Характеристики та функції масової комунікації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий характер на общемировом уровне.
Массовая коммуникация является мощным источником и средством распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.

Содержание

Введение
1. Определение массовой коммуникации
2. Характеристики массовой коммуникации
3. Функции массовой коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТК.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

6. Формирование  интересов и стереотипов массового  сознания через установки

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях

8. Формирование  слухов с определенными целями

9. Мотивация  и активизация творческого мышления  в группе (корпоративной среде)

Одной из важнейших  социально-психологических функций  массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен  предполагает постоянную динамику и  непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

  Наряду с  социальными функциями выделяют  и социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них:

1. Функция социальной  ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

2. Функция аффиляции,  социальной идентификации, то  есть создание у человека чувства  приобщения к группе, сопричастности с ней.

3. Функция контакта  с другим человеком. Связана  с потребностью личности в  установлении контакта с другим  человеком для самовыражения  и сопоставления своих взглядов  со взглядами других людей.  Следует отметить и другие  формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

4. Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

  Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими:

1. Утилитарная.  Выражается в том, что с помощью  средств массовой коммуникации  человек имеет возможность решать  конкретные практические, в том  числе бытовые, проблемы.

2. Функция эмоциональной  разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но в определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

 

Во второй главе  были рассмотрены характеристики массовой коммуникации  с точки зрения двух фундаментальных наук в области изучения влияния массовых коммуникаций – психология и социология.

3.Функции массовой коммуникации

 

 Основная  функция массовой коммуникации  заключается в обеспечении взаимосвязи  между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

 Массовая  коммуникация, распространяя информацию  о фактах, событиях, социальных и  культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи: Создает и поддерживает общую «картину мира». Создает и поддерживает «картину отдельной общности». Передает от поколения к поколению ценности культуры. Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Массовая коммуникация как сложный процесс распространения  информации на численно большие аудитории  имеет ряд важных функций, нацеленных на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию, консолидацию общества и социализацию индивидов.

 По поводу  функций массовой коммуникации  мнения ученых расходятся. Основное  различие сводится к степени  детализации функций. 

 Основными  функциями, которые выполняет  массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение.

Американский  политолог Г.Лассуэлл  в 1948 г. выделил  три функции коммуникации:

  1. обозрение окружающего его мира (информационная функция)
  2. корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь)
  3. передача культурного начала (познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культур).

В отечественной  психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения:

    • информационная;
    • регулирующая;
    • социального контроля;
    • социализации личности привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая  большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов  и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая  функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями является несомненной заслугой СМИ. Эта функция также связана с целесообразным и целенаправленным использованием культурных норм и стереотипов, идеалов и образцов. Кроме того, она сопряжена с формированием личности определенного типа. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Социальная  сущность массовой коммуникации: это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

В 1960 г. Американский исследователь Чарльз Райт к названным  добавил развлекательную функцию (эмоциональная разрядка; заполнение свободного времени; эскапизм, уход от проблем; получение эстетического наслаждения; сексуальное возбуждение). Специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включают в число функций еще одну – мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще политических, реже религиозных. Социально значимые функции массовой коммуникации можно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная функция способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности. Регулирующая функция подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

Землянова Л. Я. Выделяет три функции массовой коммуникации в обществе:

  1. контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения
  2. корреляция элементов общества и среды
  3. сохранение и передача социально-культурного наследия

Современные французские  ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации:

  1. функция антенны – снабжение общества различного рода информацией
  2. функция усилителя – преувеличение фактов, драматизация событий
  3. функция фокуса  – средства массовой информации являются фокусом изменения социокультурных течений
  4. функция призмы – формирование новых моделей поведения
  5. функция эхо — средства массовой информации выполняют функцию сохранения определенной социальной структуры, служат символами определенного социального порядка.

Известный отечественный психолог А. А. Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

  • оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность
  • функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания
  • функция социального контроля посредством социальных норм, этический и эстетических требований
  • функция социализации личности – воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Функции массовой коммуникации:

1. Интегрирующая.  В рамках данной функции массовая  коммуникация объединяет в единую  пространственно-коммуникативную и  социокультурную среду различные  виды человеческой деятельности  и занимающихся ими субъектов,  в том числе, как отдельных людей, так и целые государства, народы и международные коалиции, и транснациональные корпорации.

2. Коммуникативная.  Массовая коммуникация создает  особую среду трансграничной, интерактивной  и мобильной активности различных  субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен.

3. Актуализирующая.  Именно благодаря использованию  технологий массовой коммуникации  появляется возможность осуществлять  управляющее воздействие на массовое  сознание и актуализировать различными  субъектами деятельности свои жизненно важные интересы в информационно-психологическом пространстве посредством реализации ими информационной политики.

4. Геополитическая.  Массовая коммуникация формирует  собственные ресурсы и изменяет  значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции.

5.Социальная. Массовая  коммуникация трансформирует состав  общества и изменяет характер  и содержание социально-политических (общественных) отношений во всех  сферах – политике, культуре, науке,  религии и других.

В.П.Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных  на преобладание той или иной ведущей  функции массовой коммуникации:

- функция политического  контроля;

- функция опосредованного  духовного контроля;

- культурологическая  функция.

Тем не менее, исходя из приведенных выше характеристик и основных функций массовой коммуникации, ее социальная сущность сводится к тому, что – это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Информация о работе Характеристики та функції масової комунікації