Служебные части речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:28, лекция

Краткое описание

Служебные части речи – это предлог ,союз ,частица .В отличие от самостоятельных частей речи они не называют ни предметов, ни признаков ,ни действий ,ни количество и не бывают членами предложения.
Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи в предложениях употребляются только вместе с самостоятельными частями речи.

Вложенные файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 105.18 Кб (Скачать файл)

 

Кто живёт без печали и  гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи  — союзное слово кто, выступающее  в функции подлежащего.

 

Он не такой, каким мы хотели его видеть — средство связи —  союзное слово каким, являющееся определением.

 

Всё кажется хорошим, что  было прежде (Л. Н. Толстой) — средство связи — союзное слова что, являющееся подлежащим.

 

Отличие придаточных местоименно-определительных  от собственно определительных заключается  и в их способности располагаться  перед главной частью.

 

Придаточное определительное  замещает синтаксическую позицию определения  или сказуемого; в комплексе 2 ему  соответствуют придаточные определительное  и сказуемное.

    Тема№59.Сложноподчиненные  предложения с придаточными изъяснительными.

1. Придаточные изъяснительные  отвечают на падежные вопросы.  Они относятся к членам предложения,  которые выражены глаголами, требующими  добавочных разъяснений, например:

Ирина Петровна сказала (что  сказала?), что завтра уезжает в  Ленинград.

Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.

Попросим Виктора (о чём  попросим?), чтобы он принёс альбом с  марками.

Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами.

 

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам "и что", "чтобы", "как", "будто". Когда нужно выделить то, о чём сообщается в придаточном  предложении, к поясняемому слову  в главном предложении прибавляется указательное слово, например:

 

Докладчик горячо говорил  о том, что в первую очередь  надо повысить производительность труда.

 

II. Придаточные изъяснительные  могут относиться не только  к глаголам, но и к другим  словам, например:

Я рад (чему рад?), что вы успешно  закончили свою работу.

Он пришёл довольный тем (чем довольный?), что получил за сочинение отличную отметку.

Сообщение о том (о чём?), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.

Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)

 

Особую группу составляют придаточные изъяснительные, которые  прикрепляются не союзами, а союзными словами, например:

Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит.

Мне очень хотелось узнать (что узнать?), что лежит в этой коробочке.

Я всё скрывал (что скрывал?), отчего сестрица простудилась.

Примечания

 

1. В эту группу придаточных  входят косвенные вопросы , например:

Я спросил Серёжу, когда  он придёт к нам. (Ср. с прямым вопросом: Я спросил Серёжу: „Когда ты придёшь  к нам?").

 

Косвенные вопросы могут  присоединяться к главному союзом-частицей "ли", например:

Я спросил Серёжу, придёт ли он к нам.

 

2. Придаточные изъяснительные  с союзными словами "кто"  или "что" (Счастлив, кто строит  новую жизнь; Я слышал, что вы  прошептали) переходят в определительные,  если в главное предложение  вводится указательное слово  "тот", которое выступает в  роли подлежащего или дополнения  и поэтому имеет значение существительного:

Счастлив mom, кто строит новую  жизнь (ср.: Счастлив mom человек, который  строит новую жизнь)

Я слышал то, что вы прошептали (ср.: Я слышал то слово, которое вы прошептали).

 

3. Одни придаточные изъяснительные  отвечают на вопросы косвенных  падежей и сходны с дополнениями, например:

Вера сказала (что сказала?), что её бригада выполнила план.

 

Другие придаточные изъяснительные отвечают на вопросы именительного  падежа и сходны с подлежащими, например:

Мне кажется (что кажется?), что погода скоро изменится.

   Тема№60.Сложноподчиненные  предложения с придаточными обстоятельственными.

Общие понятия

Придаточные обстоятельственные предложения делятся на:

придаточные степени и  образа действия (они распространяют словосочетание),

придаточные сравнительные,

придаточные места,

придаточные времени,

придаточные цели,

придаточные причины,

придаточные условные,

придаточные уступительные,

придаточные следствия (они  распространяют главное предложение).

    Тема№61.Сложноподчиненные  предложения с придаточными места.

 

1. Вопросы: придаточные  места отвечают на вопросы  где? куда? откуда?

 

2. Средства связи: придаточные  места прикрепляются к главному  предложению союзными словами:  где, куда, откуда. В главной части  им соответствуют указательные  слова в функции обстоятельства  места: там, туда, оттуда, всюду  и др.

 

3. Место в предложении:  придаточные места могут стоять  перед главным предложением, в  середине главного предложения,  но чаще – после главного  предложения.

 

Например:

 

Нет величия там [где?], где  нет правды (Л. Толстой).

 

[   указ. слово], (где  – союз. слово).

 

[Куда?] Куда иголка, туда  и нитка (пословица).

 

(куда – союз. слово), [указ. слово   ].

 

Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

 

[   указ. слово], (откуда  – союз. слово).

Обратите внимание!

1) Где, куда, откуда не  могут быть союзами. Это всегда  союзные слова. 

 

2) Эти союзные слова  (где, куда, откуда) могут использоваться  в придаточных определительных  и дополнительных. Средством разграничения  типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

Ср.: Он едет туда [куда?], где  никто не бывал – придаточное  места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал  – придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать – придаточное изъяснительное.

 

 К придаточным предложениям, которые относятся ко всему  главному предложению, относятся  также:

 

придаточные сравнительные, придаточные времени, придаточные  причины, придаточные цели, придаточные  условия, придаточные уступительные, придаточные следствия.

Тема№62.Сложноподчиненные  предложения с придаточными времени.

   Придаточные времени отвечают на вопросы когда ?как долго ?с каких пор ?до каких пор?

   Придаточные времени  обозначают время действия того ,о чем говориться в главном предложении ,и присоединяются к нему при помощи союзов когда ,пока ,как только ,с тех пор как ,до тех пор пока ,в то время как ,едва .Например :Когда он в первый раз открыл  глаза(когда?),его улыбка встретила гроза.

  1.На какие вопросы  отвечают сложноподчиненные предложения  с придаточными времени?

2.Что обозначают придаточные  времени?

3.При помощи каких союзов  присоединяются к главному предложению?

  Упражнение .Спишите ,раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

  1.Эту легенду я  (вспомнить)когда(думать) о нашем  удивительном писателе Александре  Грине.2.После того как мы (подойти)  к подножию горного хребта проводников можно(быть ,отпустить).3.Чуть только тучка(закрыть)солнце лес сразу (становиться)угрюмый.4.Стадо по мере того как волы и коровы(утолять)жажду (переходить) на ту сторону реки.

  Упражнение .Закончите сложноподчиненные предложения ,добавляя главные предложения.

   1.Когда я собираюсь  в школу, ….. .2. …., пока я отсутствовал. 3. Как только она вошла, …  .4. ….,когда зашло солнце.5… ..,из-за  плохой погоды.

 

     Тема№63.Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

  Придаточные цели  отвечают на вопросы  зачем ?для чего ?с какой целью ?Они называют цель того ,о чем говориться в главном предложении ,и присоединяются к нему при помощи союзов чтобы ,для того чтобы ,с тем чтобы .Например :Чтобы сделать что-нибудь великое ,нужно все силы души устремить в одну точку.

  Союз  чтобы пишется слитно и присоединяет придаточные предложения к главным .Союз чтобы нужно уметь отличать от сочетания местоимения что с частицей бы ,которое пишется раздельно .В этом сочетании частицу можно перенести на другое место .Например :Что бы мне спеть ?-Что мне спеть бы?

  1.На какие вопросы  отвечают придаточные цели?

  2.При помощи каких союзов присоединяются к главному предложению?

  Упражнение . Спешите ,раскрывая скобки и употребляя глаголы в нужной форме .Выделите грамматические основы.

    1.Чтобы (понимать)людей ,нужно любить их.2.Я работаю ради того ,наконец ,чтобы человек был прекрасен ,прост и умен.3.Чтобы(достичь)Магадана на корабле ,надо(пересечь) с юга на север Охотское море.4.Она (поглядеть) в зеркало и несколько раз (мотнуть)головой ,чтобы(зазвучать)бусы.5.Не для того же(пахать) он и (сеять),чтобы нас ветер осенний(развеять).6.Чтобы(облегчить)путь ,пришлось идти зигзагами ,часто останавливаться и поправлять вьюки.

    Тема№64.Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия.

  Придаточные следствия  указывают результат того ,о чем говорится в главном предложении ,и присоединяются к нему при помощи союзов так что .Например :Дождь лил как из ведра ,так что на крыльцо нельзя было выйти.

  1.На что указывают  придаточное следствия в предложении?

2.При помощи какого союза присоединяется к главному предложению?

   Упражнение .Ответьте на вопросы ,употребляя сложноподчиненные предложения.

  1.Когда Соня Раскольникова  за руку и преклонили голову  к его плечу?2.Почему Раскольников  вышел из церкви?3.Когда он счел  бы себя счастливым?4.Почему Раскольников ,возвращаясь а город ,смешивался с толпой?5.Какое чувство не покидало его?

Упражнение .Перестройте предложения, преобразовав сложноподчиненные предложения с придаточными причины в сложноподчиненные предложения с придаточными следствия ,и наоборот.

  1.Лес стоял темный  и молчаливый потому что главные певцы улетели.2.Я нанялся ему в подмастерья ,так как жить было начем.3.За пять часов мы не проехали и двадцати верст ,потом что дорога была скверная.4.Солома была гнилая и рыхлая ,так что волчиха едва не проволилась.5.В комнате воцарилась тишина ,так что его шепот был слышен всем.

                                            Контрольная работа №1

                                

Кем быть?

   Работать над собой, формируя  характер, силу воли, развивая профессиональные  способности, никогда не поздно. Но лучше начинать смолоду.

   Обдумывая выбор будущей  профессии, вы начинаете оценивать  свои интересы, склонности, возможности.  Вы учитесь разбираться в сложном  мире своих качеств, которые  нельзя не принимать во внимание  при обдумывании будущего трудового  пути.

   Первый шаг в этой работе  — составление перечня тех  качеств, которые нужно в себе  укреплять и развивать, а также  тех своих способностей, которые  важно преодолеть, возместить за  счет других качеств, тренировки.

   Итак, чтобы научиться управлять  собой, надо познавать себя, осознанно  относиться к своим потребностям  и способностям, переживаниям и  мыслям. Познать себя можно только  в конкретном труде, где проверяется  соответствие знаний, умений и  навыков требованиям трудовой  деятельности, глубже оцениваются  физические возможности, волевые  качества, умение работать в коллективе, общаться с людьми.

(По материалам  периодической печати)128 слов

 

                    Тема№65.Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Сложноподчиненные предложения  могут иметь общее значение качественно-количественное. Придаточные части в таком  случае конкретизируют это значение либо как значение образа или способа  действия (на переднем плане качественный оттенок), либо как значение меры или  степени (на переднем плане количественный оттенок). Качественно-количественные значения часто бывают малодифференцированными.

Сложноподчиненные предложения  с придаточными образа действия, меры и степени имеют в главной  части местоименные слова, значение которых конкретизируется придаточной, присоединяемой обычно при помощи союзов. Поэтому предложения с придаточными данного типа чаще всего являются местоименно-союзными соотносительными. Таким образом, несмотря на различие в семантике, подчас очень тонкое и слабо уловимое, данные предложения  едины по строению. Структурное единство определило и единый порядок расположения частей: придаточная часть всегда следует за главной.

В предложении Трое офицеров, бывших в столовой, поздоровались  с ним сухо и заговорили между  собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Купр.) придаточная часть содержит указание на качество действия.

Информация о работе Служебные части речи