Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:46, курсовая работа
Основная цель контрольно-курсовой работы заключается в комплексном исследовании политической коммуникации как важного социального процесса в политической сфере жизни общества.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть структуру и сущность политической коммуникации;
- выделить основные средства политической коммуникации;
- рассмотреть модели политической коммуникации в трудах зарубежных ученых
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Политическая коммуникация: теоретико-методологические основы исследования……………………………………………………………………5
1.1. Сущность коммуникации как политического процесса………………...5
1.2. Теории политической коммуникации……………………………………7
1.3. Структура и модели политической коммуникации……………………..9
2. Специфика коммуникационных процессов в политической сфере………….14
2.1. Средства коммуникации в процессе политической деятельности……14
2.2. Пропаганда как средство политической коммуникации………………17
2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………….25
Библиографический список………………………………………………
2.3. Особенности политической коммуникации в информационном обществе
В последние десятилетия мировое сообщество затронуто глобальным процессом перехода от индустриальной к информационной организации всей системы общественных отношений. Сложность и необычность новой эпохи требуют глубокого осмысления происходящих изменений.
Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, но наиболее заметно их влияние в политике. В последние годы общественно-политический лексикон обогатился понятиями «электронное правительство», «киберполитика», «кибердемократия», «компьютеро-опосредованная политическая коммуникация», «цифровая (дигитальная) демократия», «коммуникационная демократия», «электронное гражданство» и др.
Активно внедряясь в сферу
политики, новые информационно-
Среди перспективных направлений исследований политической коммуникации в информационном обществе выделим следующие:
1. Интернет и демократия
Анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных направлений в политической теории. Как утверждает Р.Даль, демократия уже прошла на практике через несколько революций, причем ее сторонники часто даже не вполне осознавали происходящее. Л. Гроссман полагает, что с развитием новых коммуникативных технологий наступает новая, третья великая эпоха демократии.
Информационные технологии изменяют
не только форму осуществления
В исследовании темы «Интернет и демократия» можно выделить три основных подхода.
Один из них выражает так называемую «популистскую точку зрения», согласно которой Интернет восстанавливает возможность индивидуального воздействия на правительство и его политику. Э. Коррадо и Ч. Фейрстоун отмечают, что Интернет может обеспечить общение граждан с правительством «без посредников», а также уменьшить зависимость простых граждан от выборных должностных лиц, политических партий и группировок, отстаивающих свои экономические интересы». Интернет, посредством предоставления больших возможностей по обмену информацией, с одной стороны, усилит влияние простых граждан на политику, а с другой стороны, ослабит влияние тех, кому в настоящее время принадлежат средства массовой информации. То есть, чем больше возможности для граждан напрямую общаться с правительством, тем, вероятно, более вовлеченными в политику они будут, и чем больше их вовлеченность, тем сильнее будет их притягательность как личностей.
Согласно так называемой
коммунитаристской точки
На этом ожидании строится более широкий спектр возможностей: увеличение взаимопонимания, большее уважение к точке зрения других людей, устранение дискриминации по расовому или половому признаку, создание общих ценностей. Если популистская теория касается изменений во взаимодействии граждан с правительством, то ожидания сторонников коммунитаристской теории основываются на усилении взаимодействия граждан между собой.
Концепция «ускоренного развития плюрализма» строится на двух допущениях. Первое заключается в том, что увеличившиеся благодаря сети Интернет возможности получения и обмена информацией не изменят самой сущности плюрализма. На индивидуальном уровне Интернет никак не сможет изменить тот факт, что большинство людей чрезвычайно разборчивы в выборе политических проблем и средств получения информации. Они проявляют относительно сильный интерес лишь к небольшому числу политических проблем, оставаясь равнодушными ко всем остальным.
Второе допущение касается
вопроса привлечения населения.
Информационный поток и обмен
информацией облегчают
Исследователи видят перспективы в потенциале Интернета, и не только в том, чтобы сделать политическую связь и поток информации более эффективными и прозрачными, но также, чтобы использовать любой удобный случай для участия граждан в политических процессах. Наиболее значительными являются:
2. Электронная демократия как
компьютеро-опосредованная
Концепции электронной демократии относятся к теориям, которые рассматривают компьютеры и/или компьютерные сети в качестве важнейшего инструмента в работе демократической политической системы. «Электронная демократия» - это любая демократическая политическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети используются для выполнения важнейших функций демократического процесса, таких как распространение информации и коммуникация, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования). Эти концепции отличаются по возможности использования прямой или репрезентативной формы демократического правления и по степени активности граждан в государстве. Общим у этих концепций является уверенность в том, что различные свойства новых средств информации, такие как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи большого количества пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами могут положительно влиять на демократическую политическую систему.
Во многих западных исследованиях основной целью электронной демократии декларируется повышение уровня политического участия.
Следует заметить, что массовое политическое участие - лишь одна из множества ключевых функций политики средствами Интернета. Равными по значимости функциями Интернета, способными усилить институты представительной демократии, являются: обеспечение условий для конкуренции партий и соревнования кандидатов, активизация и привлечение гражданского общества, обеспечение прозрачности и повышение ответственности в процессе принятия решений, а также их эффективное доведение от властных структур до граждан. Для переходных (транзитных) обществ (Россия в их числе) эти функции даже более важны, чем уровень массового участия.
Наибольшие
перспективы в России имеет процесс
использования Интернет-
3. Электронное правительство
Дискуссия об электронной демократии в последние годы смещается в сторону обсуждения проектов электронного правительства.
В российском случае электронное правительство означает в первую очередь повышение эффективности механизмов контроля государства над гражданами в сферах сбора налогов, борьбы с преступностью и т.д. В федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» под электронной Россией понимаются федеральные и региональные органы власти, министерства и ведомства, комиссии и комитеты. Западный подход подразумевает, помимо облегчения коммуникации, усиление контроля граждан над правительством, что связано, в первую очередь, с введением публичных оценочных показателей деятельности последнего. Ни одной подобной программы в России нет и не разрабатывается. Даже в проекте «Глобальный портал развития», являющийся частью проекта Всемирного банка, реализация электронного правительства проходит через последовательные этапы одностороннего информирования граждан, предоставления сервисов, и лишь затем создание систем взаимодействия граждан и власти.
Нам представляется, что реальной
проблемой российского
Проекты создания «электронного правительства» породили дискуссию: обязательно ли информационное общество является в то же время открытым и гражданским? По-видимому, это необязательно. Вполне возможно, что такое информационное общество, насыщенное информатизацией, не будет открытым и даже гражданским. Напротив, благодаря технологии общество становится все более прозрачным для власти, а значит, более контролируемым. Плохо функционирующее государство отнюдь не станет лучше благодаря электронному правительству. Отсталое общество не перескочит из посттоталитарного в демократическое из-за того, что население получит доступ к тем или иным информационным ресурсам. Это опасные иллюзии, но они, к сожалению, достаточно широко распространены в России11.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая анализ системы политической коммуникации, можно подвести следующие итоги:
- политическая коммуникация
представляет собой процесс
- информационный обмен
в рамках социальной и
- политическая коммуникация
выступает как атрибут, то
Эффективная политическая коммуникация становится основным фактором, определяющим функциональную эффективность и дальнейшее развитие политической системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Приложение 1
«Структура политической коммуникации»
Информация о работе Политическая коммуникация: понятие, структура, средства, модели