которыми будут развиваться  на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

     - признавая и уважая территориальную  целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

     - считая, что укрепление имеющих  глубокие исторические корни  отношений дружбы, добрососедства  и взаимовыгодного сотрудничества  отвечает коренным интересам  народов и служит делу мира  и безопасности;

     - осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

     - будучи приверженными целям и  принципам Соглашения о создании  Содружества Независимых Государств,

     заявляют  о нижеследующем:

     Взаимодействие  участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

     В целях обеспечения международной  стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и  единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса  безъядерного и (или) нейтрального государства.

     Содружество Независимых Государств открыто  с согласия всех его участников для  присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также  иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

     Подтверждается  приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

     С образованием Содружества Независимых  Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

     Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

     Государства - участники Содружества обязуются  неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации».

         К концу 80-х годов стало всё  настойчивее на первый план проблема национальной независимости и государственного суверенитета. Историческим событием стало 22 сентября 1989 года, когда произошло принятие "Закона о языках", где государственным языком был объявлен казахский, а русский язык языком межнационального общения. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были возвращены народу имена его славных представителей, репрессированных в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы: Ш. Кудайбердыева, А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, М.Дулатова и других. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в Союз Суверенных Государств. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахстана принял "Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР" до этого 24 апреля 1990 г. в республике был учреждён пост Президента Казахской ССР, на сессии Верховного Совета им был избран Н.А.Назарбаев. 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы. Эти события ускорили распад СССР. 1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен днём независимости. 2 октября 1991 г. впервые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур, с него стартовал первый космонавт - казах Т. Аубакиров. 2 марта1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

Информация о работе Юридическая сущность и содержание правопреемства союзных республик и Республики Казахстан после распада СССР