Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность: значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий характер на общемировом уровне.
Массовая коммуникация является мощным источником и средством распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.
Введение
1. Определение массовой коммуникации
2. Характеристики массовой коммуникации
3. Функции массовой коммуникации
Заключение
Список литературы
6. Формирование
интересов и стереотипов
7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях
8. Формирование слухов с определенными целями
9. Мотивация
и активизация творческого
Одной из важнейших
социально-психологических
Массовая коммуникация
как социально-психологический
Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.
Наряду с
социальными функциями
1. Функция социальной
ориентировки человека и
2. Функция аффиляции,
социальной идентификации, то
есть создание у человека
3. Функция контакта
с другим человеком. Связана
с потребностью личности в
установлении контакта с
4. Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.
Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:
1. Утилитарная.
Выражается в том, что с
2. Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.
Во второй главе были рассмотрены характеристики массовой коммуникации с точки зрения двух фундаментальных наук в области изучения влияния массовых коммуникаций – психология и социология.
3.Функции массовой коммуникации
Основная
функция массовой коммуникации
заключается в обеспечении
Массовая
коммуникация, распространяя информацию
о фактах, событиях, социальных и
культурных ценностях как
Массовая коммуникация
как сложный процесс
По поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное различие сводится к степени детализации функций.
Основными
функциями, которые выполняет
массовая коммуникация в
Американский политолог Г.Лассуэлл в 1948 г. выделил три функции коммуникации:
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения:
Информационная
функция заключается в
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. Эта функция также связана с целесообразным и целенаправленным использованием культурных норм и стереотипов, идеалов и образцов. Кроме того, она сопряжена с формированием личности определенного типа. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.
Социальная сущность массовой коммуникации: это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
В 1960 г. Американский
исследователь Чарльз Райт к названным
добавил развлекательную
Землянова Л. Я. Выделяет три функции массовой коммуникации в обществе:
Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации:
Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:
Функции массовой коммуникации:
1. Интегрирующая.
В рамках данной функции
2. Коммуникативная.
Массовая коммуникация создает
особую среду трансграничной, интерактивной
и мобильной активности
3. Актуализирующая.
Именно благодаря
4. Геополитическая.
Массовая коммуникация
5.Социальная. Массовая
коммуникация трансформирует
В.П.Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации:
- функция политического контроля;
- функция опосредованного духовного контроля;
- культурологическая функция.
Тем не менее, исходя из приведенных выше характеристик и основных функций массовой коммуникации, ее социальная сущность сводится к тому, что – это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
Информация о работе Характеристики та функції масової комунікації