Управление и манипулирование аудиторией средствами массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования – изучить влияние СМИ и СМК на общественность. Задачи исследования – изучить информационные потребности современного телезрителя, влияние телевидения на формирование общественного мнения, узнать, какие PR-действия могут повысить рейтинг новостных программ; ознакомиться со спецификой выпуска новостей. Решение этих задач позволит повысить знания о процессе управления аудиторией и специфике подачи информации телевидением.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

      Еще один заимствованный жанр, сводящей разницу российского и американского телевидения на «нет» - это, конечно, ток-шоу. Жанр – самый популярный на телеэкране, пожалуй. «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью»5. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что «залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой...»6.

      По  популярности с ним могут сравниться лишь игры и состязания, транслируемые  всеми действующими телеканалами и  ставшие неотъемлемой частью индустрии  телеразвлечений.

      Практически всегда это – телевикторины с фортуной и на интерес. Популярность викторин основана на соучастии зрителей, отвечающих у телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у них иллюзии о возможности также попасть на экран.

      Возьмем, к примеру, популярную в США программу  «Шоу Опры». Опра Уинфри, обаятельная женщина, очень живая, заразительно смеющаяся, считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу – это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала». Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная»7. Несомненно, главный признак популярности ток-шоу – это его рейтинг (от рейтинга зависит и финансовое благополучие программы).

      Телевизионный жанр «реального шоу» (reality show) в своих различных вариантах уже много лет пользуется популярностью на мировом телерынке. Этот жанр называют также «документальным мылом», или коммерческим документальным кино. Для России жанр «реального шоу» является новым, он начал развиваться на отечественном телевидении сравнительно недавно. Наиболее громкими проектами самого последнего времени стали программы «За стеклом» (шоу проходило в течение ноября 2001г. на телеканале ТВ-6), «Большой брат» и «Дом-2» (последний транслируется уже несколько лет на телеканале ТНТ), «Последний герой» и «Фабрика звёзд» (транслировались на телеканале ОРТ).

      По  мнению многих специалистов, благодаря  именно программам развлекательного жанра, «телевидение занимает сегодня колоссальное место в жизневосприятии. Оно, значительно облегчая жизнь, значительно облегчает также и умственную деятельность».

      Социально-диагностические  исследования показывают, что телезрителям нравятся далеко не все выходящие  в эфир передачи с хорошими «рейтинговыми  показателями». Они уважают далеко не всех известных ведущих. Есть регулярно  появляющиеся на экранах люди, которых  зрители оценивают как ненадежных, холодных, бесцеремонных, несимпатичных, даже – злых. «... Распространено мнение о дурном вкусе большинства зрителей, которые сами хотят бесконечных  зрелищ, шоу, «мыльных опер». Такие передачи действительно многим нравятся. Но, по данным последних исследований, у значительной части аудитории  есть огромная потребность в получении  проблемной информации».

      Если  посмотреть на проблему телевизионного заимствования с социокультурной точки зрения, то результаты этого осмотра будут весьма плачевными. Навязываемая российскому зрителю американизированная манера подачи и восприятия материала, присыпанная русским перчиком и сдобренная порцией пошлятины или вульгарности, пустая по сути и не всегда профессионально исполненная, отталкивает зрелого зрителя и портит вкус молодому, приучая смотреть на вещи этаким прищуренным глазом через американскую линзу.

      В. Познер отмечает: «Когда-нибудь, надеюсь, мы придем к пониманию того, что  телевидение существует для зрителей. Как, извините, химчистка для клиентов. Если в ближайшей химчистке будут  плохо чистить, я пойду в другую. Но пока, увы, у нас и чистят всюду одинаково, и передачи на всех каналах равноценны»8.

      Так что, ругая телевидение, и государственные  чиновники, и зрители должны понимать, что телевидение отражает их вкусы  и потребности, что до тех пор, пока они будут «покупать» его «товар», оно не изменится. В этом и заключается его «свобода и независимость».

      Телевидение – не столько шоу-бизнес, сколько  власть над сердцами и умами, «абсурд  в том, что взять эту власть в свои руки может любой, кому не лень». Но все же основной абсурд, по мнению Л. Дмитриева, в том, что телевидение  не искусство, не бизнес, а власть и  политика. И любой мало-мальски  уважающий себя политик из любой  ветви власти мечтает о собственном  телевидении.

      Многие  профессионалы считают, что нынешняя практика рейтингов на различных телеканалах – не что иное, как интригующая реклама. Любая ошибка может привести к серьёзным последствиям. Достаточно только выбрать неверный курс или принять неверное решение. Именно это происходит с российским телевидением.

      Это и большая часть телепрограмм, созданных по «образу и подобию» программ запада, и имиджи ведущих, и манера ведения программы, и политика рейтингов.

      В настоящее время ситуация такова, что общество не продвинется вперед без телевидения в качестве детонатора общественной мысли. Но при сегодняшнем состоянии телевидения поиск новых путей невозможен. Если не прокладывать новые «рельсы»9.

      Таким образом, появление в большом  объеме западных телепрограмм на центральных  российских каналах связано  в  основном за счет внедрения таких  «новых» телевизионных жанров, как  телешоу, телевикторины, телеигры, телесериалы, «реальные шоу» и т. п.  
 
 
 

     2.2. Российские телеканалы с точки зрения подачи информации. 

     Ни  для кого не секрет, что образ  России в глазах Запада в последнее  время не так привлекателен, как  того хотели бы российские власти. На фоне множественных тому причин можно  выделить одну из самых главных. Речь пойдёт о российских СМИ и о  том, какую информацию и как они  преподносят зрителю.

     Руководство страны обеспокоено тем, что национальные телеканалы в большей степени  бессмысленны и не несут какой-либо смысловой нагрузки. 7 ноября 2011 года состоялась встреча главы государства  Дмитрия Медведева с православной общественностью, на которой произошла  дискуссия о ситуации в российских СМИ. Медведев заметил, что благодаря существующим законам информационного мира исчезают архиважные новости, а вещи, которые носят предельно субъективный характер, занимают верхние строчки в лентах новостей различных СМИ. Из-за этого человек теряет нравственные ориентиры.

     Рассуждая о журналистской работе, глава  государства все же заметил, что  не его дело учить СМИ, создавать  госструктуры по формированию информполитики никто не будет, а сам он не видит в действиях существующих массмедиа «ничего сверхтрагичного». «Просто нужно давать полноцветную картину, – подытожил Дмитрий Медведев, советуя для этого создавать новые СМИ, в том числе в Интернете. – А погоня за рейтингами не может быть самоценной и довлеющей». С другой стороны, ситуацию нельзя загонять и в обратном направлении, заметил президент. Напомнив, что, согласно распространенному мнению, нынешнее телевидение навязано авторитарным режимом, не дает слова оппозиционным силам и замалчивает многие вещи10.

     Говоря  о полноцветной картине, Медведев, судя по всему, не имел в виду государственные телеканалы, отличающиеся крайней однобокостью. Так, прошедший в минувшую пятницу «Русский марш», в котором приняли участие не менее 10 тыс. человек, на госканалах вообще не освещали. А неделей ранее стало известно, что из эфира передачи «Центральное телевидение» на НТВ был вырезан сюжет, в котором очевидец рассказывал о продолжающихся пытках и зверствах в Чечне со стороны правоохранителей. Интересная картина наблюдается и в освещении российским ТВ зарубежных событий – телеканалы с удовольствием показывают наводнение в Турции, беспорядки в США, Сирии, Ливии и Греции, изредка вспоминая о сексуальных утехах любвеобильного Доминика Стросс-Кана. После такого зрелища сомнений, что жизнь в России вполне сносная, у телезрителя, похоже, остаться не должно. Российская оппозиция, особенно внесистемная, от эфира государственного ТВ, как известно, отрезана. Оппозиционеры жалуются на стоп-листы, в которые включены десятки критиков путинского режима – и им появление в телеэфире не грозит.

     Однако, над всеми ведущими печатными, интернет- и телевизионными СМИ есть негласный контроль со стороны властей. И предпосылок для либерализации государственных СМИ нет, что скорее всего будет возможно перед президентскими выборами, поскольку Путину крайне важно легитимизироваться, хотя бы таким образом, в глазах Запада. Сейчас же политика российских телеканалов весьма неуклюжа – основной продукт, которым потчуют зрителей новостей, – крайне лояльное освещение деятельности госвласти и первых лиц государства.

     Телевидение является одним из основных источников информации и развлечений в России. Рассмотрим некоторые телеканалы с точки зрения подачи информации. Сегодня телевидение как бы говорит нам: «личность человеку не нужна». Человек лишь форма для личности, которую можно заполнить идеями, представлениями, памятью. Он исполнитель этих идей, хранитель этой памяти. Способов оказать воздействие на «форму» множество, а вот инструментарий ограничен. С помощью телевидения у человека можно создать искаженные представления о реальности, влияя тем самым на его поведение. Особенно хорошо этот эффект достигается при подаче новостей.

     Новости строятся по смысловому ряду. Смысловой ряд — это группа новостей, объединенная единым эмоциональным фоном. То есть информация, которая будет оценена зрителем, как «положительная» или как «отрицательная», подается отдельным блоком. Сообщения о войнах, авариях и природный бедствиях зачастую идут подряд, не перемешиваясь с «хорошими» новостями и наоборот.

     Негативные  смысловые ряды — это, как правило, два, три репортажа, следующие один за другим, и повествующие о болезнях и террористических актах и т.д. Сведения, оцениваемые как нейтральные  или позитивные, напротив, образуют «позитивные смысловые ряды».

     Классический  пример смыслового ряда. Перед нами выпуск новостей канала ОРТ за 13.01.2004 г. Значительная часть выпусков новостей построена именно по этому принципу: с чередованием блоков положительной  и отрицательной информации (положительная «+», отрацательная «-»).

     1. США. Новости о марсоходе. (+)

     2. Москва: пойманы «оборотни» в  погонах — работники ГИБДД (+)

     3. Заседание Гос. Думы: раздел комитетов. (+)

     4. США: скандал с министром финансов выступившим против Буша (+)

     5. Аварийная «посадка» вертолета  США в Ираке. (терроризм) (-)

     6. Ирак: митинги безработных (-)

     7. «США подтверждает готовность  финансировать вывод Российских  баз с территории Грузии и  спонсировать грузинскую армию». (-)

     8. Британия. В тюрьме покончил жизнь  самоубийством через повешение  доктор маньяк-убийца. (-)

     9. Израиль. Арест палестинцев.(терроризм). (-)

     10. Литва: обвинения президента Литвы  в связях с русской мафией. (-)

     11. Россия. Мин. обороны начинает  проверку Сибирского военного  округа (+)

     12. Д.Восток. Итоги операции вихрь-антитеррор. (+)

     13. Похороны горняков, погибших в  шахте. (-)

     14. с. Волково. В школе низкая  температура. (-)

     15. В РФ день печати. (+)

     16. На Камчатке активизировался  вулкан, угрозы нет. (+)11 

     Секрет  влияния смысловых рядов прост. Зритель, свыкшийся с чередованием блоков «плохой» и «хорошей» информации, при первом же негативном репортаже, будет готов к продолжению  смыслового ряда. Это значит: ему  известно, что если показали одну «плохую» новость, за ней последует еще  несколько таких же. Как правило, данный ряд новостей человек воспринимает как нежелательный и неприятный. И это не удивительно, кого могут  обрадовать погибшие дети или вид  разрушенных домов? Прием манипуляции  заключается в том, чтобы включить в блок отрицательных новостей нейтральную  информацию с целью придания ей негативного  подтекста за счет общего негативного  оттенка смыслового ряда. Как правило, включить можно лишь один небольшой  репортаж, чтобы эффект от просмотра  негативного смыслового ряда не исчезал.

     Часто при создании новостей используется такой приём, как «искажение информации». Так, два телеканала в один день предоставляют нам информацию о совершенно разных событиях, умалчивая о наиболее или наименее важных. Если по государственному ТВ нам расскажут о «небывалых снегопадах» и спасательных операциях на Севере, то негосударственное ТВ продемонстрирует нам, например, ситуацию в Чечне или Ливии. Насколько разными могут быть новости одного дня. Один события скрывают, другие – создают. В первом случае негативная информация смягчается, позитивно интерпретируется, во втором – преувеличивается, в ход идет военная терминология в описании относительно безопасных событий, что зачастую приводит к нарушению нормы негавтиных новостей, влияющих на психику человека.

Информация о работе Управление и манипулирование аудиторией средствами массовой коммуникации